Перейти к основному контенту
Конференции РБК Юг ,  
0 

Время трансформаций: где бизнес Юга искал возможности в кризис

Пандемия коронавируса и кризис привели к остановке целых сегментов экономики Юга России. Эксперты, представители власти и бизнеса обсудили, почему трансформация необходима и где можно искать новые возможности
Время трансформаций: где бизнес Юга искал возможности в кризис

Пандемия коронавируса принесла с собой не только кризис, но и изменения, которые повлияют на работу бизнеса в ближайшие годы. Об этом рассказали участники видеоконференции «Взгляд в будущее: как трансформируется бизнес Юга», которую РБК Юг провел совместно с банком «Центр-инвест» в рамках онлайн-марафона в день российского предпринимателя «Время трансформаций».

Часть компаний Юга России смогла использовать перемены и нашла новые рынки сбыта, другие сферы деятельности или возможности переформатировать свой бизнес с учетом реалий карантина и ограничительных мероприятий.

Новые проблемы и новые вызовы

В конце апреля банк «Центр-инвест» провел анкетирование «Трансформация моего бизнеса» среди предпринимателей Юга России — опрос охватил компании из разных сфер экономики. Согласно его результатам, большинство из них в обозримом будущем ждут снижения доходов. Однако в перспективе 3-5 лет бизнесмены прогнозируют восстановление показателей и планируют расширение деятельности, рассказала заместитель начальника управления по работе с малым и средним бизнесом банка «Центр-инвест» Мария Христолюбова.

По ее словам, и сейчас ситуация на рынке очень неравномерная — часть компаний успешно нашла варианты заработка и новые ниши. Другие, в то же время, переживают далеко не самые лучшие времена. В частности, в этот раз неплохо себя чувствуют стартапы.

«Последний кризис показал очень хорошую положительную динамику по обращению в банк стартап-проектов. Они наиболее гибкие, маневренные, легко занимают высвобождающиеся ниши, приспосабливаются к различным экономическим ситуациям», — считает представитель банка.

С другой стороны, многие компании обращаются в банк с заявлениями на реструктуризацию кредитов и пролонгацию займов. Из них большинство — предприятия из косвенно пострадавших отраслей, которые не вошли в список, сформированный правительством.

«Они также нуждаются в поддержке. Тут работают уже наши собственные программы, которые «Центр-инвест» запустил для клиентов», — отметила она.

Не достаточно просто пережить это время, надо иметь еще и собственный план посткризисного развития, считает Мария Христолюбова. Последствия экономического спада будут оказывать влияние на работу бизнеса в ближайшие годы.

«Способность к трансформации заложена в каждом предприятии, и каждый наш клиент видит себя в этом бизнесе, и сдаваться не собирается. Поэтому в планах «Центр-инвеста» запуск программы помощи для малого бизнеса по трансформации бизнеса и переходу на дистанционную экономику», — рассказала замуправления «Центр-инвеста».

Помочь в трансформации призваны меры поддержки, введенные как на уровне страны, так и отдельных муниципалитетов. Только в Ростове ограничительные мероприятия затронули 37-38 тыс. предприятий сегмента МСП, рассказала директор департамента экономики города Полина Коростиева.

Для помощи в тяжелое время мэрия утвердила план мероприятий по поддержке экономики. В частности, был введен мораторий на проверки, снижена ставка на аренду, предоставлены отсрочки разного плана. В городе действует программа для производственных предприятий, в рамках которой для них предлагается разработать индивидуальный маркетинговый план продвижение продукции, будут даваться реальные инструменты для преобразования бизнес-процесс.

Также в центре «Новый Ростов» работает ряд мер помощи молодым предпринимателям и новым компаниям — это SMM-сопровождение, бухгалтерские услуги, юридическое консультирование, содействие в помощи получении лицензии, сертификации, регистрации товарного знака, патентования.

Посткризисный план и неминуемые перемены

Для бизнеса, власти и общественных организаций сейчас важно не только пережить экономический спад, но и задумываться о работе в ближайшие годы, согласна руководитель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова.

«Кризис не первый и не последний, он очередной. Он закончится, когда у бизнеса будут свои программы посткризисного развития. И вот к чему мы должны за этот хаотичный 2020 год прийти — к тому, чтобы начать заниматься вот этим посткризисным развитием», — прокомментировала она.

Кризис выявил многие слабые места российской экономики, отметил руководитель ТПП Ставропольского края Борис Оболенец. По его словам, благодаря пандемии стал очевиден перекос в сторону торговли и сферы услуг. Меньше всего пострадали производственные компании, многие из которых быстро перестроились.

«Мне кажется, бизнес из этого кризиса должен вынести вывод, что нужно меняться. Если предприниматель все время занимается одной и той же деятельностью, то компания ослабеет и без внешних экономических факторов», — прокомментировал он.

Согласно обсуждению в ходе конференции, бизнес Ростовской области по-разному чувствует себя в кризис 2020 года. Так, у предприятий сферы услуг главная цель — пережить его и сохранить коллективы. Многим из них некогда думать о трансформации. У части игроков рынка есть опасения, что они не выйдут из кризиса и будут вынуждены закрыться, рассказала вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова.

В то же самое время, промсектор в Ростовской области не попал в число тех, кого обязали приостановить деятельность. Предприятия этого сегмента оказались в другом положении. Кризис они ощутили, но опосредовано — через сокращение платежеспособного спроса, столкнулись с проблемой неплатежей.

«Дальше нам надо меняться. В первую очередь, с точки зрения автоматизации. Режим самоизоляции потребовал работы в дистанционном формате. Когда мы проводили первый опрос, 47% предпринимателей сказали, что они не могут перейти на удаленку, так как технически не были готовы. У многих даже бизнес-процессы были абсолютно не синхронизированы», — прокомментировала она.

Также Абдулазизова считает, что в ближайшем будущем рынок ждет перестройка логистических цепочек — многие предприниматели во время самоизоляции столкнулись с тем, что обязательства по договорам не были выполнены из-за того, что контрагент не смог доставить товары или приехать для выполнения работ.

«Бизнес будет не только менять импортные комплектующие и искать отечественных производителей, но и искать контрагентов ближе к своему месту производства, потому что это не только снижает издержки, но и уменьшает риски в случае введения ограничительных мер», — прокомментировала она.

Новые ниши: салоны красоты-онлайн, внутренний туризм и телемедицина

Генеральный директор клиники WMT Ольга Григорьева (Краснодарский край) также отметила, что текущий кризис далеко не первый, с которым пришлось столкнуться российским предпринимателям.

«Я в бизнесе достаточно давно, и это уже четвертый кризис, который я вижу. Мы смогли пережить предыдущие и для нас это уже — искать новые возможности. Так, клиника WMT внедрила онлайн-консультации. На Кубани вели жесткие ограничительные меры, а пациенты болеть не перестают», — рассказала она.

По словам Ольги Григорьевой, выживут те компании, которые во время кризиса найдут новые направления развития. В частности, во время карантина клиника провела запланированное обучение врачей Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации благодаря тому, что тренер сменила формат, и вместо традиционного офлайн-семинара организовала онлайн-занятия.

«Это пример того, как можно быстро переформатироваться и найти возможности. Так, наши многие партнеры перепрофилировались, начали шить маски, делать антисептики. Прогнозируют, что за время пандемии в России закроется 3 млн компаний. И я считаю, что это будут те собственники и те бизнесы, которые эти возможности не ищут», — отмечает гендиректор клиники.

Благодаря кризису открыть новые направления развития смогли даже компании из наиболее пострадавших отраслей, практически прекративших работу на время режима самоизоляции, отметила руководитель компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева (Ростовская область).

«Мы даже благодарны сложившейся ситуации. Она позволила нам увидеть тот вектор, в котором будем двигаться. Мы прогнозируем рост спроса на внутренний туризм. Даже такие крупные операторы, такие как TUI, Интурист, те, которые не были нацелены на посещение регионов и отправку туда туристов, заинтересовались этим направлением», — отмечает она.

По словам Нечепаевой, интерес к регионам в плане туризма рос последние годы, но кризис может стать катализатором, который ускорить развитие и привлечет в сферу инвесторов. Приток средств позволит развить инфраструктуру и подготовит ее.

«Кризис подтолкнет инвесторов вкладывать в то, что сегодня реально может продемонстрировать хороший спрос и возврат инвестиций. Интерес к этому есть. В частности, наше агентство проводило семинары, как упаковывать продукт, как проектировать туры и находить новые возможности», — отмечает она.

Салоны красоты компании EMI (Ростов-на-Дону) после кризиса продолжат наращивать долю онлайн-продаж, рассказала совладелица бизнеса Вера Мирошниченко. Во время самоизоляции на базе заведений был запущен онлайн-магазин.

«Никто из специалистов не работал, но все удаленно давали консультации, вели прямые эфиры. Мы такого никогда не делали — продавали косметику, учили снимать гель с ногтей, ухаживать за лицом. И когда мы выйдем из карантина, то планируем развивать это направление. Наши салоны красоты перестанут быть просто оффлайновыми и объем продаж через них, по нашим прогнозам, продолжит расти», — прокомментировала она.

Компанию спасла диверсифицированность бизнеса, отмечает Мирошниченко. В структуре EMI есть салоны красоты, производство и учебный центр. Последний, несмотря на закрытие оффлайновой формы, показал хороший рост в онлайне.

«Возможно, мы не сможем принимать учеников до лета, но онлайн спас. Направление даже немного приросло, что помогло перекрыть все расходы по салону красоты. Но это капля в море — оборот по бизнесу просел на 50%, сейчас мы работаем на минимальной рентабельности, почти без прибыли», — прокомментировала Вера Мирошниченко.

Пока одни компании смогли найти рынки сбыта и новые возможности, другие занимаются продвижением и ждут окончания карантина. По словам исполнительного директора отеля «Горная роза» Анзора Боташева (Карачаево-Черкессия), гостиничный бизнес имеет мало пространство для маневров и альтернативных источников заработка. Отель находится в Архызе, курорт закрыт до 1 июня и информации, когда может возобновиться работа, пока нет.

«Мы ушли на карантин с конца марта. Пока гостей не принимаем, бронирование не активно. Что нам остается это активно вести социальные сети и поддерживать диалог с туристами. Люди хорошо отзываются и готовы приехать. Мы надеемся, что после окончания самоизоляции спрос восстановится. И надо активно напоминать, что мы есть, «подогреть» туристов, чтобы они о нас помнили», — отмечает он.

Меньше всего кризис затронул сферу сельского хозяйства. Предприятия АПК, так как относятся к производствам непрерывного цикла, продолжали работу и карантин на них не распространялся, рассказал заместитель главы КФХ «Оскар» Артем Застрожников (Краснодарский край).

«Из плюсов — к нам в деревню стали возвращаться кадры. Для нас это острая проблемы. Уже оформили трех механизаторов — притом, это профессионалы с опытом работы», — отметил он.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Краснодар
Уголовное дело Беркович и Петрийчук передали в военный суд Политика, 14:03
Сочинский производитель косметики Matsesta выйдет на рынок ОАЭ Краснодар, 14:03 
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы Pro, 14:02
G7 пообещала вводить санкции против России и тех, кто ей помогает Политика, 14:01
Песков ответил на вопрос, идет ли военная операция по плану Политика, 13:56
Сальдо рассказал о трех военных ВСУ, переплывших Днепр ради сдачи в плен Политика, 13:54
Путешествуем по России: пора выбирать отель в Петербурге Партнерский материал, 13:53 
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Цены на нефть Brent растеряли весь утренний прирост Инвестиции, 13:53
Министерство объявило об увольнении ректора Института русского языка Общество, 13:52
Путин назвал приоритетом государства активное долголетие граждан Политика, 13:51
Россияне стали меньше пить в пересчете на чистый спирт Общество, 13:49
Стейблкоин USDT будет работать на блокчейне TON Крипто, 13:38
В Институте Пушкина назвали смену ректора попыткой взять вуз под контроль Политика, 13:36
Приведет ли массовое внедрение роботов и ИИ к появлению новых луддитов Pro, 13:36