Южная тень: на Кубани в неформальном сегменте работает треть населения
По данным Росстата, Краснодарский край лидирует по количеству людей, занятых в неформальном секторе. По итогам 2016г. их в регионе насчитывалось 734 тыс. человек. В сравнении с 2015г. этот показатель вырос на 5 тысяч. Также в числе лидеров Дагестан (662 тыс.) и Ростовская область (623 тыс.).
Сходные оценки дают и местные власти. Так, в марте 2017г. вице-губернатор Кубани Анна Минькова отмечала, что из около 3 млн трудоспособного населения около 600 тыс. жителей Кубанинигде официально не трудоустроены.
Если делать расчеты на основе данных Росстата, то неформальный сектор в 2016г. занимал 27% от общего числа работоспособного населения Кубани (2,7 млн человек). Доля его снизилась с предыдущего года на 1,7п.п. – в 2015г. показатель составлял 28,7%.
Это отличается от общероссийской тенденции – так, за последний год в масштабах страны доля в общей структуре трудового рынка выросла с 20,5% до 21,2%, а число занятых в этом секторе – с 14,8 млн человек до 15,4 млн человек.
Специфика решает все
Краснодарский край отличается не только наибольшим количеством трудовых ресурсов в так называемом «теневом» секторе, но и показывает долю, значительно выше среднероссийской. Это обусловлено особенностями региона, считает директор Института экономики, управления и бизнеса КубГТУ Александр Полиди.
«С одной стороны, Краснодарский край – южный регион, где традиционно развит малый бизнес. Многие жители здесь ведут трудовую и предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации. С другой – здесь нет достаточного количества крупных предприятий. Следовательно, структура рынка труда сильнее раздроблена, чем в других субъектах Федерации. Достаточно посмотреть на наш город-миллионник, где почти нет крупных предприятий, но уровень благосостояния среднего класса достаточно высок», - отмечает он.
Неформальная арифметика
Доля неформального сегмента рынка труда отличается в зависимости от методики расчета. По оценкам Центра трудовых исследований и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, реальный теневой рынок сопоставим с таким в Европе и находится на уровне 10-15%.
В докладе организаций, опубликованном в 2017г., отмечается, что при расчетах Росстата, учитываются и те, кто платит налоги, в т.ч. официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели и фермеры, частнопрактикующие адвокаты, нотариусы, врачи.
При молчаливом согласии
Неформальная занятость, если подразумевать теневой сектор рынка труда, продолжает существовать, потому что предпринимателям менее затратно так работать, а государству дорого с ней бороться, отмечает Полиди.
«Для властей неформальная занятость представляет собой мощный социальный буфер. Это люди, которые от государства ничего не получают и не требуют, они не зарегистрированы в качестве безработных, поэтому не претендуют на пособия. Плюс, они адаптировались к тем сложным экономическим условиям, в которых мы живем», – считает эксперт.
Применять карательные меры неэффективно и затратно: принудительные механизмы, штрафы и судебные разбирательства дорого обходятся государству, поэтому борьба с неформальной занятостью идет не так активно. В качестве альтернативы Полиди предлагает рыночный механизм – бизнесу нужно создавать условия, чтобы ему было выгодно выходить из тени.
В качестве примера эксперт приводит привел рынок такси, куда стали заходить крупные компании («Яндекс», Uber, Gett и другие), которым экономически целесообразно легализовать своих водителей и «дружить» с государством.
Краснодарский край по итогам 2016г. занял первое место в РФ по снижению неформальной занятости в рейтинге Федеральной службы по труду и занятости России. Контрольный показатель был выполнен на 135,2%.
По данным регионального министерстве труда и социального развития, за 2016г. на Кубани было выявлено 195 тыс. неоформленных работников. Было легализовано 194,5 тыс. человек: с ними работодатели оформили трудовые отношения. Контрольный показатель был установлен на уровне 144 тыс. работников.