Горожане тянутся к земле: как сельский туризм охватывает регионы Юга
Интерес к деревне растет
По данным председателя Ассоциации содействия развитию агротуризма Тараса Астахова, пока доля агротуризма не превышает 7% в общем объеме туристических услуг.
«Если долю туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации (ВВП РФ) в 2022 году оценивают как 2,6%, а доля сельского туризма не превышает 5–7% в общем объеме туристических услуг, то вклад агротуризма в ВВП РФ составляет лишь 0,13–0,18%»
Но, как отметил вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Юрий Барзыкин, направление агротуризма сейчас находится в начальной стадии развития. В этом и есть плюс — в ближайшие годы по «сельским» туристам будет прослеживаться значительная положительная динамика.
«В последние годы объем туристов на Юге России и Северном Кавказе динамично увеличивается, рост составляет порядка 30%. При этом меняется структура по видам туризма. И такое направление отдыха, как сельский туризм, составляющий долю в 3–5% в зависимости от региона, имеет гораздо большую динамику, чем общий турпоток», — уточнил Юрий Барзыкин.
В частности, в Краснодарском крае, по его данным, турпоток на объекты сельского туризма за последний год вырос в 1,5 раза и достиг 1 млн человек. При этом общее количество отдыхающих в регионе за этот период было на уровне 17 млн человек.
Подтверждают рост интереса к агротуризму и игроки рынка. Директор по туризму «Центра туризма «Абрау-Дюрсо» Марина Струкова рассказала, что в 2022 году объект посетили около 500 тыс. гостей, из них более 250 тыс. побывали на энотуристических программах.
«Если сравнивать именно летние периоды прошлого и нынешнего года, то мы отмечаем заметный прирост. Если в июне — августе 2022 года экскурсии по Историческому комплексу «Абрау-Дюрсо» посетили 103 тыс. человек, то за аналогичный период 2023 года — 130 тыс. гостей», — отметила Марина Струкова.
У горожан всегда был интерес к сельскому хозяйству, но с популяризацией агротуризма спрос начал увеличиваться еще больше, рассказала Лариса Бекузарова — учредитель агрохолдинга «Мастер-Прайм. Березка», который реализует проект по созданию агротуристического парка «Земля Осетии» в РСО-Алания.
«Мы уже работали в таком направлении, просто не называли его сельским туризмом. Всегда в наш комплекс, на нашу ферму, завод просились люди, которым было интересно узнать, как добывается молоко или делается сыр. Для них мы всегда проводили экскурсии. А сейчас все больше и больше людей хотят посещать такие объекты. Это ветер перемен, и мне кажется, что в лучшую сторону», — сказала Лариса Бекузарова.
Сельский туризм — это комплекс услуг, который включает организацию отдыха, проживания, экскурсий, предусматривающих непосредственное участие туриста в жизни сельского населения. Агротуризм предусматривает посещение сельской местности и малых городов с численностью населения до 30 тыс. человек.
Путешествие за вкусом
Наиболее развитыми регионами по направлению агротуризма на Юге России являются Краснодарский край и Ставрополье. В частности, в Ставропольском крае, по информации минтуризма региона, зарегистрировано более 50 объектов сельского туризма. На Кубани их число превышает сотню.
«На сегодня в Краснодарском крае более 100 объектов сельского туризма, 30 из них эногастрономической направленности. Отдыхающие могут посетить винодельни и сыроварни, винные и чайные туры, пасеки и сельскохозяйственные фермы. При этом, например, посещение виноделен уже давно переросло из стандартных экскурсий в целый комплекс туристических услуг, которые, как правило, выбирают для семейного круглогодичного отдыха», — рассказала замминистра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Инна Петухова.
Она добавила, что сейчас на винодельнях работают рестораны и гостиницы, детские уголки, улиточные или козьи фермы, где-то предлагают экскурсии к памятникам античного периода, где-то — конные прогулки, прогулки на яхтах.
По словам Юрия Барзыкина, одним из трендов агротуризма являются интегрированные маршруты. То есть в программе для отдыхающих предусмотрено посещение не одного объекта сельского туризма, а сразу нескольких.
«Большая часть туристов посещают интегрированные маршруты, потому что едут отдохнуть на берегу Каспийского или Черного моря, и, конечно же, посещают разные объекты. Этнокультурные, познавательные туры включают в себя посещение сыроварен и других гастрообъектов — всего того, чем особенно богаты эти территории», — сказал Юрий Барзыкин.
Спикер также отметил, что набирают популярность гастрофестивали. Об этом рассказала и Дарья Соловьева, директор по коммуникациям производителя органической продукции «Био-Хутор Петровский» в Ростовской области.
«В этом году мы провели уже третий фестиваль сельского туризма и гастрономии «Хутор Фест». В его рамках мы собираем максимальное количество гостей и погружаем их в возможность отдохнуть в сельской местности, вернуться к истокам через рукоделие, ремесленные мастер-классы, концепцию производства органической продукции и ее дегустации», — рассказала Дарья Соловьева.
По ее словам, такие мероприятия также дают возможность популяризировать продукцию, которая производится на предприятии. «На фестиваль люди едут охотнее, в этом году мы собрали порядка 1 тыс. гостей. Благодаря фестивалю люди узнают о нашей продукции и затем приезжают на производственные экскурсии», — сказала Соловьева.
Селу нужен акселератор
В связи с тем, что сельский туризм является относительно новым направлением для России, эксперты и игроки рынка отмечают ряд нерешенных вопросов в этой сфере. Одной из проблем, по их мнению, является неразвитость инфраструктуры.
«Есть немало проблем, тем более что они комплексные. Например, инфраструктура, в том числе водо- и газоснабжение, логистика (то есть дороги), обеспечение безопасности. Серьезное внимание уделяется поддержке по увеличению средств размещения. Но здесь необходимо отметить, что пока сельхозпроизводители могут ставить свои средства размещения и не проходить обязательную классификацию», — рассказал Юрий Барзыкин.
Он пояснил, что такого рода меры позволят решить основные проблемы, дать импульс развития отрасли на первоначальном этапе.
Эксперт по маркетингу территорий, член экспертного совета Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, общественный представитель АСИ в Ростовской области по направлению «туризм» Елена Ищенко считает, что решить проблемы агротуризма, в том числе неразвитость инфраструктуры сельских территорий, может акселератор.
«Инфраструктурная проблема правда существует. Более того, я считаю, что ее можно решить посредством создания акселератора. Все наши сельхозпроизводители говорят, что хотят стать объектами агротуризма, но им не хватает знаний и в законодательстве, и в экономике, и в маркетинге. Все они хотят быть в сетях, транслировать о себе эту информацию, а навыков нет. Акселератор сможет в этом помочь», — сказала Елена Ищенко.
Решение инфраструктурных трудностей позволит развивать массовый туризм в сельских территориях, считает старший преподаватель кафедры международного туризма и менеджмента Института географии, геологии, сервиса и туризма Кубанского государственного университета Вера Лазарева.
«Не до всех объектов можно добраться. А для туристов очень важно, чтобы до них можно было доехать на автобусе. И не все зависит от самих хозяйств, здесь необходимо или привлекать муниципалитеты, или выходить на федеральный уровень, чтобы начали прокладывать дороги. Сейчас есть много объектов, куда можно проехать только на внедорожнике. Когда появятся качественные дороги, уже можно будет говорить не о единичных туристах, а о массовом турпотоке», — сказала Вера Лазарева.
По словам председателя Ассоциации содействия развитию агротуризма Тараса Астахова, предприниматели часто выделяют недостаточную поддержку государства, труднодоступность программ по льготному финансированию. Об этом также сказала и инициатор проекта по созданию агротуристического парка «Земля Осетии» Лариса Бекузарова.
«Надо субсидировать агротуристические объекты так же, как и посевная субсидируется. А агротуризм — это еще менее маржинальная деятельность. Раз мы обозначили такой вектор, надо, чтобы государство субсидировало кредиты на него, чтобы обязательно были инвестнаправления», — сказала Лариса Бекузарова.
Кроме того, игроки рынка обозначили и такую проблему, как дефицит кадров.
«Кадры — один из самых острых вопросов. Нужно работать над условиями, вовлеченностью и мотивацией персонала, а также, в партнерстве с вузами и ведущими кадровыми агентствами, над повышением квалификации и подготовкой новых кадров. Благоприятную среду необходимо создавать не только для гостей, но и для сотрудников», — сказала директор по туризму «Центра туризма «Абрау-Дюрсо» Марина Струкова.
По пути «медленного туризма»
По мнению полномочного представителя в ЮФО Общенационального союза организаций индустрии гостеприимства Игоря Дрегваля, данное направление в ближайшей перспективе все еще нельзя будет назвать массовым.
«Массовый туризм — это пляжный туризм, а агротуризм, вино, рыбалка — это пока камерная история. Этот сектор будет иметь менее продолжительное количество отдыхо-дней и скорее будет встроен в структуру длительного отпуска. Пока это скорее элемент чего-то большого, нежели самостоятельный сектор», — отметил эксперт.
При этом он считает, что будущее у направления есть, однако агротуризм будет переплетен с экологическим туризмом и чаще всего будет проходить в формате туров выходного дня.
Дарья Соловьева утверждает, что сельский туризм на Юге России будет развиваться, этому способствует и государственная поддержка.
«Во-первых, мы видим серьезную поддержку государства: даже гранты по развитию сельского туризма, которые сейчас Минсельхоз выделяет, способствуют тому, чтобы фермеры задумывались о развитии туризма. Во-вторых, есть и потребность у людей. Они обращаются к нам, потому что хотят что-то сделать своими руками, им интересно сделать то, что недоступно для городского жителя», — отметила Дарья Соловьева.
Как считает Вера Лазарева, в дальнейшем агротуризм на Юге России будет развиваться по концепции «медленного туризма».
«Сейчас есть концепция медленного туризма, когда все изучается не спеша. Если раньше были популярны туры, когда за небольшое время «галопом по Европам» мы изучали все, то сейчас очень распространены туры выходного дня, когда люди посещают одну-две винодельни или на целый день выезжают в одно фермерское хозяйство», — сказала эксперт.
Кроме того, по ее мнению, агротуризм будет постепенно отходить от целенаправленных групповых маршрутов к более индивидуальным, когда едет семья или группа друзей до 10–12 человек.
Другие материалы читайте в новом выпуске журнала РБК+Юг