Вузы ЮФО и СКФО: новая система образования обновит подготовку кадров

Вузы России с 1 сентября 2026 года перейдут на новую национальную систему образования, к этому моменту Минобрнауки РФ подготовит и утвердит соответствующие нормативные правовые акты для этой процедуры. Таким образом, Россия откажется от Болонской системы образования в пользу своих собственных стандартов.
По словам экспертов, переход станет вызовом для университетов, однако он же сделает образовательную систему гибче и актуальнее для рынка труда. Представители вузов ЮФО и СКФО в интервью РБК Ростов рассказали, как изменится образовательный процесс в высших учебных заведениях и чего ждать будущим абитуриентам.
Болонская система образования — концепция, принятая в едином учебном пространстве для ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году. Система подразумевает единое образовательное пространство в странах-партнерах с универсальными принципами и структурой образовательного процесса. По данным 2022 года Болонский процесс объединял 46 стран.
Россия вошла в состав участников процесса в сентябре 2003 года. 11 апреля 2022 года Болонская группа исключила российские вузы из своей системы высшего образования.
Годы — в качество
Согласно предложению Минобрнауки РФ, после изменений в вузах будет три уровня образования вместо нынешних бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Так, базовое образование будет длиться от четырех до шести лет, специализированное — от года до трех лет. Аспирантура при этом будет отнесена к профессиональному образованию.
Специализированное высшее образование (СПВО) планируется в трех видах — профессиональное, исследовательское (академическое), управленческое. Академическое СПВО — для студентов, которые планируют построить научную карьеру, профессиональное СПВО — для адресной подготовки высококвалифицированных кадров по запросам работодателей, управленческое СПВО — на подготовку управленческих кадров, аналог программ МВА. Третий уровень образования — аспирантура (адъюнктура), будет направлен на подготовку научных и научно-практических кадров.
По словам ректора Дагестанского государственного университета (ДГУ) Муртазали Рабаданова, вузы, участвующие в пилотном проекте по переходу на национальную систему высшего образования, увеличивали сроки обучения до 6 лет для естественно-научных, инженерных специальностей, связанных со сложным лабораторным, высокотехнологичным оборудованием, энергетикой, химическими технологиями, добычей полезных ископаемых, для IT-специальностей — от 4 до 5 лет, педагогов — 5 лет.
«Ряд вузов-пилотов нередко оставляет продолжительность образовательных программ вариативной, чтобы студент уже после зачисления мог выбрать будущий карьерный трек, соответствующий объем образовательной программы», — сказал Рабаданов.
Как отметил ректор Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) Нариман Асваров, практика внедрения Болонского процесса в России показала, что четырехлетнее обучение в бакалавриате оказалось недостаточным для полноценного формирования знаний, умений, компетенций. В итоге многие вузы, в том числе педагогические университеты, ввели пятилетний бакалавриат.
«Новая система высшего образования, которая должна внедриться с 1 сентября 2026 года, будет учитывать положительные системы образования СССР и современной России, чтобы она стала одним из гарантов безопасности и суверенитета страны», — уверен руководитель ДГПУ.
Рынок подталкивал к изменениям
По задумке, переход к новой системе высшего образования должен стать важным шагом к решению существующих задач по подготовке кадров для современной экономики. По словам президента Южного федерального университета (ЮФУ) и председателя Совета ректоров вузов Юга России Марины Боровской, в образовательном процессе поизойдет ряд изменений, в частности, обучение должно стать еще более практико-ориентированным.
«Увеличение доли практических занятий и стажировок в учебных планах позволит студентам лучше подготовиться к реальным условиям работы», — пояснила она.
Как объяснила президент ЮФУ, более широкое развитие должны получить инновационные методы обучения — использование современных технологий, таких как онлайн-обучение и смешанные форматы, поможет сделать образование более доступным и адаптивным.
«Отказ от Болонской образовательной системы для России — это новый вызов создать более качественный и конкурентноспособный образовательный продукт», — подчеркивает при этом ректор ДГПУ Нариман Асваров.
Международное признание дипломов
Один из вопросов к грядущей новой системе образования — как будет выстроено международное сотрудничество российских и зарубежных вузов. Болонская система подразумевает единообразность образовательных моделей и уровней, что позволяло российским дипломам легче и лучше котироваться на международном рынке.
Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов уверен, что после смены образовательной модели у выпускников российских вузов не станет больше проблем на зарубежном рынке труда и в иностранных университетах. Аналогичная ситуация будет у иностранцев в России.
«Новая национальная система образования сохраняет многоуровневость, что соответствует классификации ООН и облегчает признание российского образования за рубежом. Вместе с тем, признание иностранного образования осуществляется на основе международных договоров о взаимном признании документов об образовании, которые устанавливают соответствие между уровнями образования», — объяснил Рабаданов.
Стоит отметить, что и после того, как Болонская группа исключила российские вузы из своей системы высшего образования, университеты России продолжили сотрудничать со многими партнерскими вузами зарубежья.
Ожидания и вызовы
Переход на новую систему образования станет вызовом для вузов. Например, в данный момент, пока не Минобрнауки РФ не приняло нормативные акты и стандарты, в будущем образовательном процессе много неясностей.
«Хотелось бы больше знать конкретики, но пока что все идет в проектах, которые рассматриваются. Мы можем догадываться, как это будет, но, думаю, что сферы искусства и культуры (в высшем образовании — прим. РБК Ростов) сильно изменяться не будут», — считает Надежда Ананко, ответственный секретарь приемной комиссии Краснодарского государственного института культуры.
Проректор по образовательной деятельности Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Василий Иванов утверждает, что для студентов поменяется не так много. Потому что независимо от того, как называется система, все равно самое главное — это образовательный процесс и формирование компетенций, считает эксперт.
«Есть студенты и есть преподаватели, есть соответствующие дисциплины и материально-техническая база, есть определенный срок для обучения специалистов того или иного уровня», — сказал Иванов.
При этом, подчеркнул проректор СКФУ, любые выводы о работе системы можно делать, когда данная система начнет функционировать, потому что не пожив в этой системе, ее критиковать или хвалить невозможно. Должно пройти не менее двух лет.
По словам ректора ДГПУ Наримана Асварова, планируется создать рабочие группы, в рамках которых можно организовать экспертное обсуждение всех этапов перехода к новой системе в вузе, а также провести активный диалог с представителями работодателей. Это позволит обеспечить практико-ориентированное обучение с целью подготовки студентов к реалиям рынка труда.
При этом точно известно, что изменения затронут только тех студентов, которые поступят в университеты в 2026 году. Те, кто уже будет обучаться к тому моменту, смогут завершить освоение той программы, на которую они поступали.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен