400 миллиардов в кубанские порты
В 2013-2025 гг. в развитие портовых зон Краснодарского края планируется инвестировать в общей сложности порядка 400 млрд рублей. Это примерно 2,5 годовых бюджета Краснодарского края. Крупнейшие проекты будут реализованы на площадках Новороссийского и Таманского морпортов. Кроме того, местные власти уже заявляют о необходимости расширения Туапсинского и Ейского портов. Одна из главных задач - переориентировать в региональные порты грузы, которые сегодня идут в Россию через Украину.
Самым мощным проектом станет строящийся порт Тамань. Общий объем финансирования на данный момент превышает 228 млрд рублей. Проект предполагает развитие грузового района на период до 2025 года. Порт будут расширять за счет включения участков в районе мыса Тузла и создания искусственных земельных участков. На них разместится сухогрузный район порта мощностью 94 млн тонн в год. Проект предусматривает строительство 10 терминалов разного типа. Тамань должна "оттянуть" на себя часть грузов из Азовских портов.
На модернизацию и развитие инфраструктуры порта Новороссийск до 2020 года потратят 120 млрд рублей. По данным главы Минтранса Максима Соколова, порядка 50 млрд рублей — средства федерального бюджета, еще около 70 млрд — деньги частных инвесторов.
Кроме того, власти Кубани уже представили проекты расширения Ейского и Туапсинского портов. Так, в строительство второго грузового района порта Ейск планируется инвестировать порядка 20,7 млрд рублей. Как следует из материалов департамента транспорта Краснодарского края, расчетный объем перевалки составляет 12 млн тонн различных грузов в год. На постройку Южной части грузового порта Туапсе планируется инвестировать 13,1 млрд рублей. В рамках проекта предусмотрено строительство четырех специализированных перегрузочных комплекса с общим годовым грузооборотом 21,1 млн тонн. Оба проекта пока находятся "на прилавке": власти ищут инвесторов.
Эксперты оценивают столь грандиозные перспективы роста портовых мощностей достаточно благоприятно. «Развитие портов Азово-Черноморского бассейна позволит, в первую очередь, обеспечить интенсивную оборачиваемость грузов для бурно развивающихся Южного и Северо-Кавказского федеральных округов», - комментирует ситуацию агентству "РБК-Кубань" Евгения Шалихманова, партнер практики «Инвестиционное консультирование» Консалтинговой группы «НЭО Центр».
Другое преимущество развития Азово-Черноморского бассейна, по мнению эксперта, - это разгрузка Северо-западного транспортного узла и переориентация части грузов с Северного направления на Южное. Прежде всего, это касается нефтеналива, поставляемого по внутренним водным путям, и зерна, направляемого в страны южной Европы.
Тем не менее, на данный момент развитию кубанских портовых зон мешает ряд ограничений. В числе важных Е. Шалихманова отмечает слабую обеспеченность флотом. Эта проблема усугубится в 2015 году, с введением требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов на территории РФ. Другой ключевой сдерживающий фактор - низкая готовность наземной транспортной инфраструктуры к расширению пропускной мощности портов. С ней сейчас пытается справиться "РЖД". По сообщениям СМИ, на строительство дальних железнодорожных подходов к портам Краснодарского края в период до 2020 года планируется вложить 166 млрд рублей. «Из них 72 млрд с небольшим уже присутствуют в долгосрочной инвестиционной программе ОАО «РЖД», а 88 млрд должны поступить из ФЦП до 2020 года», - цитирует главу ОАО «РЖД» Владимира Якунина газета «Гудок».
По данным morport.ru, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна в 2012 г. составил 175,3 млн тонн, что на 1,5% больше, чем за 2011 год. Увеличился объем перевалки грузов порта Новороссийск до 117,4 млн тонн (+1,1%), Кавказ - до 9,4 млн тонн, Тамань -до 2,2 млн тонн (в 1,8 раза за счёт ввода в эксплуатацию зернового комплекса). В то же время грузооборот порта Туапсе сократился на 8,2% и составил 17,8 млн тонн, Ейск на 11,6% до 3,6 млн тонн, Темрюк на 3,5% до 2,3 млн тонн.