Ай да Пушкин: в Краснодаре снимают инстаграм-сериал о карантине в Болдино
С 11 мая в социальной сети Instagram выходит инстаграм-сериал «Пушкин 20.20». Сценарий основан на подлинных письмах поэта, которые он писал осенью 1830 года, будучи на карантине во время эпидемии холеры. Именно эти три месяца оказались самым плодотворным творческим периодом в жизни Александра Пушкина, известным как Болдинская осень.
Авторами проекта стали директор Фестиваля театральной фотографии, исполнительный директор фестиваля PhotoVisa Евгения Карпанина и руководитель проекта «Афиша Краснодара» Елена Болдырева.
«Все началось с достаточно очевидной ассоциации. Мы все сидим в самоизоляции, а Александр Сергеевич тоже находился в самоизоляции, но не страдал, не ныл, а написал множество произведений», — говорит Елена Болдырева.
При этом требовалось «осовременить» письма Пушкина, оживив достаточно архаичный текст за счет современного формата подачи информации.
«При всем уважении к Александру Сергеевичу, нельзя сказать, что его переписка ― невероятно увлекательное чтение для людей, которые живут в 2020 году. Во-первых, её трудно воспринимать, не зная контекста того времени, во-вторых, нужно «преодолевать» стилистику. Тогда эти письма становятся действительно интересными», — поясняет она.
По словам авторов проекта, они не сразу пришли к формату инстаграм-сериала, перебрав несколько вариантов. В итоге победила идея с регулярными видеороликами в Instagram.
«Сначала мы думали, что письма нужно просто красиво прочитать, наложив какие-нибудь интересные звуковые эффекты. Потом решили, что нужны картинки — например, мемы или комиксы. Затем собрались посадить в кадр живого человека, а в итоге пришли к тому, что у него должны быть бакенбарды. В результате родился наш герой — такой современный аватар Пушкина, живущий в нашей повседневности», — вспоминает Евгения Карпанина.
Главную роль в инстаграм-сериале исполнил актер Краснодарского театра драмы и сооснователь «Одного театра» Арсений Фогелев, который, как оказалось, давно мечтал сыграть Пушкина.
«Мысль о Фогелеве возникла мгновенно и органично, он сразу же принял наше предложение. И это даже странно, потому что он действительно один из ведущих артистов нашего города, а тут запрос от какого-то инстаграм-проекта. На момент карантина Арсений вместе со своей семьей отбыл в «родовое поместье» в Горячем Ключе. Там он органично оброс бакенбардами, потому что ему было лень бриться. В итоге мы получили практически готового Пушкина фактически в Болдино, не пришлось даже искать декорации», — делится Карпанина.
Проект полностью реализовали в условиях самоизоляции: его авторы за время работы ни разу не встретились лично — все общение проходило в режиме видеоконференций или по телефону. За видеосъемку отвечал сам Фогелев и его супруга Татьяна.
Партнером инстаграм-сериала «Пушкин 20.20» стал «Ростелеком».
«Как только у нас появился проект, мы поняли, что хотим делать его именно с «Ростелекомом». Наша идея отлично перекликается с месседжем, которые компания транслирует сейчас: вынужденное бездействие на карантине можно превратить в творческий прорыв, пусть самоизоляция запомнится новым опытом, а не нытьем и печалью. Кроме того, Пушкин на протяжении всего карантинного периода оставался на связи со своими друзьями и близкими. Как и все мы, благодаря телеком-операторам», — рассказывает Евгения Карпанина.
Авторы говорят, что партнеры из «Ростелекома» активно участвовали в творческом процессе.
«Мы с Еленой Болдыревой и Евгенией Карпаниной знали друг друга давно, сотрудничали на разных проектах. Мы действительно не виделись и не встречались вживую, и это только подстегивало всех сделать что-то полезное и нужное именно здесь и сейчас. Надеюсь, у нас получилось», — говорит директор департамента внешних коммуникаций МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком» Вячеслав Плеханов.
Сериал доступен всем желающим в социальной сети Instagram. Проект продлится до 6 июня. Творческая группа уверена, что сюжет о «карантинном периоде» жизни Пушкина не потеряет актуальность даже после снятия ограничений по самоизоляции.
«Подготовка проекта стартовала в начале апреля и мы сразу решили, что не будем ориентироваться на сроки снятия карантина. История с пандемией будет волновать умы не год и не два. Нас всех ждет серьезная и очень долгая рефлексия, в т.ч. и в культурных контекстах — в кино, публицистике и т.д. Для современного общества это большое потрясение. Люди, которые привыкли планировать всю свою жизнь и писать бесконечные списки того, как, где и с кем они будет через месяц, год или пять лет, планировать свои бюджеты и карьеры, внезапно оказались в ситуации, в которой они не могут планировать вообще ничего. Конечно, это огромный стресс», — поясняет Евгения Карпанина.
История переосмысления того, что человек чувствует и как себя ведет в состоянии полной беспомощности, еще долгое время будет актуальной, считают авторы проекта.
«Это хорошая терапевтическая идея — обратиться к опыту наших предков, которые относились к жизни гораздо более философски. Александр Сергеевич, по сути, оказался в настолько же непростой ситуации, как и многие из нас. Ему не хватало денег на свадьбу — отправляясь в Болдино, он собирался, как сейчас сказали бы, взять ссуду под залог имущества. У него было множество проблем, в т.ч. с любимой женщиной и властями. Но при этом тогда люди умели воспринимать происходящее как некий фатум, не тратить время на борьбу с тем, с чем бороться бессмысленно», — размышляет Елена Болдырева.
«Идея нашего инстаграм-сериала очень проста: кризис — это время возможностей. Прежде всего, для самого себя. Такое в истории уже случалось: у Пушкина и не только. Порой ему было совсем трудно. Но осень в Болдино в период карантина — это время, когда поэту удалось написать много шедевров. Он смог. Уверен, и сейчас смогут многие», — резюмирует Вячеслав Плеханов.