Лента новостей
Все новости Краснодар
Государство решило увеличить расходы на фундаментальные исследования 00:00, Экономика «Зенит» упустил победу в матче Лиги Европы 00:00, Спорт Bellingcat узнала о возможном аресте Петрова и Боширова в Нидерландах 20 сен, 23:50, Политика Возвращение РУСАДА: произошла ли амнистия российского спорта 20 сен, 23:32, Общество В Думе назвали новые санкции попыткой США сыграть роль мирового диктатора 20 сен, 23:12, Политика Новые санкции США. Главное 20 сен, 22:57, Политика Глава Финляндии передал архиву подаренные Путиным документы о Маннергейме 20 сен, 22:54, Общество В США допустили введение санкций против будущих покупателей С-400 20 сен, 22:45, Политика Кто попал под новые санкции США. Полный список 20 сен, 22:25, Политика Лига Европы по футболу. «Копенгаген» — «Зенит». Онлайн 20 сен, 22:00, Спорт ЧВК Вагнера попала в санкционный список США 20 сен, 21:59, Политика «Краснодар» переиграл «Акхисар Беледиеспор» в матче группы J Лиги Европы 20 сен, 21:51  «Спартак» проиграл «Рапиду» в первом туре Лиги Европы 20 сен, 21:49, Спорт Израиль передал России данные о крушении Ил-20 20 сен, 21:38, Политика YouTube заблокировал канал рэп-баттлов Versus за «введение в заблуждение» 20 сен, 21:23, Технологии и медиа Суд арестовал предполагаемого организатора подпольных казино в Москве 20 сен, 21:11, Общество США ввели санкции против Китая за покупку российских Су-35 и С-400 20 сен, 20:54, Экономика США ввели санкции против 33 граждан и компаний из России из сферы ОПК 20 сен, 20:45, Политика Власти Подмосковья решили отследить реакцию соцсетей на свои действия 20 сен, 20:36, Технологии и медиа Как в России выращивают быков элитной породы блэк ангус 20 сен, 20:12, РБК и Мираторг Вексельберг сократил прямой контроль над энергокомпанией «Т Плюс» 20 сен, 20:12, Бизнес В МВФ сообщили о продолжающихся переговорах по сотрудничеству с Киевом 20 сен, 20:03, Политика РБК Weekend: День города, «Насморк», Монеточка и ЛСП 20 сен, 19:55  Лига Европы по футболу. «Рапид» — «Спартак». Онлайн 20 сен, 19:55, Спорт Авиацию ВВС Франции и Британии подняли на перехват российского самолета 20 сен, 19:41, Политика Партия Навального подала иск к Минюсту из-за отказа в регистрации 20 сен, 19:31, Политика Как в Кабардино-Балкарии прошли столкновения из-за битвы XVIII века 20 сен, 19:25, Общество  СМИ узнали о версии пранка в деле о новом отравлении в Солсбери 20 сен, 19:22, Общество
В. Колесников: В 2014 г. тарифы ЖКХ могут быть снижены
Краснодарский край, 23 сен 2013, 13:58
0
В. Колесников: В 2014 г. тарифы ЖКХ могут быть снижены
Первый заместитель главы краевого департамента ЖКХ Владимир Колесников рассказал ИА «РБК-Кубань» о том, почему сложно сдерживать рост тарифов, как бороться с недобросовестными управляющими компаниями, и почему бизнесу сложно работать в коммунальной сфере.

Первый заместитель главы краевого департамента ЖКХ Владимир Колесников рассказал ИА «РБК-Кубань» о том, почему сложно сдерживать рост тарифов, как бороться с недобросовестными управляющими компаниями, и почему бизнесу сложно работать в коммунальной сфере.

Владимир Михайлович, как росли тарифы на коммунальные услуги в 2013 году и каков прогноз их роста на следующий год?

В первом полугодии тарифы оставались на уровне декабрьских цен 2012 года. Во втором полугодии уже был зафиксирован рост стоимости услуг водоснабжения и водоотведения в пределах 7,6 % относительно декабря. А вообще в этом году правительство разрешило поднять тарифы на так называемые 12 %, чтобы среднегодовой рост тарифов составил 6 %.

Со второго полугодия 2014 г. тарифы могут быть снижены.

В первом полугодии 2014 г. роста не планируется. Со второго полугодия тарифы могут быть снижены по сравнению с предложенными в апреле текущего года. Это обсуждается сейчас на уровне Правительства РФ.

Между тем, коммунальщики говорят, что сдерживать рост тарифов невозможно...

Это действительно так. Тут нужно понять, что в любой отрасли есть факторы, которые влияют на ценообразование. Но почему же ценообразование в ЖКХ должно отличаться? Цена на коммунальные услуги может расти теми же темпами, как растет цена, скажем, на хлеб. Но мы до сих пор работаем по советской схеме. У ЖКХ были разные стартовые условия с другими отраслями экономики.

Начиная с 80-х годов прошлого века ЖКХ не подпитывалось инвестициями вообще.

Угрожающее устаревание мощностей привело к тому, что отрасль требует не просто повышенной оплаты услуг, а очень больших единовременных вливаний. В тарифы, к примеру, закладывается амортизация оборудования. Но при таких катастрофических темпах устаревания эта наценка растворяется. Кредиты в этой сфере получить очень сложно, во многом потому, что у большинства предприятий нестабильное финансовое положение.

Индексное ограничение роста тарифов на коммунальные услуги минимизирует и объемы инвестиционной составляющей в тарифах, а в большинстве случаев в тарифах на коммунальные услуги средства на инвестиционные расходы вообще отсутствуют. При этом состояние основных фондов требует, чтобы в составе платы за коммунальные расходы на восстановление и модернизацию основных фондов составляли не менее 25%.

Сегодня активно обсуждается вопрос отношений управляющих компаний с собственниками помещений в многоквартирных домах и коммунальными структурами. Каковы главные проблемы этого взаимодействия?

Главная проблема рынка услуг ЖКХ вообще состоит в том, что с момента принятия Жилищного кодекса не получилось создать нормальные рыночные отношения в этой сфере. В отрасль так и не пришли серьезные инвесторы, операторы, которые бы создали здоровую конкурентную среду. При этом сфера ЖКХ — это прибыльная сфера, коммунальные услуги будут востребованы всегда.

Но законодатель не прописал для управляющих компаний (УК) никаких финансовых стимулов, кроме оказания услуг по управлению домом. А ведь УК могла бы, к примеру, сдавать в аренду помещения или территории. Именно это поставило управляющие компании в очень жесткую зависимость от капризов жителей домов. УК сегодня зависит исключительно от решений общего собрания жильцов. Владельцы квартир решают, на чем компания может заработать.

Имея свои коммерческие интересы, любая УК стремится максимально завысить стоимость своих услуг.

Это, конечно, вызывает недовольство у жильцов. Но, с другой стороны, жители многоквартирных домов часто попадают в условия, когда им УК не нравится, но другой-то нет. Никто не горит желанием идти в этот дом. Даже открытые конкурсы, которые проводят муниципалитеты, чаще выигрывают свои, «карманные» управляющие компании, аффилированные с руководством города или района, где проходит конкурс.

Сложно ли войти сюда свободному игроку, который может как-то видоизменить этот рынок?

Такие компании практически не появляются. Свободные игроки попадают в жесткую зависимость от контролирующих и надзорных органов, тарифного регулирования и капризов жильцов. В такую сложную сферу никто не хочет идти. Практика показывает, что УК — это чаще всего бывшие ЖЭКи, РЭПы, домоправления. Иногда некоторые коммунальные предприятия перепрофилируются на оказание услуг по управлению МКД. Но у них есть определенный интерес. Одновременно являясь поставщиками коммунальных услуг и управляя жильем, они обеспечивают более-менее надежную платежную дисциплину в домах, которыми управляют. Вот, кстати, самая серьезная проблема управляющих компаний: низкая платежная дисциплина. Собирая деньги с жильцов, они далеко не всегда полным рублем рассчитываются с предприятиями, оказавшими коммунальные услуги. Плюс нередко тратят деньги не целевым образом.

Могут ли сами жильцы своими силами выявить нецелевое использование средств?

Да. В Жилищный кодекс внесена норма обязательности создания советов многоквартирных домов, управляемых УК либо непосредственно собственниками. Но, к сожалению, активных людей у нас мало.

Сегодня каждый дом, в котором более 4-х квартир, обязан создать совет многоквартирного дома, но люди не хотят этого делать.

Мы давно предлагаем: не создавайте управленческую структуру в виде ТСЖ, создайте просто товарищество собственников жилья и передайте функции управления профессиональной УК. Но в любом случае эта УК будет иметь дело с активным ядром дома. Люди к этой рекомендации не прислушались. Примеры такой организации управления домом есть, но их мало.

А могут ли жильцы как-то вернуть свои деньги, если управляющая компания некачественно выполняет свои обязанности, предоставляет услуги не в полном объеме? Например, если вода в кране течет ржавая?

Потребитель может с этим бороться. Если пошла ржавая вода, нужно вызвать представителя ТСЖ или УК. Следует взять воду на анализ — налить её в специальную тару. Дальше ТСЖ обращается в любую сертифицированную лабораторию, там после оплаты экспертизы подтверждают, что вода грязная, и составляется соответствующий акт. По итогам анализа производится перерасчет за некачественно предоставленную услугу. Если воду отключают без предупреждения, тоже можно принять соответствующие меры, предусмотренные договором. Каждому собственнику я рекомендую чаще заглядывать в договор. Все заключают договор как с ресурсо снабжающей, так и с управляющей организацией. Четкое знание его положений позволит разрешить многие проблемы.

Почему инвесторы по-прежнему неохотно идут в коммунальную сферу?

Вообще, в этом году президент поручил расширить практику концессий с частным бизнесом. Но мешают очень сильный износ, отсутствие правовосстанавливающих документов, действия местных властей, направленные на недопущение пришлых игроков на «свой» рынок. Государственно-частное партнёрство проходит в России с большим трудом. Нынешний предприниматель почему-то считает, что 15-20 % прибыли — это неинтересно. Это проблема российского менталитета.

В сфере ЖКХ вы не добьетесь сиюминутной окупаемости. Здесь привлекательность в другом: в стабильности. Людям всегда будет нужна вода.

Но Краснодар — хороший пример в этом смысле. В частности, Росводоканал взял в аренду водопроводно-канализационное хозяйство города. В сравнении с другими МО тут все неплохо. Но, опять-таки, все жалуются на низкую инвестиционную надбавку, которая не позволяет реализовать инвестпрограмму в полном объеме.

Второй пример — Сочиводоканал, там тоже частный инвестор взял водопровод в аренду. То есть схема, так или иначе, работает. Но в целом это палка о двух концах. Инвестор, конечно, снимает ответственность с муниципалитетов относительно состояния коммуникаций. Но при этом он может выставлять серьезные требования, которые зачастую трудно или невозможно выполнить.

Насколько остро перед Краснодаром стоит проблема обветшания многоквартирного жилищного фонда?

Такой проблемы пока нет, но она назревает. В частности, Черемушки у нас построены в 60-х годах, эта серия домов требует серьезных капиталовложений. Вот этот микрорайон в перспективе пойдет под снос. В других районах пока проблемных домов нет.

Сегодня мы изучаем опыт Москвы — там нашли деньги, чтобы снести свои хрущевки. Но в столице, конечно, более благоприятный инвестиционный климат и больше желающих реализовать такие проекты. Как бы то ни было, браться за это нужно уже сейчас, с учетом того, как долго у нас все согласуют и наполняют финансами. В городе этим уже серьезно занимаются. «Краснодару -столичный облик» — одна из приоритетных программ сегодня.

В целом, какими темпами идет модернизация жилищного хозяйства в Краснодарском крае?

С 2008 по 2012 год на Кубани было реализовано 7 программ по капремонту многоквартирных домов, в них приняли участие 57 муниципальных образований.

По всей территории края отремонтировано более 3,1 тыс. домов. На реализацию всех программных мероприятий было потрачено почти 10 млрд рублей.

За 2009-2012 годы также было реализовано 8 программ по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов. Были расселены 8,1 тыс. человек из 333 домов. Стоимость этих мероприятий составила 4,3 млрд рублей. До конца 2015 года планируется переселить еще 4 тыс. 125 человек из 1,6 тыс. квартир. На это будет направлено почти 2 млрд рублей.