С дефлопе по пробкам: как в Краснодаре работают сервисы доставки еды
Сервисы доставки еды оценивают рынки Краснодара и Сочи как достаточно насыщенные, но перспективные. Несмотря на то, что число игроков увеличивается год от года (в т.ч. за счет крупных федеральных компаний), в кубанской столице спрос показывает стабильный ежегодный рост.
«Первые заказы на доставку еды из местных ресторанов и кафе «Антей» начал принимать в октябре 2003 года. 15 лет назад мы были первыми, кто предложил жителям города полноценный сервис доставки еды из ресторанов с собственным автопарком, штатом курьеров и колл-центром. Спрос на услуги доставки еды в городе ежегодно увеличивается в среднем на 20%. Факторы такого роста — динамичное расширение границ Краснодара и прирост населения», — отмечает владелец одного из старейших краснодарский сервисов доставки «Антей» Владимир Горбатовский.
По собственным оценкам компании, в настоящее время «Антей» занимает около 50% рынка доставки еды в Краснодаре, а также предлагает другие похожие услуги — доставку товаров из супермаркетов, лекарств, цветов и т.д.
«Конкуренты были и есть всегда. Вопрос в качестве предоставляемых услуг. Сейчас на рынке уже представлены и крупные федеральные, и более компактные местные игроки. Но пока клиентов и работы хватает всем. В таком бизнесе конкуренция эффективно стимулирует развитие — это оптимизация операционных процессов, повышение клиентского сервиса, расширение линейки услуг, изменение ценовой политики на понижение. В конечном итоге потребитель только выигрывает», — считает Горбатовский.
В 2013 году в Краснодар зашел крупный федеральный игрок — платформа Delivery Club (принадлежит Mail.Ru Group). В 2015 году к ней был подключен Сочи, рассказывает управляющий партнер сервиса Руслан Гафуров.
«Рынок доставки еды сейчас растет в среднем на 15-20% в год. Предела по росту мы пока не видим — в России это еще молодое направление. Наша доля в сегменте доставки еды по стране — около 15%. А если говорить о фуд-агрегации, то около 95%», — рассказал он.
Краснодарский сервис Broniboy начал работу в 2017 году — на первом этапе как агрегатор предложений от ресторанов и приложение для предзаказа блюд. Позднее у компании появилась собственная служба доставки. В настоящее время с Broniboy работает более 250 ресторанов, рассказал РБК Краснодар СЕО сервиса Иван Труфанов.
«Мы оцениваем объем рынка в Краснодаре в 100 млн руб. в месяц и прогнозируем дальнейший рост. Драйверы роста — привлечение новых клиентов к использованию доставки из ресторанов и увеличение частоты заказов текущих пользователей. Планируем занять как минимум 40% рынка Краснодара и выйти в другие регионы», — рассказал он.
В июле 2018 года на Кубани также начала работу «Яндекс.Еда», запущенная на базе московского сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox, который «Яндекс.Такси» приобрел в конце 2017 года.
Как РБК Краснодар рассказали в пресс-службе компании, собственной доставки у сервиса в регионе нет. Заказы транспортируются собственными силами ресторанов, а «Яндекс.Еда» выступает лишь в качестве платформы.
«В Краснодаре и Сочи сервис представлен по модели «маркетплейс», то есть доставку осуществляет ресторан-партнер. И наличие транспорта у курьера также зависит от ресторана», — пояснили в пресс-службе.
По итогам I квартала 2018 года оборот крупных и средних предприятий общественного питания в Краснодаре вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 1,2 млрд рублей.
По данным мэрии кубанской столицы, в городе работает 111 ресторанов, 86 баров, 564 кафе, 44 столовые и 29 предприятий быстрого обслуживания.
В целом по Краснодарскому краю за тот же период оборот предприятий общепита вырос на 2,2% и составил 14,3 млрд рублей.
Разные модели и общие проблемы
У сервисов доставки еды сильно отличается модель работы и охват города. Так, в «Антее» рассказали, что они охватывают до 100% территории Краснодара, а также пригород — хутор Ленина, станицу Елизаветинскую, поселки Южный и Прогресс.
«Зона покрытия Delivery Club в каждом городе определяется в зависимости от спроса и достаточного количества партнеров. Сейчас мы поддерживаем текущую зону покрытия и расширяем ее только при большом количестве запросов от клиентов», — сообщили в компании, не уточнив, где именно доступна их доставка.
Broniboy занимается доставкой в радиусе пяти километров от конкретного ресторана, говорит Иван Труфанов. Транспортировка осуществляется пешими курьерами, велосипедистами или водителями на автомобилях.
«Мы доставляем в радиусе пяти километров от ресторана, чтобы успевать привезти еду быстро. Это приводит к тому, что в отдаленных районах нет такого разнообразия доступных ресторанов, как в центре. Сейчас мы стараемся подключать качественные рестораны во всех районах. У нас есть основное правило — один курьер везет только один заказ. Это снижает риск того, что еда приедет с опозданием. Для того, чтобы подобрать курьера, мы ориентируемся на несколько факторов: расстояние до ресторана и от ресторана до клиента, погодные условия и ситуация на дорогах», — рассказывает он.
В Краснодаре одной из проблем, с которыми приходится сталкиваться службам доставки еды, является ситуация на дорогах.
«Ключевая проблема нашего бизнеса в контексте городской инфраструктуры — пробки, но даже с ними мы научились работать оперативно. Мы гибко оптимизируем маршруты. В часы пик операторы предупреждают клиентов о возможных корректировках времени доставки. К счастью, все лояльно воспринимают такую информацию, поскольку о транспортной ситуации в городе знают не понаслышке», — признается владелец «Антея» Владимир Горбатовский.
Также на работу влияет снижение покупательской способности населения. По его словам, постоянные клиенты остаются, но снижается средний чек.
В планах уже закрепившихся на рынке местных игроков — дальнейшее расширение и совершенствование сервисов.
«Сейчас мы активно работаем над автоматическим назначением курьеров на заказы, как в Uber. Вскоре планируем запустить обновленный дизайн сервиса и программу лояльности для пользователей. Также в ближайшие месяцы запустим Broniboy в других городах», — поделился Иван Труфанов.
«Антей» также намерен расширять географию и повышать «цифровизацию» своего бизнеса.
«Планируем активное расширение в крупных городах ЮФО, в том числе в формате сервиса-агрегатора, который объединит на единой интернет-площадке с высоким клиентским трафиком своих постоянных партнеров — популярные кафе, рестораны, супермаркеты, кулинарии, цветочные салоны», — делится владелец компании.
Согласно данным «РБК Исследований», в 2016 году рынок доставки еды в России составлял 89,4 млрд руб. По прогнозам, в 2017 году он должен был вырасти на 17%.
По оценке «Яндекса», рынок доставки еды в России занимает примерно 5% от всего рынка общепита (около $1,5 млрд) и будет прирастать быстрыми темпами еще лет 5-10.