ТЦ Юга России показали перспективы для развития в кризис
Южная экономика поддержала торговлю
Несмотря на общее снижение реальных располагаемых доходов населения по стране, Юг России по-прежнему интересен отечественным и международным ритейлерам. Согласно опросу компании Colliers International, проведенному в третьем квартале 2015г. среди 50 ключевых fashion-ритейлеров, Ростов-на-Дону занял 5 место среди городов-миллионников, интересных для развития и экспансии. При этом соседний Краснодар оказался на первом месте среди городов с населением до 1 млн человек.
По мнению опрошенных ИА «РБК-ЮГ» игроков рынка и экспертов по торговой недвижимости, интерес к ТЦ Ростова и Краснодара со стороны ритейлеров объясним более стабильной экономической ситуацией на Юге РФ, чем в целом по стране. Как рассказал агентству председатель правления ОАО «Инпром Эстейт» (краснодарский ТК «Хозяин» и ТРЦ «Мармелад» в РО) Игорь Коновалов, свое влияние на ситуацию, в частности, оказало промпроизводство, которое показало гораздо большую стабильность и рост на юге по сравнению с многими субъектами РФ.
«Надо отметить, что доходы населения на юге не сильно просели. Да, есть рост просроченной кредиторской задолженности и небольшой рост безработицы, но с учетом того, что занятость в производственной сфере и МСП не столь драматична, а сельское хозяйство и пищевая промышленность получили определенный импульс, покупательская способность населения здесь осталась неплохой», - отметил Коновалов.
Эту точку зрения разделяет и генеральный директор консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько. Эксперт отметил, что большим плюсом развития своих брендов для ритейлеров на юге являются высокая плотность населения и развитая экономика.
«Ростовская область и Краснодарский край в совокупности дают более 10 млн человек — это достаточно большой рынок. При этом нужно не забывать, что открытие магазина того или иного бренда в столицах этих регионов привлекает покупателей в том числе и из соседних городов. Кроме того, население здесь обладает достаточно высокой покупательской способностью», - считает Володько. На Кубани дополнительным фактором является развитый туризм, благодаря которому значительная доля отдыхающих реализуют здесь торговый потенциал в курортный сезон.
Время для новых ритейлеров
По словам Игоря Коновалова, эти факторы делают Юг привлекательным для ритейлеров, вместе с тем, кризис все равно отразился на состоянии ТЦ. Из-за повсеместных снижений продаж, на рынке увеличилась активность среди ритейлеров в проведении переговоров с торговыми центрами на предмет снижения арендных ставок. Основная цель ритейлеров сегодня — найти баланс между разумной арендной ставкой и хорошим торговым оборотом, что увеличивает интерес к успешным ТЦ. При этом большинство игроков рынка пошли друг другу навстречу, привязав арендную ставку к курсам валют, либо перейдя на процент от оборота.
«Вместе с тем, все понимают, что кризис - это не навсегда. Многие ритейлеры сегодня используют экономическую ситуацию как благоприятный момент для «входа» на рынок, так как в период спада договориться с ТЦ о комфортных для себя условиях гораздо легче. В целом на юге мы видим спрос на торговую недвижимость, в том числе и на примере своих площадей», - добавил Коновалов.
Если говорить о самих ритейлерах, то обострение экономических отношений со странами Запада повысило интерес к российскому рынку со стороны брендов из стран ближнего Востока, например Турции. По данным Colliers International, в России сегодня активно развиваются такие турецкие марки, как Colin’s, LC Waikiki, Mavi и Koton, cвои планы об открытии первых магазинов в течение 2015г. озвучивала компания DeFacto.
Рынок Юга не готов к новым ТЦ
По мнению экспертов, несмотря на интерес со стороны ритейлеров, говорить о благоприятной ситуации для появления новых ТЦ пока рано. Так, по данным Colliers International, сегодня и Ростов и Краснодар входят в Топ-15 городов России по обеспеченности торговыми площадями. Кубанская столица по этому показателю вновь оказалась на первом месте, здесь на 1 тыс. человек приходится порядка 950 м² торговой недвижимости. В Ростове — чуть более 400 м² на 1 тыс. человек, этот показатель позволил занять ему 11 место среди городов РФ.
«Интерес ритейлеров и дефицит торговых площадей следует разделять. Если регионы интересны ритейлу, это не говорит о том, что рынок будет расширяться в ближайшее время», - отметил Илья Володько. По его словам, новые ритейлеры сегодня будут скорее занимать освободившиеся в кризис площади в уже существующих ТЦ. Кроме того, несмотря на более благоприятную ситуацию на юге, игроки рискуют открывая новые точки в сложный для экономики период и вряд ли их экспансия будет активной настолько, чтобы понадобились новые площади.
Однако по мнению замдиректора консалтинговой компании Alter Ego Consult Евгении Грек, в Ростове-на-Дону все же есть перспективы в том числе и для открытия новых объектов. Точкой роста здесь стала активно развивающаяся комплексная жилая застройка.
«В Ростове есть перспективы для открытия новых ТЦ в строящихся микрорайонах, однако их формат должен быть не большим - рассчитанным на покрытие спроса со стороны новых жильцов. По такой схеме на этой неделе открылся новый ТЦ «Ливенцовский» в одноименном районе, планируется строительство ТЦ «Авиатор» на месте застройки ДОСААФ, такой же центр, скорее всего, потребуется будущему ЖК «Театральный»», - отмечает эксперт. Она также добавила, что рентабельность этих объектов зависит от финансового положения потенциальных инвесторов и спроса на жилье в этих районах. Говорить о суперрегиональных ТРЦ в нынешней ситуации не приходится