«Горячая жевательная резинка»: о чем рассказали «суицидальные» жвачки
17 марта стало известно, что все торговые точки и оптовые склады Кубани проверят на наличие жевательных резинок, на упаковках которых размещены «надписи потенциально опасного контекста».
«Подростков призывают «начать странную игру», дают непонятные задания, рассказами о выполнении которых предлагают делиться в сети», – говорилось в сообщении пресс-службы администрации Краснодарского края.
В краевом департаменте потребительской сферы РБК Юг пояснили, что у ведомства нет полномочий самостоятельно проводить рейды и изымать жвачку «в подозрительной обертке». Соответствующие письма были направлены главам муниципалитетов Кубани, которые должны организовать выявление подобной продукции в торговых точках. Вопросы ее возможного изъятия чиновниками также пока не проработаны, т.к. являются прерогативой правоохранительных органов.
«Проявите свою гражданскую позицию. Если есть даже малейший намек на опасный контекст, эту жвачку нужно снимать с продажи. Мы не имеем права рисковать нашими детьми», – обратился к предпринимателям вице-губернатор Юрий Гриценко, курирующий потребсферу.
Решение краевых властей вызвало десятки панических заголовков в региональных и федеральных СМИ, которые связали инициативу с т.н. суицидальными группами в соцсетях. Тональность колебалась от сообщений «Власти Кубани ищут магазины, продающие жвачки в упаковке с заданиями из "групп смерти"» (ТАСС) до прямых утверждений вроде «На Кубани продают жвачку с заданиями "групп смерти"» (НТВ).
Что это было?
Речь идет о жевательной резинке Five компании Wrigley, для продвижения которой в январе 2017г. была запущена промо-акция «Правда или действие». Панику среди родителей и чиновников вызвали, в частности, задания «Что точно нужно успеть сделать перед смертью? Поделись ответом в сети» и «Заберись на самую высокую точку в общественном месте и сделай селфи».
«В рамках кампании мы предлагали покупателям более 900 разных заданий и вопросов. Цель этой всемирно известной игры – получать позитивные эмоции и впечатления в компании друзей от совместного выполнения заданий и ответов на вопросы», – рассказала РИА Новости руководитель по корпоративным связям Wrigley в России Надежда Лобачева.
После появления жалоб потребителей и инициированных в ряде регионов проверок компания приняла решение изъять акционный продукт из продажи, заменив его на стандартные пачки без заданий.
«Звенья одной цепи»
По информации опрошенных РБК Юг родителей, в последние несколько месяцев подобные вирусные рассылки регулярно появлялись в родительских чатах в WhatsApp и группах в соцсетях.
«Началась родительская истерика со «жвачек с наркотиками», зачем стали размещать информацию об игре «Перебеги дорогу», а в последнее время преобладают сообщения о группах «Синий Кит», о готовящихся массовых самоубийствах. Последняя рассылка – о жвачках со «смертельными» заданиями. Реакция соответствующая: от «О Боже, куда катится мир» до «У меня от ужаса волосы на голове дыбом» и «Какой кошмар, как это допустили!». И, конечно, соблюдается обязательное требование репостить дальше. Самое печальное, что и учитель абсолютно подключен», – рассказала Юлия Бондарь, дочь которой учится в одной из краснодарских гимназий.
Александра Архипова и Анна Кирзюк из исследовательского коллектива «Мониторинг актуального фольклора» РАНХиГС отмечают: истории о том, что российским детям что-то или кто-то угрожает, постоянно появляются в последний год.
По словам специалистов, распространение таких сюжетов – симптом того, что в обществе нарастает «моральная паника», находящая выход в воображаемых угрозах. Причины такой паники, как правило, кроются во внутренних социальных проблемах, которые не решаются, а ответственность за них перекладывается на «внешнего врага».
«После некоторого периода активной циркуляции подобных «страшных рассказов» воображаемые угрозы начинают существенно влиять на реальность: любое событие, которое имеет хоть какие-то черты, случайно совпадающие с очередной городской легендой, гуляющей по Интернету и СМИ, интерпретируется как новая атака злодеев на "наших детей"», – поясняют в «Мониторинге актуального фольклора».
«Иногда лучше жевать»
Как же промоакция жевательной резинки оказалась связана с «группами смерти»?
Некоторые психологи согласны, что определенные параллели прослеживаются.
«Данная рекламная кампания вызывает много опасений, ведь потребителями жвачки являются молодые люди, психологически еще не сформировавшиеся, неустойчивые и с юношеским максимализмом. При этом сама акция по своим заданиям очень напоминает социально опасные «группы смерти». Важно отметить, что это все пропечатано на бумаге и остается в руках у людей. А ведь все самые серьезные психологические техники заключаются в том, чтобы информацию, с которой мы работаем, выписывали на бумагу, так они работают гораздо и сильнее», – говорит член Российского психологического общества Евгения Шрамченко.
У специалистов исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» РАНХиГС есть другие объяснения.
«Элементы игры «Правда или действие» («задания», слова «селфи» и «смерть» по ассоциативной цепочке «потянули» за собой структуру типичного алармистского текста: предлагая ребенку нечто соблазнительное, некие могущественные злодеи убивают «наших детей», в интересах своего «бизнеса», – поясняет Александра Архипова.
По словам Анны Кирзюк, ситуация, в которой события реальной жизни интерпретируются в терминах очередной панической легенды не уникальна для современного информационного пространства, в котором человек постоянно сталкивается с призывами к «максимальному репосту» очередного алармистского текста.
«Точно так же в 1953 году, например, во время массовой паники по поводу «дела врачей» любая аллергия на медикамент или сложности в диагностике могли интерпретироваться как результат злонамеренных действий», – напоминает эксперт.
Перекладывание с больной головы на здоровую – любимое дело незрелого человека, соглашается психолог Галина Колонтаевская.
«Паника, раздутая последние месяцы, это попытка убедить самих себя, что это не мы не бережем наших детей, а некие злые силы «истребляют нацию», как высказался один чиновник. Будто это не в нашей стране декриминализировали семейные побои, будто не у нас травят сексуальные меньшинства (в том числе, детей). Будто Россия не находится в первых рядах списка стран с высоким уровнем суицида среди населения. Всего населения – не только несовершеннолетних», – подчеркивает она.
Правда и действие
Как отмечают специалисты, зачастую основную информацию о «группах смерти» дети черпают именно из сообщений СМИ и чрезмерно эмоциональной реакции родителей на спам-рассылки в интернет-месседжерах и соцсетях.
«В мае 2016г., когда «Новая газета» опубликовала материал о «группах смерти», я беседовала с дочерью и ее подругами – они не знали ничего о существовании подобных игр. Теперь школьники обсуждают их между собой, пытаются искать «кураторов». Нездоровый интерес детей к суициду – вот результат нашей взрослой глупости», – подтверждает мама краснодарской семиклассницы Юлия.
В этой ситуации психологи рекомендуют родителям не поддаваться панике и сохранять присущее взрослым рациональное мышление, а беспокойство о ребенке трансформировать в диалог с ним и выстраивание доверительных отношений внутри семьи.
Дети уходят из жизни не потому, что их зомбируют в соцсетях или пишут «призывы» на фантиках, подчеркивает Галина Колонтаевская. Подростковый возраст – непростой для родителей, но именно в этот период ребенок особенно нуждается в любви и внимании.
«Большинство требует от детей хороших оценок и хорошего поведения. Это невозможные требования для маленького человека, прямой путь к бесчувственности и апатии. Как часто вы говорите с ним о его чувствах? Наши дети – наше зеркало. Они хорошо чувствуют происходящее и в стране, и в собственной семье. Попытка уберечь их от реальности, от горькой правды, от зла невозможна, и играет с нами злую шутку. Дети все равно будут пытливы. Если мы не будем с ними честными, не будем дружить с ними и беречь их, то неудивительно, что они ответят нам тем же», – заключает психолог.