Первое SLOVO: Краснодар как родина баттл-рэпа в России
В сентябре отметил свое пятилетие проект Slovo, стартовавший в 2012г. в Краснодаре в качестве первой в стране офлайновой площадки для рэп-баттлов. За это время Slovo успело стать всероссийской франшизой, пережить раскол и сменить организаторов, уступив в итоге первое место по популярности и финансовой успешности питерскому проекту Versus.
От «Битвы» под бит до соло на Slovo
В 2010-2011гг. бывший участник краснодарской рэп-группы MaryJane Антон Белогай (Хайд) и организатор первого на юге страны хип-хоп комьюнити South Rap Сергей Трущев (PLC) провели в Краснодаре четыре сезона рэп-баттлов под бит «Битва новой эры». По их словам, в эпоху онлайновых рэп-поединков исполнителям не хватало живого общения и живой аудитории.
«У Краснодара исторически сложилась хорошая репутация в жанре рэпа. Групп и исполнителей становилось все больше, но почему-то не наблюдалось какого-то единения и взаимодействия. Многие друг друга просто не знали», – вспоминает Белогай.
У участников «Битвы новой эры» были определенные задания и темы, развитие которых являлось одним из критериев оценки. «Целью становилось не унизить и оскорбить оппонента, а красиво раскрыть талант через такую форму», – говорит Хайд.
Проведение первых баттлов под бит было неприбыльным. В качестве спонсоров выступали заведения, в которых проходили встречи (например, ночной клуб ERA), а за победу участники получали небольшие денежные призы или бутылку виски, рюкзак или модную одежду.
«В судействе помогали группа «Триада» и Сэт (известный краснодарский продюсер, рэппер и битмейкер – прим.ред.). Мы старались реально оценивать уровень исполнителей, давали им советы, люди начали между собой общаться. В итоге все немного приелось, но мы получили определенную аудиторию. За недолгое время существования проекта количество участников увеличилось с 20 до 60 человек», – рассказывают Хайд и PLC.
Из этого опыта родилась идея создания площадки Slovo для рэп-баттлов без музыки и микрофонов. За основу был взят формат британской лиги Don’t Flop, существующей еще с 2009г. Организационную помощь на этом этапе оказал рэппер Oxxxymiron (Мирон Федоров), называющий себя «крестным отцом для всего баттл-рэпа на русском».
SLOVO: что было в начале
На проводе Краснодар – мы скайпили 3 часа:
советы, вопросы, как им писать на баттл текста.
Я помню, как объяснял, что от фристайла устал,
что такое схемы и флипы, как надо правильно встать…
Oxxxymiron на баттле с Гнойным
«Мы записали импровизированные короткие баттлы, чтобы дать людям понять, как это выглядит. Фактически это было видеообучением. На первый сезон откликнулись практически все участники «Битвы новой эры». Тогда для нас всех это было в новинку и хотелось попробовать свои силы. Все было очень медленно, люди забывали текст и подглядывали в телефон. Но всем понравился этот формат, появились свои звезды, которые сходу завоевали любовь публики своим юмором, остроумием и талантом», – вспоминает Трущев.
В роли судей первоначально выступали зрители, однако со временем возникла необходимость профессиональной оценки. С тех пор исход большинства рэп-баттлов в России определяет жюри от 3 до 5 человек.
«К нам ходили самые разные люди. Стало понятно, что судьбу поединка должно решать мнение квалифицированных экспертов в этой области, а не крики толпы. В итоге мы отдавали зрителям один из трех голосов или делали дополнительным мнением», – говорит Белогай.
Вход на первые рэп-баттлы Slovo в Центре современного искусства «Ангарт» был бесплатным, главный приз для победителя сезона составлял 15 тыс. рублей. Основной формат с тех пор не менялся – оставалась турнирная сетка, в которой победитель шел дальше, а проигравший выбывал. Позднее появились экспериментальные битвы «два на два», которые активно практиковались за рубежом.
Спонсором нового проекта выступил ФК «Кубань», но, по словам организаторов, о зарабатывании денег на новом проекте речи не шло. Не «выстрелила» и идея продвижения за счет Slovo концертов его участников, что также могло бы приносить дополнительную прибыль.
«Наша идея, что проект даст участникам подспорье в их творческой деятельности, оказалась ошибочной. Мы думали, что участники – в первую очередь, музыканты и хотят делать музыку. Каково же было наше удивление, когда на концерты, проходящие после баттлов, практически никто не оставался. Потом мы смирились с этим», – делится Трущев.
Рэп-франчайзинг и хип-хоп фестивали
Уже через год краснодарский проект вышел на всероссийский уровень и начал экспансию по всей стране.
«Был очень крутой толчок, когда осенью 2013г. к нам приехал уставший после концерта Noize MC и безвозмездно провел фристайл-баттл, который очень долгое время был самым просматриваемым на нашем YouTube-канале. Люди увидели серьезность организации и серьезность мероприятия. Все знали, что Slovo – это круто», – вспоминают Хайд и PLC.
После появившейся известности организаторы начали запускать франшизы в других городах России и ближнего зарубежья – в 2014г. работали уже 15 филиалов. В настоящее время продолжают действовать отделения в Краснодаре, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и на Дальнем Востоке, а также в Минске и Харькове.
Условием открытия франшизы было разовое внесение суммы от 10 до 15 тыс. рублей за проведение одного сезона и доставка основателей проекта на открытие или финал. В дальнейшем сумма взносов составляла от 15 до 25 тыс. рублей.
Вход на мероприятия в большинстве городов был бесплатным. Финансирование площадок осуществлялось за счет местных спонсоров, предоставляющих необходимую для исполнителей технику и стильную одежду.
«Со спонсорами было тяжело. Для нас формат рэп-баттлов был новый, а для спонсоров – тем более. Часть выручки с нашей музыкальной студии в Краснодаре мы просто пускали на призовые фонды. Когда мы стали взымать небольшую плату за вход, у нас появилась возможность за две-три встречи собирать средства на доставку известных исполнителей в Краснодар, чтобы они выступали на нашей площадке. Мы выходили «в ноль» с учетом того, что привозили их без активной спонсорской поддержки. Этот опыт показал, что филиалы при грамотной организации тоже смогут зарабатывать какие-то небольшие деньги за сезон», – делится Антон Белогай.
Как вспоминает Сергей Трущев, во времена запусков второго и третьего сезона для организаторов в других городах стоимость франшизы падала. «Если сезон проходил хорошо, то мы смягчали условия, отношения становились более партнерскими. Потом мы решили сделать бюджет проекта общим», – поясняет он.
Лидерами с точки зрения привлечения публики быстро стали Москва и Санкт-Петербург. «Краснодар был особенным городом, где на Slovo приходило в среднем 200 человек, а однажды на открытии сезона было около 500. В Москве вход стоил 500 рублей, но мы не могли ставить столько же, потому что здесь не та аудитория, а в столице это нормально», – комментирует Хайд.
В 2014г. состоялся первый всероссийский фестиваль SlovoFest под Анапой, где на протяжении трех дней проходили рэп-баттлы представителей всех филиалов. Условием участия была самостоятельная оплата участниками дороги и проживания, остальное оплачивали основатели краснодарского проекта.
«Мы провели два таких фестиваля. На тот момент баттлы были на очень высоком для России уровне. Участники развивались сумасшедшими темпами, а SlovoFest стал просто скачком вверх. На него мы получили максимум реакции и очень крутые отзывы. Там был и main event, где встречались чемпионы или финалисты. Также на первый SlovoFest в качестве гостя мы пригласили популярного юного рэппера Басоту», – вспоминает PLC.
Второе «Слово» и Versus как номер один
В 2015г. от проекта Slovo откололся филиал в Санкт-Петербурге – один из самых крупных и профессионально организованных.
К этому времени начал свою работу совещательный орган для городов-участников Slovo. Как говорят Хайд и PLС, филиалов стало столько, что из единого центра они управляться уже не могли. Кроме того, возникла необходимость учета мнений не только основателей, но и представителей в городах, от которых напрямую зависел успех проекта в дальнейшем.
В рамках второго фестиваля SlovoFest состоялся круглый стол представителей всех городов, на котором основателями было заявлено об отмене франшиз для филиалов, существующих более года. Представители Питера на мероприятие не пришли.
«Серьезных разногласий со #SLOVOSPB не было. Нам никто не писал с предложениями сделать что-то по-другому. Разногласия зрели внутри филиала, это становилось известно через третьи лица. Диалог – это путь к решению всех проблем, но его не было. В итоге на втором SlovoFest у меня был баттл с организатором питерского филиала Деном Чейни. Это все выглядело как битва с очень большой подоплекой и двойным смыслом, в этой встрече Питер проиграл», – рассказывает Хайд.
В итоге #SLOVOSPB стало полностью автономным проектом под руководством финалиста первого сезона Дена Чейни. Питерцы не только сохранили Slovo в названии, несмотря на возражения организаторов из Краснодара, но и первыми успели зарегистрировать товарный знак. Сам же Ден Чейни объясняет разрыв с Краснодаром «организационными разногласиями» и часто приводит в пример раскол Римской империи на Западную и Восточную.
В Санкт-Петербурге к тому времени вырос и главный конкурент «Слова» – баттл-площадка Versus Александра Тимарцева (Ресторатора), которая сегодня является одной из самых популярных в мире.
«Versus начал свою деятельность с использования громких имен исполнителей, а мы стремились достать людей из андеграунда и показать их свету. Со стратегической точки зрения я считаю их решение более верным для коммерческой успешности проекта. Баттлы у них были посредственные, на тот момент они ни в какое сравнение не шли с поединками Slovo. Когда у них выступил Антон (Хайд), к нам пошел трафик», – рассуждает Сергей Трущев.
После этого руководство Versus не пускало к себе «чужаков» из конкурирующего проекта и не отпускало своих участников на Slovo. В результате переговоров организаторов ограничения были сняты, но антагонизм остался и регулярно служит поводом для взаимных подколов и оскорблений участников баттлов.
Нынешний руководитель Slovo Дмитрий Капранов говорит, что с «Версусом» невозможно конкурировать в плане известности, ведь это «флагман баттл-рэпа в России, СНГ и мире».
«На данный момент со всеми площадками у нас хорошие отношения, враждебности нет. Slovo нельзя игнорировать. Все участники, которые хорошо баттлят, начинали с него», – напоминает он.
«Slovo – это такая андеграунд-кузница, где выковываются люди. Сначала они оттачивают свое мастерство, проходят отбор и попадают на Versus, где все им аплодируют. Но до этого момента они годы и месяцы пашут на тренировках Slovo. Ничего в этом плохого нет», – добавляет Трущев.
Современная экономика баттл-рэпа
В 2016г. Белогай и Трущев покинули Slovo – по их словам, потому что «сделали все, что хотели», приняв решение сосредоточиться на «собственной творческой и профессиональной деятельности». Отчасти этому способствовали накопившиеся разногласия и неудачный сезон, который сам Хайд признавал провальным.
Сначала проектом занялись Игорь Родичкин (Родя) и Дмитрий Капранов (Квид), до этого координировавший филиал в Хабаровске. Затем Капранов стал координатором всего «Слова».
«Просто у меня оказался более свежий взгляд, чем у отцов-основателей. Они к 2016 году жили правилами и представлениями, которыми руководствовались еще четыре года назад. Но это было уже несерьезно и нерентабельно. Все видоизменилось, потому что поменялся сам жанр и атмосфера», – объясняет он.
В настоящее время проект управляется из одного центра на основе филиальной системы. При этом каждый филиал самостоятельно занимается организацией своего сезона.
Максимальный взнос по франшизам в сезоне 2016/2017 составил от 5 до 10 тыс. рублей. «Я старался оставлять деньги в городах. В Харькове я не брал ничего из-за политической ситуации, увозить оттуда деньги я не считаю нужным», – объясняет руководитель «Слова».
Информационную поддержку предоставляют тематические издания, которые, как правило, самостоятельно освещают яркие баттлы. Со спонсорами же в каждом городе все происходит по-разному, говорит координатор краснодарского Slovo Тихон Яковенко.
«Спонсоры хотят рекламироваться именно на тех встречах, где будет гарантировано определенное количество просмотров на YouTube. Чтобы мы их упоминали, например, в баттле от 600 тысяч просмотров. Но если это сезон, то очень трудно сказать, сколько будет просмотров на любом из видео. Потому что главная концепция проекта – изначально была дать дорогу неизвестным ребятам», – поясняет он.
По оценкам организаторов, для проведения полноценного сезона на 12 встреч с учетом призового фонда требуется от 400 до 450 тыс. рублей. Для одной встречи понадобится около 30 тыс. рублей. При этом часть затрат на операторов или аренду заведения можно компенсировать за счет платного входа.
По данным статистики, 10% аудитории YouTube-канала «Слова» приходится на несовершеннолетних, 30% составляют люди в возрасте от 26 до 30 лет, 60% – от 20 до 26 лет.
Всего 10% зрителей – женщины, это общая тенденция баттл-рэпа в России. «Как бокс и женский футбол, который тоже в основном смотрят мужчины», – поясняет руководитель Slovo.
Дмитрий Капранов называет управление проектом своей основной деятельностью и отмечает, что наибольшую долю достатка имеет именно с него.
«Баттл-рэп изменился. Раньше все работало на голом энтузиазме, а теперь превратилось в сферу, где крутятся миллионы. Год-два назад такое невозможно было представить. Slovo живет сейчас относительно неплохо, есть планы на осень-зиму, есть достаточно серьезные партнеры. Весь этот год проект существует за счет main event с приглашенными участниками, эти встречи набирают от 500 тыс. до 2 млн просмотров», – говорит он.
Основным спонсором «Слова» в 2017г. стала букмекерская контора. Поддержку проекта также осуществляют вейп-шопы, тату-студии, сайты по продаже игр и т.д.
Определенную часть прибыли получают и непосредственные участники баттлов. «Филиал должен найти талант, а мы должны его продвинуть. Если человек хорошо баттлит, то он стопроцентно будет приглашен на очень крутые встречи в других городах. Я стараюсь большинству участников возмещать затраты на проезд и проживание. С моим приходом также появились гонорары, которые зачастую выплачиваются на регулярной основе», – рассказывает Капранов.
Сумма выплат участникам Slovo варьируется от 5 до 25 тыс. руб. за одно выступление. Максимальный денежный приз за выигрыш в сезоне составляет до 60 тыс. рублей (для сравнения: за участие в основной лиге Versus рэпперы получают от 20 тыс. до 150 тыс. рублей).
Иван Петунин (Walkie T), являющийся активным участником Slovo с момента его основания, говорит, что «краснодарская школа» научила работать за идею, а Санкт-Петербург – на этом зарабатывать. По его словам, если участвовать в баттлах раз в месяц, то можно получать порядка 50 тыс. рублей, но каждый раз «нужно показывать топ-уровень».
Back to Krasnodar и назад в будущее
Последним мероприятием в столице Кубани стало «Slovo 2.0: Back to K-city» 28-29 января 2017г., в котором приняли участие самые яркие представители филиалов. Общий бюджет организации составил 250 тыс. рублей, участникам были оплачены проезд и размещение в отеле. В качестве спонсоров выступили три компании.
«Встреча происходила в Краснодаре, потому что звание «колыбели баттл-рэпа в России» было и останется именно за этим городом. Для нас это символично. Люди из всех проектов уважают Краснодар именно за статус начального пункта относительно баттлов. Но проводить там основные встречи нерентабельно – в отличие от Москвы», – поясняет Капранов.
В феврале 2018г. в столице Кубани планируется проведение такого же двухдневного мероприятия с представителями всех филиалов.
Кроме того, среди планов координатора «Слова» – третий фестиваль SlovoFest.
«Все затраты лягут на проект. Несерьезно кого-то приглашать и просить самому себе брать билеты. Тем более, летом в Краснодарском крае общая встреча получится особенно дорогой – с учетом высокого сезона и внедряемого курортного сбора. Но, надеюсь, мы в следующем году эту традицию возродим», – рассуждает он.
Руководитель проекта также планирует в ближайшее время перейти на систему двух YouTube-каналов по аналогии с канадской лигой King of the Dot Entertainment (KOTD): на одном транслируются выступления в высшей лиге, на другом – в основной.
«Что будет дальше, прогнозировать сложно. Это очень бешеный и непокорный жанр, тут сложно устоять на месте, на своем клочке земли. Тут постоянно нужно движение, если мы этот темп оседлаем, то, я думаю, преуспеем во всем», – уверен Капранов.
Со своей стороны, координатор Slovo в Краснодаре Тихон Яковенко к пятилетию проекта намерен продемонстрировать «возврат к истокам».
«Хочется повторить первый сезон, но уже с видеосъемкой. Это будет формат стандартного турнира на 32 участника с обычным призовым фондом в 50 тыс. рублей. Если я найду спонсоров, то создам новый сезон «Слово» в Краснодаре. Может, это будет до февраля 2018 года или после», – говорит Яковенко.
Однако в перспективах дальнейшего развития этого направления хип-хоп культуры уверены далеко не все ее представители.
«Сейчас баттлов стало очень много, они стали менее интересны просто из-за своего количества. Не может человек столько баттлов смотреть! Раньше было 10 баттлеров в стране, и у каждого была своя фишка. Сейчас их сто десять – попробуй вообще понять, что происходит», – считает Антон «Хайд» Белогай.