Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Миссия, а не бизнес: как живут независимые книжные магазины в Краснодаре

РБК Краснодар поговорил с владельцами трех независимых книжных магазинов и выяснил, как люди попадают в этот бизнес, сколько нужно денег, чтобы открыть свой магазин, и может ли увлечение книгами стать прибыльным делом
Миссия, а не бизнес: как живут независимые книжные магазины в Краснодаре

Термин «независимый книжный магазин» появился как противопоставление сетевым книжным магазинам. Они создаются, как правило, энтузиастами, цель которых — сделать книги доступнее и познакомить читателей с авторами и издательствами, не представленными в широкой массе.
Для независимых книжных магазинов характерна авторская подборка ассортимента, не диктуемая издательствами, и низкие цены.

Мало книг — больше книжных

Как рассказала РБК Краснодар владелица магазина «Добролавка» Ольга Рощина, идея открыть собственный книжный магазин была вызвана стремлением познакомить жителей Краснодара с теми книгами, которые не представлены в городе.

«Книгами я занимаюсь уже не первый год. Мы открылись еще в 2014 году, начав с островка в торговом центре, и у меня всегда было желание привозить то, с чем краснодарский читатель еще не знаком. Ассортимент сетевых книжных всегда отличается от ассортимента независимого книжного», — вспоминает она.

Владелица книжного магазина «Чарли» Анна Кадикова также столкнулась с недостатками ассортимента в уже имеющихся книжных магазинах.
«Мы три года прожили в Петербурге, где представляли себе, что такое независимая книжная культура. Мы много ходили по таким магазинам, выбирали для себя место, где бы нам было комфортно. Оказалось, что в Краснодаре нет такого магазина, куда бы нам хотелось сходить. Кроме того, для меня как для книжника и человека, у которого профильное редакторское и издательское образование, не оказалось работы в городе. Поэтому мы решили открыть что-то свое. Тем более, есть свободная ниша и потребность в книгах у читателей», — пояснила она.

Татьяна Мадонова и Евгений Соколов, владельцы магазина «Кот ученый», который работает на знаменитой в Краснодаре книжной ярмарке в парке «Чистяковская роща», изначально занимались продажей канцтоваров, учебников и школьной классики. Однако в какой-то момент они поняли, что на книжном рынке стало слишком мало книг, и решили исправить эту ситуацию.

«На Книжный рынок в Роще горожане уже лет 20 водят детей собираться в школу. Я же еще студентом ходил сюда каждые выходные за новой книгой. Но, к сожалению, это общая для всей отрасли тенденция — тиражи падают, расходы и цены растут, магазины закрываются. Хороших детских книг по вменяемым ценам толком нигде не было. Так мы решили создавать детский книжный, но в итоге он получился универсальный», — рассказал совладелец «Кота ученого» Евгений Соколов.

По мнению владельцев магазинов, самым сложным на старте стало не создание хорошего ассортимента, хотя с такими проблемами они тоже столкнулись. По словам Анны Кадиковой («Чарли»), труднее всего оказалось найти подходящее помещение: площади были либо очень дорогими, либо не подходили по конфигурации.

«Вопрос репертуара не стоял. Я давно готовилась к этому моменту — еще в сентябре прошлого года решила, что будем открываться в Краснодаре. Общалась с издательствами, ездила на ярмарку в Москву, знакомилась, объясняла специфику. Мы ждали 1,5 месяца, пока освободится одно помещение, решали вопросы с документами, а затем увидели место с камином и изразцами и поняли, что все! Ради камина стали ходить все, нас узнают только по нему», — поделилась она.

С аналогичными проблемами столкнулась Ольга Рощина из «Добролавки». Для нее было принципиально важно найти помещение в центре города, максимально доступное для покупателей даже во время пеших прогулок. Основной проблемой стала стоимость аренды.

По словам совладельцев «Кота ученого», они хотели создать в магазине особую атмосферу, однако поняли, что открыть именно детский книжный магазин — не так просто.
«Не получилось сконфигурировать эффективный и разнообразный ассортимент. По началу не хватало разнообразия. Мы посмотрели, чего у нас нет, и решили: «А чего подростков-то оставлять без книг?». И стали завозить young adult. Потом обнаружили отсутствие современной зарубежной классики и ее добавили в микс. В целом, самым сложным на старте было собрать все детали паззла. Хотелось создать нестандартную атмосферу. Книжные без переживаний вообще не интересны. Мы открыли магазин с опозданием и единственным книжным шкафом, зато с атмосферой», — рассказал Евгений Соколов.

Миссия, а не бизнес: как живут независимые книжные магазины в Краснодаре

Сколько стоит независимость

Как отмечают владельцы независимых книжных магазинов, не менее сложной задачей оказался поиск средств на запуск проектов. Существенную часть средств они привлекали из собственных сбережений, а также брали кредиты — чаще всего, обычные потребительские, а не займы для малого бизнеса.

Анна Кадикова из магазина «Чарли» рассказала, что взяла кредит на 300 тыс. рублей. Этих денег, по ее словам, хватило, чтобы целиком покрыть потребности в открытии: провести стартовую закупку, приобрести кассовое оборудование, оплатить ремонт и аренду за несколько месяцев вперед и подключить интернет.

«У нас нестандартное помещение, поэтому полки пришлось заказывать специально. Именно на них и ушла большая часть затрат, так как мы принципиально не хотели ставить икеевские коробки. К примеру, мне нужно было, чтобы детские книжки стояли в полный рост. Это нестандартный размер — ты не впихнешь ее ни в какую пластиковую коробку», — пояснила она.

Владельцы «Чарли» пыталась обращаться за софинансированием в один из фондов, который занимается социальными проектами, однако получили отказ.
«Чаще всего, социальная проблема — это не нехватка книжных магазинов. Это отсутствие безбарьерной среды, загрязнение почвы, воды, воздуха. В фонд помощи малому бизнесу обращаться не стали: там надо провести масштабное маркетинговое исследование, утверждающее, что кому-то это надо. Проще сделать все самому, взять деньги и начинать работать, а не спрашивать у кого-то разрешение, можно или нельзя заниматься этим делом, подходит это или нет. Когда делаешь все сам, то мыслишь в других категориях», — подчеркнула Кадикова.

Евгений Соколов из «Кота ученого» рассказал, что при запуске они планировали уложиться в 600 тыс. рублей. В итоге сумма оказалась выше, но партнерам удалось обойтись без привлечения заемных средств.
«Пока не найдем нужную композицию в спросе и разделении труда — запуск не окончен. Это как с программным обеспечением — вечный процесс улучшения», — подчеркнул он.

«Мы до сих пор не досчитали. На наш взгляд, на открытие магазина нужно не меньше миллиона. Это учитывая момент, связанный с минимальным количеством покупателей за первый год работы. Мы не любители долгов, поэтому все книги мы выкупаем у издательств сразу, без отсрочки. У нас есть еще один стартап — система управления книжным магазином. Это как раз тот самый момент, который позволяет нам теперь существенно экономить время при заказе и учете. Вокруг этой системы выстроен книжный. Пользы от него много, но и расходов хватает», — добавила второй совладелец «Кота ученого» Татьяна Мадонова.

Миссия, а не бизнес: как живут независимые книжные магазины в Краснодаре

Деньги — не главное

Участники рынка признаются, что рентабельность и маржинальность в книжном бизнесе очень небольшая, поэтому большинство магазинов ищут дополнительный специалитет.

«В любом книжном магазине огромное количество сопутствующих товаров — это сувенирная или околокнижная тематика. На ней можно сделать рентабельность до 100%. На книжках такой рентабельности нет, она значительно ниже. Чтобы окупаться, мы решили сделать книжно-кофейный формат. Сейчас у нас не просто магазин, а место, где можно провести время, есть удобные столики и диванчики. Мы считаем, что для того, чтобы принять решение о покупке книги, ее нужно начать читать, с ней нужно познакомиться близко», — отмечает Ольга Рощина из «Добролавки».

Владелица «Чарли» Анна Кадикова считает, что повысить маржинальность книжного бизнеса можно только за счет увеличения наценки на книги. Однако сама она старается к таким мерам не прибегать.
«У меня наценка минимальная — чтобы окупить аренду и расплатиться с поставщиками. Для получения прибыли нужно повысить наценку, но пока мы берем количеством. Покупатель приходит, видит, что здесь дешевле, чем на «Озоне», и берет не одну книжку, а три», — добавляет она.

При этом «Чарли» также специализируется не только на книгах. В ассортименте магазина есть сувенирная продукция на околокнижную тематику и открытки, созданные краснодарскими художниками.

Представитель «Кота ученого» подчеркивает, что книжный магазин можно назвать успешным, если он выполняет план и не закрывается в течение 10 лет.
«За 1,5 года работы мы вышли на минимальные показатели плана по выручке, конверсии и среднему чеку. Об окупаемости рано говорить, мы несколько сдерживаем темпы роста, чтобы не плодить потери. Вся наша прибыль идет в развитие. На рынке нет успешной, масштабируемой бизнес-модели в книгораспространении. Когда мы ее нащупаем — скажу, что успех есть. Пока могу ориентироваться на эмоции покупателей — «химия» существует. Книготорговля низкомаржинальна, часто убыточна, и во всем мире выживает за счет программ господдержки. Но есть отраслевые ниши, в которых никто не пытается работать. Например, продажи business to community, работа с книжными данными для улучшения time to market, купонные программы и так далее», — комментирует Евгений Соколов.

По его словам, сейчас в России насчитывается около 900 книжных магазинов, хотя в даже в середине 90-х годов их было примерно в 10 раз больше. Эту ситуацию он объясняет низкой рентабельностью бизнеса.
«Продажа книг — это не бизнес, это миссия. Или социальное предпринимательство, как нынче стало модно говорить. Истории успеха в книготорговле последних лет связаны с масштабом сети или с собственным производством сувенирной продукции, но это региональная специфика. Истории провалов, как ни странно, связаны с излишней специализацией», — добавил совладелец «Кота ученого».

Миссия, а не бизнес: как живут независимые книжные магазины в Краснодаре

За молодежью — будущее

В то же время, эксперты признают, что потенциал для развития книжного бизнеса в Краснодаре есть. Во многом это связано с отсутствием в регионах магазинов, ориентированных не только на массовую литературу.

Анна Кадикова из «Чарли» отмечает, что в кубанской столице весьма сильное интеллектуальное сообщество, представители которого до сих пор ездят за книжками в Москву и Санкт-Петербург.

«Людям приходится тратить на это много денег и времени. Мы решили, что раз мы такие не одни, то у людей есть потребность в таком месте, куда можно прийти посмотреть детскую книжку или взрослую. В итоге, мы открылись и за две недели увидели невероятную реакцию. Самая крутая похвала, которую я слышала — это то, что больше не надо ездить в Москву и Питер. И ты радуешься, что ты попал в тех людей, в которых хотел попасть», — восклицает она.

Издательства также оказались довольны результатами, так как за первые две недели в «Чарли» было продано столько книг, сколько некоторые точки не продают за месяц.
«Количество продаж превысило даже их ожидания — не то, что наши», — подчеркнула Кадикова.

Ольга Рощина из «Добролавки» напоминает, что за последние пять лет в России возникло много издательств, что также способствует расширению книжного рынка.
«Книг на самом деле очень много. На мой взгляд, охватить их все очень сложно, поэтому у нас своя подборка, свое видение, у других коллег — свое. На мой взгляд, это хорошо, потому что у краснодарского читателя есть выбор. Ниша не занята на 100%, есть еще куда расти. Хороших и качественных книг очень много. Мне кажется, что время сейчас такое. У людей появилась возможность задумываться о саморазвитии и росте. Люди вообще сейчас больше думают, к счастью, поэтому возникает спрос и развивается предложение», — отмечает владелица магазина.

Евгений Соколов уверен, что книжный рынок свободен не только в Краснодаре, но и в России в целом. При этом он отмечает, что рост, который показывала книготорговля последние 10 лет, обусловлен вымиранием рынка в целом.
«В Краснодаре, насколько я помню, независимых книжных наберется с дюжину, если считать независимые сети и старые магазины. Но этого на наш миллионный город мало. Везде, кроме Москвы и Питера, книжных мало. Есть некоторые отклонения в Новосибирске, Перми и других больших региональных центрах. Там есть очень хорошие, даже легендарные магазины. Знаю случай, когда два магазина расположенные напротив, прекрасно уживались», — говорит он.

По мнению игроков рынка, спрос на развитие книжного рынка во многом обусловлен популярностью чтения среди молодежи.
«Молодежь постепенно отходит от массовой бульварной литературы, которую читало предыдущее поколение. У них формируется вкус, они активно экспериментируют. Да, наверно, они стали больше читать, мне не с чем сравнивать. Я много читал в их возрасте, окружающие меньше. Точно знаю, что детей родители пичкают книгами под завязку. У них есть трогательная ностальгия по собственному детству», — рассказывает Евгений Соколов.

Ольга Рощина также говорит, что книжный рынок начал расти за счет более читающего молодого поколения. Кроме того, она отмечает, что «литературы просто стало больше», в том числе бестселлеров, которые ранее не издавались на русском языке.

«Раньше бизнес-книги, например, можно было прочитать только в оригинале. Сейчас такие издательства, как «Альпина паблишер» и «Манн, Иванов, Фербер» изменили эту ситуацию и знакомят российского читателя с этими бестселлерами. Некоторым из них 25-30 лет, а некоторым только один год, но они уже взорвали зарубежный книжный рынок. Люди понимают, что выгоднее прочитать книгу и узнать то, что другой предприниматель выяснил за 25 лет, чем руководствоваться только собственным опытом», — считает владелица «Добролавки».

Миссия, а не бизнес: как живут независимые книжные магазины в Краснодаре

Больше книг, хороших и разных

Несмотря на свободные ниши, никто из «независимых открывать новые магазины в Краснодаре не собирается. Анна Кадикова говорит, что при торговле «штучными» изданиями делать несколько точек под одним брендом не имеет смысла.

«Люди готовы потратить время, чтобы приехать к тебе в магазин и купить определенную книжку. Близкое расположение здесь не так важно. Может быть, мы будем менять помещение, расширяться. Если я найду место, которое мне понравится, и мы его потянем — тогда, возможно, переедем. Но открывать вторую точку в городе я не планирую», — поясняет она.

С этой позицией согласна и Ольга Рощина. Благодаря тому, что магазин находится на ул. Красной, в «Добролавку» приезжает много гостей из других городов, которые едут за определенными книг, отмечает она.
«Желание открывать другие магазины у нас, конечно, есть. Однако мы ограничены зрелостью наших процессов. Книжный магазин с демократичными ценами и интересным ассортиментом — это уже достаточно сложная система. На падающем рынке побеждают те, у кого издержки снижаются быстрее, чем у конкурентов, а прибыль медленнее. Отрасль 20 лет летит вниз. Если мы сможем что-то предложить отрасли, будем активно расширяться», — добавляет Евгений Соколов.

При этом владельцы книжных магазинов не исключают появления своих магазинов в других городах края или даже выход на федеральный уровень. В частности, Анна Кадикова говорит, что хотела бы попробовать открыть магазин в городах Черноморского побережья.

«Нужно будет посмотреть спрос и потребность в таких магазинах. Мы бы начали с побережья, а потом оценили перспективы выхода за пределы Краснодарского края. Есть маленькие города, вроде Выборга, где нет книжных сетей вроде «Читай города» или «Буквоеда». Я думала о том, чтобы сделать логистическую сеть по краю, но эта история «на вырост». Если мы поймем, что нам выгоднее возить самим, то, наверное, так и сделаем», — рассказывает она.

Ольга Рощина ранее уже открывала книжную торговую точку в Сочи. По ее словам, после открытия «Добролавки» в Краснодаре первым магазином не было времени заниматься, он быстро пошел в убыток, и, в итоге, было принято решение его закрыть. Тем не менее, и она раздумывает о том, чтобы вывести свой проект на федеральный уровень.

«В ближайших планах у нас открыть федеральный интернет-магазин, потому что наши подборки книг по бизнесу, саморазвитию, детской литературы нравятся многим нашим посетителям. Мы очень часто слышим, что им очень сложно ориентироваться в любом другом интернет-магазине, потому что там миллионы книг и очень сложно выбрать что почитать, а у нас все удобно и понятно», — отмечает она.

Миссия, а не бизнес: как живут независимые книжные магазины в Краснодаре

Также владельцы книжных магазинов говорят, что необходимо постоянно работать над ассортиментом, привлекать новых авторов и издательства. В «Добролавке» отмечают, что во многом этому способствуют пожелания самих покупателей — около трети всех представленных в магазине книг собраны исходя из рекомендаций клиентов.

«Они приходят и говорят: «Да, мы видим, что у вас хорошая подборка, интересные книги, но у вас не хватает такой-то серии, такого-то автора. Я вам его обязательно рекомендую». Потом я обязательно захожу, изучаю этого автора, изучаю эти книги, и чаще всего пополняю ассортимент этими книгами», — рассказывает Ольга Рощина.

С этим соглашается и Анна Кадикова. По ее словам, когда открылся «Чарли», в магазине было заполнено около 2/3 полок, сейчас же места уже начинает не хватать. Она уверена, что, если ассортимент не будет расширяться, народ просто перестанет ходить.
«Человек пришел: он уже видел все — если ничего нового не приехало, он уже больше не придет. Нужно обновление репертуара каждую неделю — чтобы хотя бы что-нибудь приезжало», — подчеркивает она.

Евгений Соколов рассказал, что в 2017 году в книжном ассортименте «Ученого кота» появилось три новых издательства, в этом году будет еще пять. В планах у магазина расширять не только уже имеющийся ассортимент, но и открывать новые направления.
«Однозначно, мы расширим ассортимент детской литературы, как и планировали изначально. Расширим научпоп и бизнес-литературу, все благодаря тому, что мы стали работать с основными профильными издательствами. Возможно будем двигаться в вымирающих в городе нишах: IT и специализированной литературе, но уже в несколько ином формате. Мы стараемся объединять аудитории так, чтобы категории ассортимента дополняли друг друга, а не конкурировали внутри магазина. Это повышает долю в кошельке покупателя. К тому же в этих направлениях у издателей есть рост тиражей и разнообразия», — резюмирует он.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Краснодар
Москва и Петербург вышли в лидеры по падению выдач льготной ипотеки Финансы, 10:08
Ефимов заявил о новых льготах при строительстве офисов внутри ТТК Город, 10:05
Рост предложения в Москве и Петербурге привел к снижению цен аренды жилья Недвижимость, 10:04
Эксперты раскрыли самую массовую схему по взлому аккаунтов в Telegram Технологии и медиа, 10:00
Топ-3 мягких навыка для успешной карьеры в IT Pro, 09:59
Один из летчиков разбившегося на Ставрополье Ту-22М3 погиб Политика, 09:57
«Астра» разместила на бирже акции на общую сумму ₽11,7 млрд Инвестиции, 09:55
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Медведев прокомментировал подготовку покушения на Зеленского Политика, 09:48
Как руководитель, сам того не замечая, превращается в исполнителя Pro, 09:39
Определились все пары первого раунда Кубка Стэнли Спорт, 09:36
Аналитики назвали районы Москвы с наибольшим ростом цен на жилье за год Недвижимость, 09:36
В Крыму вслед за другими регионами отменили парад на День Победы Общество, 09:34
В квартире подозреваемого в убийстве байкера в Москве нашли более ₽72 млн Общество, 09:31
«Русал» оценил риски в планах США ввести пошлины на китайский алюминий Бизнес, 09:25