Сдуть лишнее: заводы на Кубани предупредили о падении выпуска пива на 20%
Союз российских пивоваров предупредил о снижении выпуска пива в России на 20-30% в случае введения в России обязательной маркировки. Об этом сообщил «Ъ».
По мнению пивоваров, из-за обязательной маркировки пивоваренные предприятия будут в «критической зависимости от поставщиков маркировочного оборудования и технологий» из стран, которые ранее ввели санкции. Кроме того представители отрасли отметили, что снижение производства продукции отразится на сокращении акцизных поступлений и повышении себестоимости продукции в среднем на 10%.
«Это подтверждается опытом введения обязательной маркировки для питьевой и минеральной воды. Данную продукцию выпускают и пивоваренные компании, которые после интеграции маркировки отмечают падение производительности линий розлива воды на 20–30%», — говорится в сообщении союза.
В свою очередь правительство учитывает долю незаконного оборота пива, которая выросла за последние 3 года.
«В настоящее время проводится оценка целесообразности введения обязательной маркировки для пивной продукции. По оценкам НИУ ВШЭ, доля незаконного оборота пивной продукции выросла с 11,3% в 2019 году до 16,6% в 2021 году. При таком уровне нелегального оборота потери бюджета оцениваются в размере до 30 млрд рублей, в том числе до 27 млрд рублей — из-за недобора акцизов», — говорится в поступившем в РБК сообщении аппарата вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко.
По данным Центра развития перспективных технологий — оператора Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» (ЦРПТ), маркировка является конкурентным преимуществом для компаний, работающих «в белую».
«Маркировка не разрушает, а ведет к автоматизации и оптимизации производственных, логистических и прочих бизнес-процессов участников оборота. Это существенно сокращает ручные трудозатраты и ФОТ, а также ошибки, вызванные ручными операциями. Внедрение маркировки снижает нагрузку на бизнес в части контрольно-надзорных мероприятий благодаря системе управления нарушениями и системе управления рисками», — прокомментировали в центре.
В ЦРПТ также отметили, что новая геополитическая ситуация не оказала влияние на поставки оборудования для маркировки.
«Сохранена часть поставок из Европейского союза, ведется активное замещение европейских вендоров компаниями из КНР и Азии, осуществляется активный процесс локализации производства оборудования и развитие существующих производственных мощностей в РФ», — говорится в сообщении ЦРПТ.
Эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков начался с 1 апреля 2021 года. Участники эксперимента должны подавать сведения об обороте напитка одновременно в ЕГАИС и государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров. К эксперименту по маркировке пива присоединились 192 участника, из которых 103 — производители и 17 — импортеры. Изначально планировалось завершить эксперимент до 31 августа 2022 года. Весной 2022 года окончание проведения эксперимента по маркировке в правительстве РФ предложили отодвинуть на 28 февраля 2023 года.
Заорганизованный бизнес
По мнению представителей отрасли, задачи по контролю за рынком может выполнять уже существующая Единая государственная автоматизированная информационная система. Сейчас эта система используется для контроля за рынком.
Генеральный директор Первореченского пивоваренного завода Андрей Дмитриев считает, что в ином случае процесс производства пива становится слишком заорганизованным.
«Идет тройной учет. Теперь мы вынуждены платить ЕГАИС, акциз, надбавку и на все это еще накручиваем НДС. Я думаю, что мы хорошо наполняем бюджет. Сейчас, в большинстве своем, мы работаем на обслуживание системы контроля, а сам бизнес выходит на второй план и таким образом страдает», — говорит Дмитриев.
Он уточнил, что компоненты системы маркировки, которые требуется закупить пивоварам, производят в западных странах. Поставки оттуда заблокированы из-за санкций против России. По оценке эксперта, маркировка снизит эффективность работы предприятия.
При этом, он отметил, что в западных странах, все проверки производителей пива носят декларативный характер.
«Никаких ЕГАИС, личных систем налогооблажения. Весь мир так работает, а мы почему-то особенные. Сегодня западные конкуренты уходят, а мы рынок своего пивоварения не развиваем, а по сути губим», — отметил глава пивзавода.
Невыгодное производство
По данным ЕМИСС, производство пива на Кубани в первом квартале 2022 года составило 3 млн декалитров, что на 15,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В этом же периоде производство пивных напитков выросло до 13,3 тыс. декалитров — это более, чем в 10 раз превышает показатели 2021-го.
Помимо введения обязательной маркировки, на снижение производства пивоваренных компаний влияют высокая конкуренция, увеличение себестоимости продукции из-за санкций и рост цен на сырье. Игроки регионального рынка уже заявляют о сокращении выпуска пива в текущем году на 20%.
Генеральный директор ООО «Динской пивоваренный завод» Дмитрий Грец отметил, что производить хмельной напиток стало невыгодно, поскольку предприятие не выдерживает конкуренции. Федеральные компании продолжают держать очень низкий ценник на продукцию и конкурировать с ними сложно. В компании констатируют факт удорожание сырья, поэтому уже сейчас глава завода заявляет об уходе в безалкогольный сектор рынка.
О вынужденном повышении цен на итоговую продукцию говорит и директор Первореченского пивоваренного завода Андрей Дмитриев.
«Солод пару лет назад стоил 36 рублей, а сейчас он стоит 65 рублей. Что интересно, рыночная цена ячменя (из которого делается солод) в прошлом году была 11 рублей и 11 рублей в этом году. Я допускаю, что, возможно, это сговор солодовенных компаний. Хмель, которого у нас нет, но который растет за Уралом подорожал в 2 раза, хотя не привязан ни к доллару, ни к евро», — отмечает Грец.
Он констатирует снижение маржинальности бизнеса, которое влияет на заработные платы работникам предприятиям и обновление парка оборудования.
«Если убрать все издержки, то повышать цену на пиво необходимо на 50%. Мы поднимаем на 6-7%. Вся разница в 40% — это потеря маржинальности. Если раньше мы работали на прибыль, то сейчас — на выживание. Продажи пива уже сократились на 20%. При этом себестоиомость выросла на 30-40%. Сейчас лето. Пиво — сезонный товар. Но даже в сезон мы проседаем», — сказал Грец
По его мнению, если тенденция сохранится, пивоваренные компании будут вынуждены производить пивной напиток, используя хмелепродукты и солодопродукты.
«Будут добавлять все что угодно, чтобы удешевить продукт, а удешевлять его уже некуда», — заключил эксперт.
Цифровая маркировка не оказывает значительного влияния на рост себестоимости. Это доказано на примере всех товарных групп, в которых она введена. В частности, в пивоваренной отрасли маркировка по расчетам приведет к увеличению цен на пиво не более чем на 1,1% в первый год после введения, в целом за последующие шесть лет увеличение цен не превысит 0,2% в год.