Эксперты не нашли «гипса, крахмала и мыла» в южном молоке
В начале недели Россельхознадзор опубликовал сообщение об увеличении количества фальсифицированной молочной продукции в России. В частности, речь шла об использовании в продукции растительных жиров, воды, а также разнообразных искусственных примесей. «Кроме воды в молоко подмешивают крахмал, мел, мыло, соду, известь, борную или салициловую кислоты и даже гипс. Все это делается для фальсификации или для предохранения от быстрого скисания. В действительности, применение этих добавок не предохраняет молоко от скисания. И, что самое главное, часто приводит к пищевым отравлениям», – говорилось в сообщении ведомства.
«Дискредитация самих себя»
Такое заявление вызвало протест у участников рынка – в частности, Национальный союз производителей молока обратился в Правительство РФ с официальным письмом , в котором называл обвинения контролирующего ведомства «бездоказательными», а также «демонизирующими молочную категорию».
Южные производители также отнеслись к оценкам Россельхознадзора крайне негативно. «Наших потребителей просто дезинформируют. Нельзя сделать молочную продукцию с гипсом, строители это понимают! Если в молоко попадет мел, то наше оборудование выйдет из строя. Кроме всего прочего, все крупные заводы имеют бактофуги, которые очищают молоко-сырье от всех возможных примесей, даже от микробов», – прокомментировала РБК ЮГ генеральный директор ООО фирма «Калория» Наталья Боева.
По ее мнению, для юга России проблема фальсификатов вообще актуальна лишь в отношении «небольшого ряда производителей». При этом конкретных производителей опрошенные РБК ЮГ игроки рынка и представители контролирующих структур предпочли не называть.
Аналогичной точки зрения придерживается директор по маркетингу и продажам ростовского ООО «Белый медведь» Денис Афанасьев. «Что касается фактов, о которых сегодня говорит «Россельхознадзор» – фальсификациях с использованием мыла, гипса, борной кислоты и т.д. – то ни с чем подобным мы не сталкивались никогда. Это либо попытка ведомства дискредитировать самих себя и российских производителей, либо действительно есть какая-то технология, которая нам не знакома», – сказал он.
Еще один крупный производитель молочной продукции – ОАО «Трест «Южный сахар» (производитель молочных продуктов «Кубанский молочник» и «Староминский Сыродел») на запрос РБК Юг также ответил, что не располагает данными о заявленных Россельхознадзором видах фальсификаций.
В то же время начальник Испытательного центра ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» Светлана Мижирицкая, рассказала агентству, что с начала этого года несоответствия качества продукции нормативам по жирно-кислотному составу было выявлено примерно в 25% образцов продукции.
«С начала года на показатели качества испытано 150 проб молочной продукции, в том числе 44 образца продукции, произведенной на территории Ростовской области. Всего выявлено 37 несоответствий жирно-кислотного состава норме из 150, что составляет примерно 25%. Данное отклонение свидетельствует о наличии в продукции растительных жиров», – рассказала Светлана Мижирицкая.
Среди образцов продукции донских производителей, по ее словам, было выявлено 10 несоответствий по тому же показателю. «Лидером по несоответствиям является сливочное масло – 5 образцов, также несоответствия выявлены в 2 пробах сметаны, 2 пробах творога и 1 пробе молока», – уточнила начальник Испытательного центра. Она также отметила, что образцы с какими-либо искусственными примесями для исследований не поступали.
Самый фальсифицированный рынок
Как прокомментировал Денис Афанасьев из «Белого Медведя», сегодня молочный рынок, действительно, является одним из самых фальсифицированных рынков пищевой продукции. Однако речь идет в большей степени о фальсификации с помощью все тех же растительных жиров (пальмового масла и т. д.).
«Фальсификация молочной продукции сегодня более доступна крупному производителю со сложным производством. Если, например, увеличения веса мяса можно добиться в домашних условиях с помощью шприца, то для фальсификации молока используются более научные методы, доступные крупным предприятиям. В некоторых продуктах молочный жир может быть заменен растительным вплоть до 100%. То есть сливочное масло с 82% жирности может иметь 82% растительных жиров, и по вкусу это будет очень похоже на масло! Поэтому есть предприятия, которые в принципе строят свою стратегию развития на производстве таких продуктов», – рассказал Афанасьев.
По его словам, цена на натуральный и фальсифицированный продукт сегодня может отличаться более чем в 2 раза: «люди любят себя обманывать. Они видят на полке товар, на котором написано «масло», и который стоит на порядок дешевле натурального масла. И покупают его. Например, сегодня катастрофическая ситуация наблюдается на рынке весового творога. На ростовском рынке продается творог по 70 руб. за килограмм. При том, что натуральный творог даже в среднем ценовом сегменте не может стоить дешевле 160 руб.».
О том,что фальсификаты подрывают рынок в целом, говорит и коммерческий директор ОАО «Трест «Южный сахар» Константин Басс: «потребитель не обладает знаниями о том или ином соответствии молочной продукции требованиям технического регламента. Следовательно, покупатель воспринимает продукт на полке как натуральный, но по более низкой цене. В этой ситуации о какой здоровой конкуренции может идти речь?».
Как отмечает Наталья Боева, в конечном итоге распространение фальсификатов приводит к сокращению объемов продукции – в результате предприятия оказываются загруженными лишь на 40% от общей мощности.
При этом, по мнению руководителя ассоциации предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» Константин Синецкого, доля фальсифицированной продукции, действительно опасной для здоровья потребителей, относительно невелика. «В оценке доли фальсификата мы склонны больше доверять данным, приводимым органами Роспотребнадзора, которые фиксируют его на уровне не более 3-6 % по различным наименованиям продуктов. То, что наряду с натуральными продуктами производятся комбинированные (сырные продукты, творожные и т.д.), и они заняли значительную долю рынка (до 70%) – не нарушение, и не нужно путать эти понятия. Нарушение – попытка обмануть, выдать один продукт за другой», – сказал Константин Синецкий.
Ужесточить ответственность
Выходом из сложившейся ситуации участники рынка считают ужесточение ответственности недобросовестных производителей.
«Бороться с этим можно, продолжая проверять и доводя проверки до логического завершения — то есть до крупных штрафов и вывода недобросовестных производителей с рынка, до закрытия производств. Сегодня такие инструменты есть и у Роспотребнадзора и у Россельхознадзора, у департаментов потребрынка и т. д. Конечно, здесь всегда есть почва для злоупотреблений, но хочется надеяться, что большинство проверок будут носить все же объективный характер и ситуация будет меняться к лучшему», – отмечает Денис Афанасьев.
Однако ужесточать требования следует не только по отношению к производителям, но и к продавцам, уверен Синецкий. «Зачастую именно продавец, особенно крупный сетевой ритейл, своими откатами и бонусами ставит производителя в условия, где задача «поставить лучший продукт по меньшей цене» подменяется задачей «поставить дешевый продукт, предоставить отсрочку платежа и заплатить бонусы» без учета качества. Магазины в большинстве случаев отлично знают, выставляя фальсификат на полку, что это такое. Также, как знают это и поставщики такой продукции по заключаемым государственным и муниципальным контрактам, а также в санаториях, пансионатах и т.д.», – пояснил руководитель АПМП «Кубаньмолоко».
По его мнению, выход – «в ужесточении требований нормативных документов, введение жесткой ответственности за выпуск фальсифицированной продукции и отдельно – за ее продажу, а также увеличение государственного финансирования мониторинговых исследований молочной продукции».