От терских казаков до энотуристов: как в СКФО развивают винный туризм
Северо-Кавказский федеральный округ сегодня занимает второе в России место по количеству винодельческих регионов, уступая только Южному федеральному округу. Наиболее крупными производителями вин в округе выступают Дагестан и Ставрополье, где традиции виноделия имеют глубокие исторические корни. В СКФО утверждены три территории выпуска вин защищенного географического указания (ЗГУ): «Ставрополье», «Дагестан» и «Долина Терека» (Кабардино-Балкария).
Возросший интерес к российским винам стимулирует динамичное развитие отрасли во всех регионах, но Северный Кавказ выделяется на общем фоне не только как территория производственная. Богатое историческое наследие и уникальная природа делают эти регионы крайне привлекательными для туристов. По данным пресс-службы правительства Ставрополья, турпоток в регион по итогам 2023 года увеличился на 45% — до 3,5 млн туристов. Как сообщила пресс-служба главы администрации республики, в Дагестане в 2023 году побывало 1,7 млн туристов, что на 12% больше, уровня предыдущего года. Растет и популярность винного туризма — энотуризма.
По мнению экспертов и опрошенных игроков рынка, энотуризм может обеспечивать значительную долю выручки производственным предприятиям — до 30% от общего объема. По мнению экспертов, на Кавказе сегодня многие винодельни и заводы стремятся привлечь туристов, но для этого необходима соответствующая инфраструктура.
Дагестан: туристы открыли врата Кавказа
История виноградарства в Дагестане имеет древние корни. По информации ресурса «Наше вино», местные сорта близки с донскими автохтонами, и вероятнее всего, выращивать их здесь начали хазары на рубеже X века н.э. В тот период времени караваны купцов еще ходили по Великому Шелковому пути, а нынешний Дербент был важным торговым пунктом на этом маршруте. Сегодня винодельческие традиции региона сохраняются. Одним из стимулов для местных виноделов стал энотуримз.
Позднее, уже в XVII возделыванием винограда и виноделием занимались терские казаки в районе Кизляра. Очередной виток развития отрасли в регионе пришелся на время правления императора Петра I, на рубеже XVII и XVIII веков, когда здесь начали производить водку «кизлярку». В 1880 году промышленник Давид Сараджев запустил первое в регионе производство коньяка, которое сегодня известно как Кизлярский коньячный завод. В XX веке, несмотря на ущерб, нанесенный местным виноградникам Первой и Второй мировыми войнами, Дагестан стал одним из немногих центров развития отрасли в стране. Сегодня на Дагестан приходится 27% виноградных насаждений от общего количества виноградников России (105 тыс. га).
Как рассказали РБК Кавказ в пресс-службе «Дербент Вино», в текущем году на развитие эно- агро- и промышленного туризма, будет направлено около 50 млн руб.
«В прошлом году нашу винодельню посетили около 7 тыс. человек. Если в первый год у нас было порядка 3 тыс. человек на винодельне, то на 2024 год мы планируем встретить около 15 тыс. человек», — рассказала РБК Краснодар директор по маркетингу «Дербент Вино» Юлия Обухова.
По словам главы Союза сомелье и экспертов России Артура Саркисяна, в Дербенте сегодня есть целый ряд больших и малых предприятий, специализирующихся в отрасли виноделия и коньячного производства, что делает это район потенциально крайне интересным с точки зрения развития энотуризма.
«Например, семейная винодельня «Агролайн», современная Дербентская винодельня, Дербентский коньячный комбинат (ДКК), Дербентский завод игристых вин. Они все находятся рядом друг с другом, у каждого свои «фишки». Поэтому в Дербент, который и так является историческим городом, безусловно энотуристу также интересно приезжать», — пояснил эксперт.
При этом, по мнению Саркисяна, для многих россиян тот факт, что Дагестан, будучи мусульманским регионом, производит алкогольную продукцию, становится настоящим открытием.
«Сегодня, многие удивляются тому, что Дагестан, будучи мусульманской республикой, производит алкогольную продукцию. Но эта традиция сохраняется еще с советских времен. Производство вина и коньяка может привлекать туристов, не только с точки зрения дегустаций. Вокруг этих производств может развиваться гастрономия, средства размещения и достопримечательности», — отмечает Саркисян.
Промтуризм на коньячных заводах
Дагестан славится не только винодельческой продукцией, но и производством коньяков. В регионе расположено несколько крупных предприятий, история некоторых насчитывает уже не одну сотню лет. Эти заводы также активно развивают энотуризм и промышленный туризм. АО «Кизлярский коньячный завод» (АО «ККЗ») открыл свое производство для туристов в 2022 году.
«С того момента завод посетили около 4 тыс. туристов. В основном это гости, приезжающие из соседних регионов, а также из Центральной России. Среди посетителей зачастую есть люди, не интересующиеся алкогольной тематикой, им больше интересно посмотреть на то, как развивалось коньячное производство в России, увидеть единственный в России музей коньяка, посмотреть на полный технологический цикл производства», — отметили в пресс-службе предприятия.
Пока туризм не приносит значительной прибыли заводу, но положительно влияет на имидж компании, обеспечивая доверие потребителей. В дальнейшем, в течение 2-3 лет завод рассмотри возможность создания собственного туристического комплекса.
Гости АО «Дербентского коньячного комбината» (АО «ДКК») также могут познакомиться с действующим производством. На предприятии разработана специальная экскурсия, включающая посещение производственных цехов, дегустацию, мастер-классы по приготовлению коктейлей. В 2023 году на заводе провели 4813 экскурсий, на 400 больше, чем в 2021 году. Среди экскурсантов встречаются как гурманы и любители коньяка, так и просто путешественники, которым интересна культура и история республики. В текущем году на предприятии для туристов открою новую локацию — специальный тоннель, где посетители смогут ближе познакомиться с продукцией комбината.
«Энотуризм предоставляет туристам уникальную возможность познакомиться с местными винодельческими традициями и процессом производства коньяка. Это позволяет создать глубокое впечатление о качестве и уникальности продукции Северного Кавказа. Винный и промышленный туризм является важным фактором в продвижении бренда территорий Северного Кавказа», — рассказали на предприятии.
По мнению генерального директора «MICE Market» Сергея Рыжова, промышленный туризм является хорошим инструментом как для развенчания мифов о производстве, так и для формирования устойчивой маркетинговой политики, открытости пищевого производства.
«Где-то это связано со сбытовой политикой, потому что образцы производств вина — яркий пример, когда после грамотно проведенной экскурсий туристы приобретают этот продукт, буквально сметая с полок. Средний чек при приобретении в фирменных магазинах продукции после посещения производства в пищевке составляет от 2 до 15 тыс. руб. на человека, в зависимости от того, что предприятия выпускают», — пояснил Рыжов.
Ставрополье: виноделы формируют маршруты
Ставропольская традиция виноделия берет свое начало в XVII веке, когда русские поселенцы высадили первые виноградники у сел в районе долины реки Кума, сообщается на сайте ГУП «Ставропольвиноградплодопром». Уже в IXX веке немецкие колонисты основали здесь одно из старейших российских винодельческих предприятий — колонию «Темпельгоф». Впрочем, производство вина на Ставрополье не было большим, так как климат и ландшафт территорий не предоставлял большого потенциала.
В первые советские годы в регионе все внимание было уделено возделыванию зерновых культур, поэтому ставропольские лозы дичали и гибли. Однако, уже после военных потрясений середины XX-го века, отрасль начала восстанавливаться, в регионе было учреждено производственно-совхозное объединение «Ставропольвино». Здесь производили вино и коньяк вплоть до периода антиалкогольной кампании 1980-х годов, когда выпуск напитков сократился, как и площадь виноградников. В постсоветские годы отрасль начала восстанавливаться.
Наиболее известным центром виноградарства и виноделия на Ставрополье является район Кавказских Минеральных Вод, где сосредоточено наибольшее количество предприятий, в том числе, завод шампанских вин ООО «Кавигрис» в поселке Иноземцево. Сегодня предприятие, где прошла масштабная реконструкция, активно привлекает туристов. Для этих целей здесь даже был создан туристско-информационный центр. Около 5% российских виноградников сосредоточены на Ставрополье.
«Мы планируем реинвестировать средства, полученные от экскурсионной деятельности в создание туристской инфраструктуры завода, реконструкцию клуба винзавода, создание пространств для творчества и проведения деловых мероприятий. Не исключено, что появятся кафе или ресторан. Здание бывшего «Дома виноградаря» мы планируем превратить в музей», — рассказал генеральный директор ООО «Кавигрис» Сергей Ковтун.
В 2024 году «Кавигрис» ожидает в гости 2,75 тыс. человек. В зимний период на заводе занимались налаживанием взаимодействия с туроператорами. Целевой аудиторией завода «Кавигрис» руководитель завода назвал восторженных любителей и энтузиастов российского виноделия. Основной поток дают гости курортов Кавказских Минеральных Вод.
«Наши вина, созданные из винограда Ставропольской лозы — это и туристический сувенир, и визитная карточка города и региона. По сути, это новый вид бизнеса для завода, его самостоятельное направление и один из основных каналов для реализации продукции», — отметил Сергей Ковтун.
По словам Сергея Ковтуна, в Ставропольском крае маршруты энотуризма только формируются. Однако, в 2023 году увеличилось количество виноделен, предлагающих экскурсии, многие хозяйства открывают также рестораны при винодельнях и гостевые дома. Сами винодельческие предприятия стараются формировать такие маршруты для туристов. Например, «Кавигрис» сотрудничает в этом направлении с рядом местных хозяйств, в том числе, одной из известнейших российских виноделен — «Винодельней Батрака».
«В 2022 году мы получили грант на благоустройство территории для туристов в размере 9 млн. руб., в дальнейшем размер вложений будет зависеть от выручки предприятия. Наше предприятие развивается за счет собственных средств, мы уделяем особое внимание комфорту наших гостей и с каждым годом улучшаем условия посещения и сервис», — рассказал руководитель предприятия Виталий Батрак.
По словам главы хозяйства, благодаря туризму у винодельни увеличилась целевая аудитория, и выросли продажи. Туризм помогает знакомить гостей с продуктом увеличивать реализацию.
«Каждую неделю 1-2 раза мы отправляем вина нашим клиентам в разные города России. Жители Северного Кавказа, к сожалению, мало знакомы с нашим продуктом и многие даже не знают о существовании винодельни, но мы развиваемся. Но интерес к виноградарству и виноделию растет, отрасль развивается. У нас в планах есть идея объединиться и создать «Винную деревню», где люди смогут остановиться на несколько дней и посетить все винодельни в нашем регионе», — поделился планами Виталий Батрак.
Динамика подтянется за инфраструктурой
Говоря об энотуризме на Северном Кавказе, эксперты отмечают большой потенциал этих территорий. По мнению Сергея Рыжова точкой роста для винодельческих хозяйств макрорегиона сегодня является общий маркетинг. Наличие необходимой туристской инфраструктуры Артур Саркисян выделил как основное условие развития направления.
«Это будет не так быстро. Это «длинные деньги». Сегодня же, когда туристы планируют поездку в Северную Осетию, Дагестан, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, они пока не понимают, что там делать, где остановиться, куда сходить. И основная задача — создать необходимую инфраструктуру в этих регионах», — отметил эксперт.
С этим согласны сами представители предприятий, отмечая высокий потенциал развития направления. Например, АО «Дербентский коньячный комбинат» рассматривает энотуризм как возможность устанавливать новые контакты с покупателями и партнерами.
По словам Сергея Ковтуна, сегодня развитие отрасли обнажило проблему с нехваткой кадров. На заводе ООО «Кавигрис» проводятся экскурсии для студентов Пятигорского госуниверситета, факультета сервиса и туризма, чтобы привлечь новых работников. Предприятию нужны новые гиды.
«Энотуризм — это больше искусство, чем бизнес. В нашей стране это явление достаточно молодое, но, активно развивающееся. Северный Кавказ еще в самом начале пути, но старт его мощный и красивый», — резюмировал Сергей Ковтун.
Этот и другие материалы читайте в электронной версии журнала «Семь граней Кавказа: От моря до моря»