Доля китайских авто на рынке транспорта Кубани за год выросла на треть
В Краснодарском крае за 11 месяцев 2023 года встали на учет более 25,6 тыс. новых автомобиля китайских производителей. Суммарно они занимают 54% рынка нового легкового транспорта, что на 30% больше, чем год назад, рассказали РБК Краснодар аналитики «Авто.ру».
Для сравнения, годом ранее их доля не превышала 22%. В целом по Южному федеральному округу доля китайских марок в категории новых автомобилей составляет 48,1%.
Напомним, в ходе прямой линии президент России Владимир Путин заявил о том, что китайские машины вытесняют европейский автопром. Такая тенденция фиксируется не только в России. Она связана с повышение качества продукции из КНР.
«Китайское правительство работает, активно поддерживает своих автопроизводителей, и они вытесняют с рынка европейцев. Это происходит не только в России. И все-таки цена и качество растут, и это [соотношение] цены-качества дает возможность выбирать нашим автолюбителям то, что они хотят», — рассказал Путин (цитата по ТАСС).
Ранее РБК сообщал, что запас нераспроданных китайских автомобилей у российских дилеров достиг 175 тыс. машин. По данным «Автостата», по итогам десяти месяцев этого года продажи китайских марок в России составили 406,5 тыс. автомобилей, увеличившись в 4,8 раза к аналогичному периоду 2022 года. Эксперты подчеркивают, что затоваривание значительно не повлияет на стоимость китайских автомобилей.
«Производитель вместе с дилером могут дать скидку максимум 10–15%, это порядка 300 тыс. руб. То есть все равно цена с 3 млн до 2 млн руб. не упадет за счет этой скидки. Машина все равно бюджетной не станет», — отмечает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Китайские бренды наращивают долю
По данным «Авто.ру», самый популярный бренд в Краснодарском крае — Haval. Производитель увеличил свою долю в регионе с 7% до 13%. На втором месте идет Chery с долей на рынке в 11%. Однако компания не смогла ее нарастить. В 2022 году она составляла около 16%. Тройку лидеров замыкает Geely, доля которого выросла с 4% до 7%.
«Самый заметный рост продемонстрировали бренды Changan и Omoda. Год назад они еще не присутствовали на рынке региона, а за 2023 год сумели занять 7% и 6% новых автомобилей в Краснодаре и ЮФО», — подчеркивается в исследовании «Авто.ру»
На вторичном же рынке китайский автопром в ЮФО и Краснодарском крае широко не представлен. Его доля в регионе составляет около 3%.
«Это связано с тем, что импорт автомобилей с пробегом из Китая фактически отсутствует, а внутри России они еще не успели пройти первый цикл владения», — заключают аналитики.
Избытка нет
Руководитель департамента маркетинга «Юг-Авто Холдинг» Наталья Кобелева отмечает, что в целом продажи китайских авто всех брендов выросли на 40%. В первую очередь рост коснулся известных брендов.
«На Юге РФ стабильный интерес держится к известным брендам: HAVAL, Chery, Geely, Changan, и растет спрос на новые: Omoda, TANK, KAIYI, BAIC, LIVAN. По отношению к прошлому году продажи новых автомобилей в Юг-Авто Холдинг выросли на 40%. Прогнозируем аналогичный рост на следующий год», — замечает Кобелева.
В свою очередь, избытка на складах китайских машин на авторынке Кубани не фиксируется. Заполненность складов зависит в первую очередь от политики закупки, которая у каждого дилера разная.
«Избытка китайских автомобилей нет, у нас по некоторым маркам машин даже наблюдается дефицит. Мы закупаем склады только по необходимости, чтобы простаивающие автомобили не тратили оборотные средства», — подчеркивает Кобелева.
Среди моделей, которые остаются в дефиците — Geely и Cherry. На стоимость автомобилей же сейчас влияет не затоваривание складов, а количество машин. В 2023 году их стало намного больше, чем в прошлом году. В связи с этим предложение китайских авто стало значительно выше. Помимо этого, в 2023 году выросла и представленность китайских автомобилей из-за выхода на рынок новых брендов. Профицит складов, в первую очередь, фиксируется в России из-за того, что клиентов, которые готовы к покупке автомобиля, стало меньше. На это повлияли снижение интереса к автомобилям и падении покупательской способности населения, уточняет Кобелева.
«Из-за этого многие дилеры будут прибегать к пересмотру ценовых предложений и условий для конечного клиента», — заключает представитель автодилера.
Гендиректор и владелец «Фреш Авто» Денис Мигаль подтверждает, что основной спрос на рынке сосредоточен на китайских автомобилей. За счет этого их представленность повышается. Однако продолжается и реализация европейских авто.
«Сегодня в России в основном только китайские автомобили продаются. Официально и неофициально продаются автомобили, завезенные из той же Европы, а действительно на рынке новых автомобилей. Но для того, чтобы на вторичном рынке поменялся ландшафт марки моделей, для этого должно пройти несколько лет. Поэтому еще рано давать прогнозы», — заключает Мигаль.