Кавказское руно: как развивается переработка шерсти в СКФО
Для эффективности предприятиям необходима господдержка, которая сейчас осуществляется не в полном объеме, заключают эксперты.
Дагестанское руно
По данным министерства сельского хозяйства РФ к осени 2023 года произведено около 50 тыс. т отечественной шерсти в физическом весе. Почти половина из нее приходится на СКФО. В Дагестане получено 14 тыс. т, в Ставропольском крае — 6 тыс. т, Карачаево-Черкесской республике — 1,5 тыс. т.
Как уточняют в министерстве промышленности республики Дагестан, регион занимает лидирующие позиции по объемам производства шерсти, но современные шерстеперерабатывающие производства отсутствуют. В настоящее время ведется строительство двух новых предприятий, которые в совокупности смогут производить порядка 1 тыс. т топса (это шерсть, которая вымыта, расчесана и уложена в одном направлении в форме ленты— прим.ред.). Реализация проектов позволит осуществлять мойку 3400 т шерсти и производство 1 тыс. т топса ежегодно.
В планах региона на 2024-2026 годы — создание цепочек по переработке шерсти. Это должно дать толчок для развития легкой промышленности республики, в том числе ковроткачеству — еще одного традиционного вида деятельности, которое также испытывает острую потребность в шерстяной пряже.
Свое дело и «черный импорт»
В республике значительная доля производства сельхозпродукции приходится на малые формы хозяйствования. Также распространена отгонная система ведения овцеводства, при которой 2 раза в год животноводы осуществляют перегон скота на расстояние до 500 км: весной — с зимних пастбищ на летние горные пастбища, а осенью — обратно.
Сейчас в структуре производства шерсти республики 77% приходится на немериносовую и полутонкую от дагестанской горной породы, тонкую — менее 2%; грубую и полугрубую — более 10%, оставшаяся доля — поместная шерсть низкого качества.
Фактор спроса
Один из главных факторов, которые сдерживают инвестиции в переработку и производство шерсти — падение спроса на шерстяные ткани и одежду. За последние два года он существенно снизился, отмечает Абдулмуслимов. С ним согласен вице-президент Союзлегпрома Игорь Ульянов. По его словам, усугубляет ситуацию роста «черного импорта» из Турции и Китая.
«Ввиду невысокого качества большей части этого сырья внутрироссийские отгрузочные цены на тонкую и полутонкую шерсть к середине октября варьируют от 70 до 150 руб. за кг, а в отдельных случаях могут падать ниже 50 руб. за кг. <…>. За январь—сентябрь текущего года импорт вырос — без учета «теневого» реэкспорта и экспорта в РФ — почти на 4% при средней контрактной цене в 58,67 руб. за кг. То есть ценовой фактор тоже играет в пользу импорта. Основные поставки направляются из КНР, Турции, стран Южной Азии. В последние месяцы увеличиваются поставки из Монголии, стран Центральной Азии: этот тренд сохранится в 2024 году», — подчеркивает Ульянов.
Он также добавил, что рост импорта превышает 10%. Помимо шерсти, без ограничений также ввозятся шерстяная пряжа, готовые изделия из шерсти и смешанных тканей, которые далеко не всегда отличаются высоким качеством.
Выход на шерстяной кластер
Ульянов уточняет, что одним из решений проблемы высокой конкуренции с импортом могут стать государственные инвестиции в производство шерсти в СКФО. Государство уже увеличивает количество и размер субсидий.
«С 2024 года для СКФО повышаются на 20% компенсирующие и стимулирующие субсидии для производства мясной и шерстной продукции в этом регионе. Скорее всего, эти меры будут введены и для других регионов-основных производителей шерсти», -— заключает Ульянов.
В свою очередь Абдулмуслимов отмечает, что расчетная стоимость субсидий в республике только на мойку шерсти и производство топса составляет около 310 млн руб., с учетом софинансирования из федерального бюджета. Сейчас в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства на субсидирование тонкой и полутонкой шерсти республикой доведены до овцеводов около 22 млн руб. бюджетных средств.
«В текущем году ставка субсидии на 1 тонну произведенной шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, составила 20 тыс. руб. Она покрывает не более 25% от себестоимости производства», — подчеркнул глава правительства республики.
Сейчас властями прорабатывается вопрос привлечения инвесторов на реализацию проектов полного цикла переработки шерсти. В регионе предполагается увеличение мощностей для мойки шерсти, производства топса, а также нити и трикотажных изделий. Это необходимо для создания в республике «шерстяного кластера».
Для этих целей планируется строительство помещений общей площадью 3 тыс. кв. м., создание объектов инженерной инфраструктуры, а также поставка комплекта оборудования из Китая или Турции. В общей сложности ориентировочная стоимость затрат на создание кластера с учетом запуска оборудования составляет 750 млн руб.
На территории республики реализуются проекты по производству топса и трикотажных изделий на заводе СПОК «Маяк М-1». Он был реорганизован в ООО «Кавказская шерсть». Планируемая мощность производства оценивается в 300 тонн топса в год. Также одним из значимых проектов является создание предприятия на территории индустриального парка «НогайПром» — «Дагшерсть». Его реализуют в два этапа. На первом предполагается создание производственных мощностей по переработке овечьих шкур и выделки сырья для производства верхней одежды; на втором — создание производственных мощностей по переработке шерсти мощностью до 3,25 тыс. т в год.
«Реализация проектов позволит осуществлять мойку до 10 тыс. т шерсти, или 70% ее производства в республике, а также получать топс от 15% шерсти, производимой в республике. Вместе с тем, считаем целесообразным оказать реальную господдержку подобных затратных проектов», — отмечает Абдулмуслимов.
Также Абдумуслимов подчеркивает, что данные проекты невозможны без государственной поддержки. Компенсации и субсидии дадут толчок для развития не только сельского хозяйства, но и легкой промышленности, так как переработка шерсти находится на стыке данных отраслей.
«Отсутствует реальная господдержка проектам, направленным на первичную переработку шерсти, а существующих мощностей для обеспечения первичной переработки всей производимой в республике шерсти недостаточно. По нашей оценке, в республике целесообразно запустить не менее двух линий по мойке шерсти мощностью до 15 тонн в смену и производству 1,5 т топса в смену ориентировочной стоимостью каждого 620 млн руб.», — заключает Абдулмуслимов.
Философия фестиваля
— Северный Кавказ — очень традиционный макрорегион. В каком виде сюда проникает современное искусство, как оно здесь развивается?
— Нам часто задают вопрос: «нужно ли Кавказу современное искусство?» Кавказ — часть современного мира, и для него современное искусство — такая же неотъемлемая составляющая культурного процесса, как и для любой другой территории.
Задача нашей институции — укоренение современного искусства на территории Северного Кавказа. Но, несомненно, здесь этот процесс имеет свои особенности, связанные в первую очередь с достаточно пестрым с точки зрения разнообразия культур, религий, ментальности, пространством и разными, не всегда простыми взаимоотношениями между ними.
Здесь я бы хотела процитировать Александра Дашевского, санкт-петербургского художника, неоднократного участника фестиваля и куратора «Аланики» 2024 года.
«…Современное искусство — это бесконечный тренинг на терпимость… На Кавказе, где этнические и религиозные демаркационные линии проведены особенно резко, любое историческое движение связано с болезненными трениями… Современное искусство, призывая к диалогу, к восприятию другого без национальной и религиозной призмы, важно здесь не с эстетической, а с этической точки зрения».
В то же время мы понимаем и ценим традицию как часть культурного наследия, обладающего великой цивилизационной ценностью, но также считаем важным интеграцию его в современную культуру.
— Международный фестиваль современного искусства «Аланика» прошел уже в 16-й раз, но только в этом году он стал межрегиональным. Как изменилась миссия фестиваля?
— Международный фестиваль современного искусства «Аланика» — самый значимый и резонансный проект в области современного визуального искусства на Северном Кавказе. Проводится с 2007 года. С самого начала он носил межрегиональный характер: в каждом фестивале принимали участие местные художники. Фестиваль проходил на территории Республики Северная Осетия — Алания. В 2023 году мероприятие впервые вышло за пределы региона.
Сегодня миссия фестиваля состоит в том, чтобы актуализировать культурное наследие региона средствами современного искусства, в интеграции современного искусства в традиционный музейный контекст.
Музей и художник
— Как проходил отбор музеев, которые участвовали в фестивале в текущем году? На какие уникальные характеристики вы обращаете внимание?
— Сейчас мы проводим исследование, ведем переговоры, делаем анализ существующей базы музеев Северного Кавказа. Почти все невероятно интересные, но, конечно, мы учитываем готовность сотрудников музея к переменам и к экспериментам.
Далее нас ждет большая и интересная работа. После определения восьмерки музеев предстоит кураторский тур. Совместно с представителями музеев будут отобраны наиболее интересные и важные темы для каждого из них, будут подготовлены кураторские тесты.
Впереди — проведение конкурса среди художников на лучшую идею проекта в музее. По итогам конкурса будут сформированы восемь пар «музей-художник», которые и станут участниками следующей «Аланики».
— Какие итоги фестиваля в 2023 году вы можете подвести? Удалось ли достичь поставленных целей?
Основной итог — внимание зрителей, увеличение посетителей музеев и посетителей сайта фестиваля. Музеи стали более видимыми не только на территории своего региона, но и за его пределами.
Этот и другие материалы можно прочитать в свежем номере РБК+Кавказ.