Внутренний туризм в РФ набирает обороты с каждым годом
Внутренний туризм России приобретает популярность. По оценкам Федерального агентства по туризму в 2006г. путешествие по России выбрали 26 млн человек, в 2007г. это число увеличилось еще на 2 млн человек.
Среди наиболее распространенных направлений - города Золотого кольца, экстремальные туры на Сахалин и Камчатку. А этим летом участники рынка ожидают наплыва на курорты Краснодарского края.
Вроде бы картина позитивна, о страна у нас недешевая, а цена-качество не всегда соответствует желаемому. Не лучше ли тогда за те же деньги поехать в Турцию или Египет? Однако представители туристского бизнеса уверяют в обратном. Даже, если не брать в расчет языковой барьер и наличие загранпаспорта, то размещение и услуги, которые предоставляют отечественные курорты гораздо дешевле, чем европейские среднего уровня. "Мода выезжать за границу, отошла, - говорит в гостях у программы "В фокусе" на РБК-ТВ руководитель туристско-рекреационного комплекса Домбай-Архыз Эльзар Аппаков, - люди уже насытились и хотят посмотреть, что внутри страны".
Эту же тенденцию подтверждает коммерческий директор компании "РВБ-Алеан" Илья Клубникин. При этом он считает конкурентными преимуществами российских курортов - качественное питание и медобслуживание, тогда как уровень сервиса на массовых пляжных направления, таких как Турции и Египет, сильно падает.
"На наши курорты можно добрать поездом или даже на личном автомобиле, в отличие от заграницы. Например, поездка из Мурманска в Адлер плацкартным вагоном обойдется в 2200. руб., а самолетом – в 18 тыс. руб.", - называет еще один положительный момент заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин.
В основном сдерживает развитие внутреннего туризма – высокая стоимость и неразвитая сеть авиаперевозок внутри страны, отсутствие чартеров на основные внутренние направления. Например, стоимость полета эконом-классом в Сочи обойдется в 3 тыс. руб., а в Кавказские Минеральные воды, Ставрополь - около 5-7 тыс. руб. в одну сторону. А.Ярочкин объясняет это расходом топлива наших самолетов. "У нас самолет ТУ-154 расходует за час полета 5,3 т. топлива, самолет ТУ-134 – 3,2 т. топлива, - говорит он. - Но ситуация изменится с приходом нового самолета "Суперджет-100" его реальная часовая потребность в топливе составляет 1,6 т.".
"Сейчас у нас керосин стоит как минимум 1500 долл. за тонну, хотя на Западе – 1200-1300 долл.", - дополняет И. Клубникин. Но этот процесс должен стабилизироваться, уверен он. Хотя стоимость билета в турпакете стоит ниже, чем на рынке.
Тем не менее, сегмент внутреннего туризма становится все более привлекательным для инвестиций, притоку которых во многом способствует государственно-частное партнерство (ГЧП). Так, через федерально-целевые программы (ФЦП), а также в рамках проектов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство гостиниц, подъемников.
Разумеется, во многом это делается из расчета на увеличение рынка внутреннего туризма. Так, согласно Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года ожидается, что внутренний туристский поток составит 46-48 млн. человек.
Ожидаемые результаты: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; привлечение инвестиций в туристско-рекреационный комплекс; увеличение занятости и повышение доходов местного населения, увеличение внутреннего и въездного туристского потока.
Напомним, на сегодняшний день одобрены семь проектов ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Они будут созданы в Калининградской области, Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Алтай и Алтайском крае, в Иркутской области и Республике Бурятия. Пока происходит согласование документации в рамках ОЭЗ, основные средства господдержки отрасли сосредоточены на юге страны: в Карачаево-Черкесии (Домбай, Теберда, Архыз и др. курорты), Кабардино-Балкарии (Эльбрус), Адыгее (плато Лаго-Наки), в Калмыкии и Дагестане.