Понаоставались: чем живут локальные землячества переселенцев в Краснодаре
Миграция на Юг — традиционный тренд в последнее десятилетие. Масштабное переселение жителей Сибири, Урала и Дальнего Востока в Краснодарский край не только обеспечивает положительные демографические показатели, но является серьезным фактором развития рынка жилой недвижимости, а также связанных с ним отраслей экономики.
По оценкам экспертов, в ряде жилых комплексов приезжие выкупают около 30-40% квартир. В результате в районах новостроек могут появляться целые «анклавы», заселенные бывшими иногородними. В непривычных для себя условиях новые краснодарцы продолжают целенаправленно поддерживать связи с земляками — от общения и совместного отдыха до эксклюзивных скидок «для своих».
РБК Краснодар узнал, как живут и чем помогают друг другу сообщества дальневосточников, якутян и уральцев.
Откуда и зачем едут на Кубань
По данным Росстата, в 2016 году в Южный Федеральный округ из других регионов России переехали более 250 тыс. человек. Из них 122,5 тыс. предпочли Краснодарский край (на втором месте Ростовская область — 42,3 тыс. мигрантов). В итоге миграционный прирост на Кубани составил 55,7 тыс. человек, на Дону — всего 5 тысяч.
В период с января по сентябрь 2017г. в Краснодарский край из других регионов прибыло 128,8 тыс. россиян, сообщает Краснодарстат. В основном это жители Сибирского Федерального округа (28,3% или 36,4 тыс. человек), а также Уральского (17,8%), Приволжского (16,9%) и Дальневосточного (15,7%) округов. На ЮФО пришлось 10,8% переселенцев, на СКФО — 8,9%, на СЗФО — 3,5%.
По прогнозам Росстата, именно мигранты будут обеспечивать прирост населения Кубани до 2035 года — на фоне роста смертности и снижения рождаемости в регионе.
При этом миграция в Краснодарский край — процесс достаточно изменчивый, несмотря на стабильную популярность региона. Например, в январе-сентябре 2017 года положительное сальдо миграции за счет обмена с российскими регионами уменьшилось на 33,2% (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года). Однако доля лиц старше пенсионного возраста увеличилась на 21,3%, а количество трудоспособных переселенцев уменьшилось на 5%.
«Человек без денег в Краснодар и на Кубань не поедет. Сюда переезжают состоявшиеся люди, у которых есть определенные конкурентные преимущества даже не по человеческим, а по профессиональным качествам. Чаще всего дальневосточники или сибиряки, которые решились переехать сюда, смогли там продать квартиру и купить ее здесь или приехать с какими-то накоплениями и взять ипотеку», — рассуждает главный редактор информационного агентства KrasnodarMedia Леонид Якимов (переехал из Биробиджана).
По оценкам мэра Краснодара Евгения Первышова, благодаря комфортным условиям проживания за последние 5-7 лет в кубанскую столицу переехали порядка 350 тыс. новых жителей (с учетом переселенцев как из районов Краснодарского края, так и других субъектов РФ). Общая нагрузка на бюджет краевого центра от возросших миграционных потоков составляет около 1 трлн рублей.
«Краснодар остается исторически одним из центров притяжения для внутренних мигрантов. Природа, климат, солнце — все это заставляет думать всех россиян о том, что Кубань — это магнит», — сетовал в одном из интервью генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентин Тимаков, говоря об оттоке населения из региона.
По мнению Леонида Якимова, популярность краевого центра связана не только с географическим положением, но и с пиаром. «Краснодар — не особенный, он просто на слуху, потому что это южный город, который кажется раем далеко в холодах. Ни одному городу и региону России не создана такая репутация», — считает он.
Вместе на чужбине — онлайн и «в реале»
В условиях стабильного миграционного притока в Краснодаре формируются новые неформальные объединения по региональному признаку. Их члены стараются делиться друг с другом полезной информацией, вместе отмечают праздники и т.д.
В последние несколько лет одним из характерных способов для таких контактов стали сообщества в соцсетях и региональные чаты в мессенджерах (WhatsApp, Telegram и т.д.). Количество общающихся в каждой из групп составляет от 150 до 250 человек, средний возраст — от 25 до 45 лет.
«Существует множество групп, которые возникают на месяц-два, а потом благополучно куда-то пропадают. Группа «Наш ДВ» была образована в 2016 году по причине переполнения предыдущей группы в мессенджере и разделении на две: «Наш ДВ» и «ДВ27», — говорит администратор нескольких дальневосточных сообществ Александр Змеев.
В телеграм-чате «Уральцы в Краснодаре» на 144 участника общаются, в основном, жители Магнитогорска, Екатеринбурга, Челябинска и Миасса.
«Многие семьи в этом году собираются переехать на Кубань. Здесь уже очень много уральцев, даже если судить по машинам с госкодом Челябинской области. Один из факторов, который служит основой для переезда — это вредное производство, особенно в крупных городах Урала. Зачастую, кроме этих производств, людям больше и работать-то негде», — делится администратор сообщества Андрей Сурских.
По мнению администратора уральского объединения, обратный отток из Краснодарского края минимален: как правило, уезжают те, у кого не получилось самим устроиться на работу или устроить детей в садики и школы.
В аналогичном сообществе якутян сейчас находится около 200 человек. По словам администратора, за весь период существования в нем было зарегистрировано около 500 участников.
«Правила в группе раньше были строгие, например, не принимались люди, которые только собираются переезжать. А сейчас в чате присутствуют и те люди, которые только задумываются об этом и, возможно, даже не переедут», — отмечает администратор сообщества «Якутск-Краснодар» Михаил Гузаиров.
Целью создания таких виртуальных объединений их администраторы называют знакомства, взаимопомощь, обмен информацией и сотрудничество с земляками, которые уже живут в Краснодарском крае или только планируют переезд.
«Когда я с семьей только приехал в Краснодар, было очень тяжело. Мы даже не знали, куда обращаться, чтобы снять квартиру, а если бы я сразу знал о существовании такой группы, то все получилось бы гораздо проще и быстрее», — вспоминает уралец Андрей Сурских.
«Зачастую больше нужна именно моральная поддержка. Многие приезжают сюда на пустое место. А попав в наше сообщество, люди находят себе на реальных встречах друзей, некоторые потом продолжают дружить семьями, многие поддерживают отношения ни один год», — говорит Александр Змеев.
«В нашем сообществе кто-то консультируется, какие есть в Краснодаре хорошие микрорайоны, что интересного в плане работы, какая инфраструктура, какие развлечения, отдых. Ну и поддержка играет не малую роль. Все-таки земляки есть земляки, кто-то здесь встречает своих знакомых, еще со школы. Сообщество создано, чтобы своим где-то с чем-то подсказать, в чем-то помочь и поддержать. Других целей в плане бизнеса или торговли у нас нет», — рассказывает администратор якутского сообщества в Краснодаре Максим Пак.
Часто потребность в общении с земляками объясняют и особенностью менталитета жителей Кубани — многим они кажутся закрытыми и не слишком общительными (особенно с приезжими).
«На Урале цивилизация, люди культурные, общаться умеют. Тут нам попадаются, видимо, типичные кубаноиды — ни культуры, ни этики», — делится один из участников чата.
В группах для общения, как правило, состоят люди, прожившие в Краснодаре не более пяти лет. За это время у человека появляются новые знакомые, друзья, коллеги по работе, что позволяет постепенно вливаться в местную жизнь, не забывая о своих корнях и земляках-дальневосточниках.
Отдельно существуют более специализированные чаты, выстраивающие, по сути, «параллельную экономику» по территориальному признаку. Во всех подобных сообществах для земляков действуют скидки и другие индивидуальные условия.
Например, у якутян есть отдельный чат для женщин, в котором они не только делятся советами, но и продают личные вещи, рекламируют услуги и т.д. В тематическом объединении «Мужской клуб Дальнего Востока» (250 участников) при необходимости оказывают безвозмездную материальную помощь участникам и помогают им с переездами. В группе «Курьерская» можно договариваться о транспортировке небольших посылок не только с Дальнего Востока и на Дальний Восток, но и по России. А на «Торговой площадке» есть возможность предлагать своим землякам товары и услуги.
Неотъемлемой частью данных сообществ являются встречи в офлайне, которые могут проходить в формате пикников и субботников, с конкурсами и самодеятельными номерами. По словам администраторов якутского объединения, подобные мероприятия посещают не только участники чатов, но и другие земляки — в среднем от 60 до 80 человек.
«Новый 2017 год мы отмечали в ресторане, в количестве 150 человек. Видеться хотелось бы чаще, но не всегда есть возможность. Зачастую многие заведения не могут принять такое количество желающих вместе отдохнуть. Подобные встречи дают возможность познакомиться с новыми людьми и отлично провести время», — отмечает создатель групп для дальневосточников Александр Змеев.
По его словам, пиковым годом для переездов с Дальнего Востока стал 2014, сейчас люди переезжают реже. Данную тенденцию он связывает с низким уровнем продаж квартир на Дальнем Востоке. «Если взять Хабаровск, то в нем стоит порядка тысячи непроданных квартир-новостроек и «вторички». И если раньше мы добавляли в чат от 3 до 5 человек в день, как минимум, то сейчас 2-3», — поясняет Змеев.
Интеграция вместо геттоизации
По мнению заместителя главного редактора – научного редактора журнала «Историческая и социально-образовательная мысль», кандидата политических наук Тимура Халилова, землячества и диаспоры в Краснодарском крае все больше стремятся к геттоизации — образованию замкнутых сообществ, как можно меньше сообщающихся с внешним миром.
«Это не обязательно про изгоев, это, скорее, про тех, кто живет иначе. И дело не в том, что они не хотят жить по-кубански: ключевое значение имеют ценности», — поясняет эксперт.
«С одной стороны, привлекательность Кубани в глазах внешних игроков — достойная оценка деятельности местных политико-административных структур, учреждений и институтов. С другой стороны, усложнение социокультурного дизайна региона чревато повышением уровня конфликтности в обществе. Поэтому стоит признать существующую тревогу представителей некоторых региональных социальных групп (казачество и др.) по поводу увеличения динамичности меньшинств, стремящихся реализовать свои корпоративные интересы и демонстрировать себя все более тотально», — рассуждает краснодарский политолог Халилов.
Отстраненность «новых краснодарцев» от жизни города замечают и те, кто в прошлом переехал в столицу Кубани.
«Я сталкивалась с людьми, которые прожили здесь более трех лет и никогда не были на улице Красной и не знают, например, о том, что здесь есть огромное количество замечательных театров и арт-галерей. Я сама приехала жить в Краснодар более двадцати лет назад, и Краснодар я до сих пор изучаю и люблю», — поделилась генеральный директор МТРК «Краснодар» Елена Золотова.
«Мне нравится работать с людьми, которые приезжают в Краснодар, и я очень хочу, чтобы они относились к нему, как к родине, и стали краснодарцами. С учетом того, что, как и любой большой город, он имеет много сторон», — добавляет Золотова.
По ее мнению, в интеграции приезжих особенную роль должны играть СМИ. «Мы не только информируем людей, но еще и образовываем их. СМИ в последнее время почему-то позиционируют себя только как агрегатор новостей, но к нам приезжает много людей, это надо учитывать и больше рассказывать об истории и культуре Кубани и Краснодара. Даже год назад Краснодар был совсем другим городом с другими жителями. Давайте говорить об этом чаще», — призывает гендиректор городского телеканала.