Перейти к основному контенту
Тренды и итоги-2025⁠,
0
Эксклюзив

Свои цветут и пахнут: с чем сталкиваются производители косметики Кубани

Предприятия Кубани нарастили отгрузку продукции химпрома на 11% в 2024 г.
Фото: Компания «Краснополянская косметика»
Фото: Компания «Краснополянская косметика»

После ухода ряда зарубежных косметических брендов отечественные производители, в том числе на Юге России, стали активнее развиваться в данном направлении. Компании Краснодарского края постепенно замещают иностранное сырье, масштабируют производство и выходят на новые рынки. Кроме того, некоторые винодельни региона в рамках диверсификации бизнеса начали создавать косметические средства под собственным брендом.

РБК+Юг поговорил с представителями отрасли и выяснил, какую косметическую продукцию сегодня производят на Кубани и как компании адаптируются к меняющимся потребительским предпочтениям и трендам.

Отрасль цветет и пахнет

Косметическая индустрия в России с каждым годом развивается все активнее — об этом говорят число новых производств, ажиотаж вокруг брендов и отчеты аналитиков. Так, по данным информагентства INFOLine, в 2023 году рынок косметики вырос на 17,3% и составил 950 млрд руб.

За три года количество производителей косметики выросло почти вдвое и составило около 3 тыс. на конец декабря 2024 года. В число регионов РФ с наибольшим числом регистраций производителей косметики, по данным Корпорации МСП, вошел Краснодарский край, заняв 4 место с долей в 4%.

На Кубани объем отгрузки химических веществ и продуктов, к которым относятся товары косметики и парфюмерии, превысил 53,5 млрд руб. в 2024 году, что на 11,3% больше, чем в 2023 году, рассказал министр промышленной политики Краснодарского края Дмитрий Хмелько. Сегодня в крае работает порядка 15 крупных и средних производителей уходовой косметики и селективной парфюмерии, в том числе ведущие в стране предприятия. На развитие промышленности власти Краснодарского края направили 3,7 млрд руб. в 2024 году.

В регионе действуют несколько инструментов поддержки, в частности Фонд развития промышленности с капитализацией в 10 млрд руб. Привлеченные средства предприниматели направляют на модернизацию и создание новых предприятий, в результате чего в крае ежегодно растут объемы производства.

В регионе также действуют нефинансовые механизмы развития отрасли, среди них — участие предприятий химпрома в профильных выставках, помогающих производителям презентовать свою продукцию, находить новых партнеров и расширять географию продаж.

Успех производителей также подтверждает их упоминание в различных рейтингах. Так, в список 100 лучших российских брендов косметики и парфюмерии «РБК Стиль» вместе с экспертами включил кубанские «Краснополянская косметика» и «Анапская косметика».

Замещение импортного сырья как импульс развития

Одной из точек развития отрасли является наращивание отечественной сырьевой базы. Наиболее продвинулись в этом направлении компании, формирующие в стране сегмент натуральной косметики.

Бренд «Краснополянская косметика» в 2024 году произвел около 800 тыс. единиц продукции. За год спрос на товары вырос вдвое, что обусловлено увеличением потребительского доверия, расширением ассортимента и акцентом на научный подход, рассказал РБК Краснодар сооснователь бренда Дмитрий Серов.

Основное сырье компания выращивает на собственной ферме и не испытывает дефицита компонентов. Кроме этого, организации присвоен статус малого технологического предприятия, что подтверждает не только производство, но и проведение исследований и разработки в области биотехнологий.

«Мы создали качественную научную базу, сформировали штат из молодых сотрудников, которые успешно разрабатывают инновационную продукцию и получают патенты на изобретения. Тенденцией последних лет на российском рынке стало стремление к независимости и импортозамещению», — сообщила на «Форуме в большом городе» в Москве в марте 2025 г. соосновательница компании Кристина Судеревская. Ее слова о развитии бизнеса приводит ресурс «Национальные проекты России».

За последние годы отечественный рынок сырья значительно вырос, однако российское производство пока еще нуждается в некоторых импортных компонентах, считает владелец производственной компании Matsesta Александр Каримов.

Сочинская Matsesta, выпускающая ежемесячно 250 тыс. единиц домашней и профессиональной косметики, активно работает с российскими поставщиками и занимается поиском альтернативных поставок и новых производителей.

«Сложности с сырьем еще присутствуют. Некоторые материалы, такие как натуральные экстракты и определенные типы упаковки, пока трудно заменить качественными российскими аналогами. Мы активно работаем с новыми отечественными производителями и тестируем их продукцию», — сказал РБК Краснодар Каримов.

Не только вино

Наряду с появлением в регионе отраслевых компаний непрофильные предприятия активно развивают производство новых продуктов. В последние годы в рамках диверсификации бизнеса винодельни края запускают косметические линейки и занимают свою нишу на рынке.

Винодельня «Шато де Талю» производит широкий ассортимент невинодельческой продукции, в частности натуральную уходовую и декоративную косметику, в составе которой используется косточка винограда. В ее создании задействовано местное производство экокосметики и бытовой химии Kimax. В 2024 году на винодельне продали свыше 15 тыс. косметических средств. По выручке доля продаж данного сегмента составляет 2,56%.

«В 2025 году мы намерены нарастить объем продаж с 2,5% до 5% и выпустить новый продукт на основе виноградной косточки», — отметил в беседе с РБК Кубань гендиректор ресторанно-дегустационного комплекса «Шато де Талю» Александр Константинов.

Управляющий партнер винодельческих проектов Mantra estate и Magnatum и создатель бренда косметики «Поле» Стефания Майорова рассказала, что для производства органической продукции используются растения с территории «Долины Лефкадия» в Крымском районе Краснодарского края.

«Бренд обеспечивает запросы «Долины» и продается только на ее площадках. «Поле» является сопутствующим товаром, поэтому объем производства пока небольшой — 1 тыс. наименований на каждое SKU (единица складского учета). Однако я считаю, что это интересный бренд, имеющий хорошие перспективы развития», — сказала Майорова.

Индивидуальный предприниматель Галина Лифарь производит натуральную эко-косметику на основе винограда и вина под маркой Vinosόfia. На предприятии ежемесячно изготавливают порядка 0,5-1 тыс. единиц различных категорий товаров. До конца 2025 года объем выпуска планируется довести до 5-7 тыс. штук в месяц.

«Мы используем собственное сырье, которое находится вблизи частной винодельни, то есть вторичные продукты виноделия, а также приобретаем дополнительно масло виноградной косточки, так как своего стало не хватать. Остальные ингредиенты закупаем у отечественных поставщиков», — рассказала Лифарь.

Продукция виноделен чаще всего распространяется через винотеки при предприятиях и спецмагазины, однако ключевыми каналами сбыта для всех игроков бьюти-рынка сегодня стали маркетплейсы.

Новые горизонты

Одним из главных трендов развития косметической отрасли в России считается перетекание продаж из офлайн-розницы в онлайн-каналы. По оценкам экспертов, это обусловлено изменением потребительских предпочтений и удобством онлайн-шопинга.

По словам Дмитрия Серова, плюсом онлайн-продаж является доступность товаров по всей России. Продукция «Краснополянской косметики» также распространяется через собственную и партнерскую розничные сети и путем B2B-партнерства («бизнес для бизнеса»). Кроме этого, компания обсуждает варианты выхода на рынок ОАЭ.

Основными каналами сбыта Matsesta выступают маркетплейсы. Компания также активно развивает продажи через отельный бизнес и рестораны, так как курорты все чаще выбирают локальные бренды для создания индивидуальных косметических линий, отметил Александр Каримов. Кроме того, на предприятии обсуждают расширение присутствия в аптеках и спецмагазинах, а также на рынках стран СНГ и Ближнего Востока.

Несмотря на все вызовы, рынок косметики в России сохраняет высокий потенциал роста и развития. По мнению Кристины Судеревской, наступило время, когда российская косметика перестает быть просто альтернативой западной, а становится полноценным трендсеттером.

Другие материалы читайте в свежем выпуске журнала РБК+Юг и Северный Кавказ

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 05 дек, 23:31
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 05 дек, 23:31
Все новости Краснодар
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 05 дек, 23:24
The Atlantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 05 дек, 23:21
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 05 дек, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 05 дек, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 05 дек, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 05 дек, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 05 дек, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 05 дек, 22:46
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 05 дек, 22:41