Перейти к основному контенту
Тренды-2025 ,  
0 
Эксклюзив

Свои цветут и пахнут: с чем сталкиваются производители косметики Кубани

Предприятия Кубани нарастили отгрузку продукции химпрома на 11% в 2024 г.
Фото: Компания «Краснополянская косметика»
Фото: Компания «Краснополянская косметика»

После ухода ряда зарубежных косметических брендов отечественные производители, в том числе на Юге России, стали активнее развиваться в данном направлении. Компании Краснодарского края постепенно замещают иностранное сырье, масштабируют производство и выходят на новые рынки. Кроме того, некоторые винодельни региона в рамках диверсификации бизнеса начали создавать косметические средства под собственным брендом.

РБК+Юг поговорил с представителями отрасли и выяснил, какую косметическую продукцию сегодня производят на Кубани и как компании адаптируются к меняющимся потребительским предпочтениям и трендам.

Отрасль цветет и пахнет

Косметическая индустрия в России с каждым годом развивается все активнее — об этом говорят число новых производств, ажиотаж вокруг брендов и отчеты аналитиков. Так, по данным информагентства INFOLine, в 2023 году рынок косметики вырос на 17,3% и составил 950 млрд руб.

За три года количество производителей косметики выросло почти вдвое и составило около 3 тыс. на конец декабря 2024 года. В число регионов РФ с наибольшим числом регистраций производителей косметики, по данным Корпорации МСП, вошел Краснодарский край, заняв 4 место с долей в 4%.

На Кубани объем отгрузки химических веществ и продуктов, к которым относятся товары косметики и парфюмерии, превысил 53,5 млрд руб. в 2024 году, что на 11,3% больше, чем в 2023 году, рассказал министр промышленной политики Краснодарского края Дмитрий Хмелько. Сегодня в крае работает порядка 15 крупных и средних производителей уходовой косметики и селективной парфюмерии, в том числе ведущие в стране предприятия. На развитие промышленности власти Краснодарского края направили 3,7 млрд руб. в 2024 году.

В регионе действуют несколько инструментов поддержки, в частности Фонд развития промышленности с капитализацией в 10 млрд руб. Привлеченные средства предприниматели направляют на модернизацию и создание новых предприятий, в результате чего в крае ежегодно растут объемы производства.

В регионе также действуют нефинансовые механизмы развития отрасли, среди них — участие предприятий химпрома в профильных выставках, помогающих производителям презентовать свою продукцию, находить новых партнеров и расширять географию продаж.

Успех производителей также подтверждает их упоминание в различных рейтингах. Так, в список 100 лучших российских брендов косметики и парфюмерии «РБК Стиль» вместе с экспертами включил кубанские «Краснополянская косметика» и «Анапская косметика».

Замещение импортного сырья как импульс развития

Одной из точек развития отрасли является наращивание отечественной сырьевой базы. Наиболее продвинулись в этом направлении компании, формирующие в стране сегмент натуральной косметики.

Бренд «Краснополянская косметика» в 2024 году произвел около 800 тыс. единиц продукции. За год спрос на товары вырос вдвое, что обусловлено увеличением потребительского доверия, расширением ассортимента и акцентом на научный подход, рассказал РБК Краснодар сооснователь бренда Дмитрий Серов.

Основное сырье компания выращивает на собственной ферме и не испытывает дефицита компонентов. Кроме этого, организации присвоен статус малого технологического предприятия, что подтверждает не только производство, но и проведение исследований и разработки в области биотехнологий.

«Мы создали качественную научную базу, сформировали штат из молодых сотрудников, которые успешно разрабатывают инновационную продукцию и получают патенты на изобретения. Тенденцией последних лет на российском рынке стало стремление к независимости и импортозамещению», — сообщила на «Форуме в большом городе» в Москве в марте 2025 г. соосновательница компании Кристина Судеревская. Ее слова о развитии бизнеса приводит ресурс «Национальные проекты России».

За последние годы отечественный рынок сырья значительно вырос, однако российское производство пока еще нуждается в некоторых импортных компонентах, считает владелец производственной компании Matsesta Александр Каримов.

Сочинская Matsesta, выпускающая ежемесячно 250 тыс. единиц домашней и профессиональной косметики, активно работает с российскими поставщиками и занимается поиском альтернативных поставок и новых производителей.

«Сложности с сырьем еще присутствуют. Некоторые материалы, такие как натуральные экстракты и определенные типы упаковки, пока трудно заменить качественными российскими аналогами. Мы активно работаем с новыми отечественными производителями и тестируем их продукцию», — сказал РБК Краснодар Каримов.

Не только вино

Наряду с появлением в регионе отраслевых компаний непрофильные предприятия активно развивают производство новых продуктов. В последние годы в рамках диверсификации бизнеса винодельни края запускают косметические линейки и занимают свою нишу на рынке.

Винодельня «Шато де Талю» производит широкий ассортимент невинодельческой продукции, в частности натуральную уходовую и декоративную косметику, в составе которой используется косточка винограда. В ее создании задействовано местное производство экокосметики и бытовой химии Kimax. В 2024 году на винодельне продали свыше 15 тыс. косметических средств. По выручке доля продаж данного сегмента составляет 2,56%.

«В 2025 году мы намерены нарастить объем продаж с 2,5% до 5% и выпустить новый продукт на основе виноградной косточки», — отметил в беседе с РБК Кубань гендиректор ресторанно-дегустационного комплекса «Шато де Талю» Александр Константинов.

Управляющий партнер винодельческих проектов Mantra estate и Magnatum и создатель бренда косметики «Поле» Стефания Майорова рассказала, что для производства органической продукции используются растения с территории «Долины Лефкадия» в Крымском районе Краснодарского края.

«Бренд обеспечивает запросы «Долины» и продается только на ее площадках. «Поле» является сопутствующим товаром, поэтому объем производства пока небольшой — 1 тыс. наименований на каждое SKU (единица складского учета). Однако я считаю, что это интересный бренд, имеющий хорошие перспективы развития», — сказала Майорова.

Индивидуальный предприниматель Галина Лифарь производит натуральную эко-косметику на основе винограда и вина под маркой Vinosόfia. На предприятии ежемесячно изготавливают порядка 0,5-1 тыс. единиц различных категорий товаров. До конца 2025 года объем выпуска планируется довести до 5-7 тыс. штук в месяц.

«Мы используем собственное сырье, которое находится вблизи частной винодельни, то есть вторичные продукты виноделия, а также приобретаем дополнительно масло виноградной косточки, так как своего стало не хватать. Остальные ингредиенты закупаем у отечественных поставщиков», — рассказала Лифарь.

Продукция виноделен чаще всего распространяется через винотеки при предприятиях и спецмагазины, однако ключевыми каналами сбыта для всех игроков бьюти-рынка сегодня стали маркетплейсы.

Новые горизонты

Одним из главных трендов развития косметической отрасли в России считается перетекание продаж из офлайн-розницы в онлайн-каналы. По оценкам экспертов, это обусловлено изменением потребительских предпочтений и удобством онлайн-шопинга.

По словам Дмитрия Серова, плюсом онлайн-продаж является доступность товаров по всей России. Продукция «Краснополянской косметики» также распространяется через собственную и партнерскую розничные сети и путем B2B-партнерства («бизнес для бизнеса»). Кроме этого, компания обсуждает варианты выхода на рынок ОАЭ.

Основными каналами сбыта Matsesta выступают маркетплейсы. Компания также активно развивает продажи через отельный бизнес и рестораны, так как курорты все чаще выбирают локальные бренды для создания индивидуальных косметических линий, отметил Александр Каримов. Кроме того, на предприятии обсуждают расширение присутствия в аптеках и спецмагазинах, а также на рынках стран СНГ и Ближнего Востока.

Несмотря на все вызовы, рынок косметики в России сохраняет высокий потенциал роста и развития. По мнению Кристины Судеревской, наступило время, когда российская косметика перестает быть просто альтернативой западной, а становится полноценным трендсеттером.

Другие материалы читайте в свежем выпуске журнала РБК+Юг и Северный Кавказ

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 июля
EUR ЦБ: 91,5 (+0,08)
Инвестиции, 10 июл, 18:47
Курс доллара на 11 июля
USD ЦБ: 77,9 (-0,27)
Инвестиции, 10 июл, 18:47
Все новости Краснодар
ВТБ предупредил, что мошенники начали применять схему с почтовыми ящиками Общество, 09:21
В Пулково ввели временную схему приема и отправки рейсов на час Политика, 09:16
«Сбер» снял ограничения по акциям ЮГК на основании нового документа суда Инвестиции, 09:14
Курс биткоина обновил исторический максимум, впервые превысив $118 тыс. Крипто, 09:05
Новый налог на прибыль для МГК. Почему пострадает российский бизнесПодписка на РБК, 09:04
«Бум заканчивается». Как влияет на страны СНГ сокращение денег из РоссииПодписка на РБК, 09:01
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Подарок с пользой — Подписка на РБК
Приобретайте сертификат на период от 1 месяца до года
За сертификатом
Новая музыка недели: «внимание брусника!», Петар Мартич и другие Life, 09:00
Впервые за 2 года выросло предложение элитного загородного жилья в аренду Недвижимость, 09:00
NZZ назвала два способа избежать поражения Украины Политика, 08:58
Власти прорабатывают запуск водного сообщения между Сочи и Сухумом Краснодар, 08:55 
Над Челябинской областью заметили метеор. Видео Общество, 08:53
Сможет ли Франция стать центром европейской индустрии редкоземовПодписка на РБК, 08:41
Аномальная жара установилась на Юге до конца следующей недели Краснодар, 08:39