РБК Туризм: яхтинг на Черном море
Марина в Большом Утрише принадлежит яхтенному агентству Nautica. В начале 20 века на этом месте находилось пресное озеро, получившее название Змеиного из-за большого количества пресмыкающихся. Озеро было окружено небольшим перешейком земли, который отделял его от моря. Позже перешеек взорвали, змеи покинули облюбованное место и в получившейся небольшой гавани в 1925г.расположился рыбхолхоз и разместились рыбацкие суда.
В 2003г. гавань перешла в частные руки и со временем на смену рыбацким лодкам пришли яхты. В общей сложности территория форта составляет 22,5 га, а глубина заводи достигает 8 метров. Марина включает 4 причала и, по словам директора и соучредителя Nautica Глеба Бобиренко, может вместить до 100 судов.
На естественный вопрос, который возник во время разговора с владельцем яхт-клуба: «Сколько стоит яхта?», Бобиренко отвечал довольно долго. Дело в том, что все зависит не только от размера, но и от того, новое ли судно, ходит оно под парусом или оборудовано мотором, а также от страны производителя и класса. В среднем цены на яхты стартуют от 300 тыс. евро, причем небольшие парусники могут обойтись и дешевле.
В «Форт Утриш» могут зайти яхты, имеющие осадку до 4 м и длину до 28 м. Надо сказать, что в год обслуживание яхты стоит примерно 10% от ее стоимости. Так что просто покупать судно и держать его "на поводке" марины не имеет смысла — судно не только будет просить капиталовложений, но и портиться со временем. Как и любой автомобиль, яхты любят быть в деле — резать волны, путешествовать вместе со своим владельцем. Иначе проще арендовать судно на время отдыха.
Для часовой прогулки вдоль побережья Малого Утриша нам предложили на выбор 19-ти метровую моторную яхту из линейки Princess 64 и 11-ти метровый парусник Benetau Oseanis 373. После знакомства с обеими судами выбор пал на первую яхту, которая казалась более комфортной, впоследствии мы узнали ее стоимость — 1,8 млн фунтов стерлингов.
Сотрудники Nautica отметили, что парусники, несмотря на зачастую меньшие размеры, гораздо менее привередливы к погоде на море и могут сопротивляться серьезным штормам, взамен они требуют от владельца большего мастерства и рассчитаны скорее на фанатов, для которых яхтинг - это не только спокойные прогулки вдоль берега. Все же размер, говоря о яхтах, имеет значение. В среднем, чем судно больше, тем оно не только дороже, но и устойчивее к непогоде на море. Пятнадцатиметровым моторным яхтам при высоте волны от 5 метров уже стоит зайти в гавань и переждать непогоду.
Из Большого Утриша у яхтсменам открываются пути в любые направления по Черному морю. Те, кто любит отдых поспокойнее, может отправится в Геленджик, Сочи (160 миль), Анапу и ближайшие гавани. Для моряков с опытом открыт путь в Крым и в Абхазию, правда для последнего варианта необходимо учитывать расположение морской границы. Нам рассказики, что недавно ее сдвинули в сторону Грузии. Самым дальним направлением, 400-500 миль, является Турция. Для путешествия в эту страну необходимо учитывать пограничный контроль, и как говорят моряки «закрыть границу» в Анапе — пройти проверку пограничными службами и получить разрешение на пересечение морской границы.
Мы же проплыли до Малого Утриша и повернули обратно, вся прогулка заняла у нас около часа. На моторе каждый час морской прогулки стоит в среднем выше паруса, от 10 тыс. руб. за час при вместимости до 10-12 человек. Стоимость обусловлена тем, что мотор требует немалого количества топлива. Однако желающие снять яхту могут обойтись и малой кровью. Скажем, отплыть от берега, поставить судно на якорь, покупаться и позагорать на носу яхты — удовольствие гораздо более дешевое, чем беспрерывное движение по морю. Парусные яхты в этом смысле экономнее, прогулка на такой будет стоить от 3 тыс. руб. за час. Но и вместимость куда меньше — до 5-8 человек.
На берегу по возвращению с прогулки «Форт Утриш» продемонстрировал все свое гостеприимство. Помимо местных мидий, гавань оказалась богата и на барабульку, мелкую рыбу, которую стоит приготовить на углях — получите большое удовольствие. Дары моря можно продегустировать в специальных зонах отдыха на территории марины.
Во время разговора с владельцем яхт-клуба твыяснилось, что среди клиентов марины только 30% - местные жители, остальные яхты принадлежат приезжим. Это москвичи, питерцы и жители Севера России. Многие имеют в Краснодарском крае летние резиденции и приезжают на отдых на все лето. Становятся у причала и корпоративные яхты крупных компаний вроде Газпрома. Как заметили в «Форте Утриш», на яхтах контракты подписываются быстрее.
В год Nautica продает до 2-3 новых яхт, причем кризис, как и на авторынке, наименее повредил премиум классу. Правда, к покупке яхты люди относятся гораздо серьезнее. Некоторые определяются с покупкой только после двух-трех лет, совершив не один тест-драйв и пробные выходы в море, а некоторые и после этого приходят к выводу, что экономичнее яхту арендовать и отказываются от покупки. Впрочем, для яхт-клуба продажа и аренда судов не единственный способ получить доход. Также пользуются спросом услуги по ремонту яхт, подбору персонала, обучению яхтингу.