Кубань на экспорт: как меняется государственная парадигма в сфере АПК
Объем экспорта сельхозпродукции из Краснодарского края за ближайшие пять лет планируется увеличить до 2,8 млрд рублей. Об этом в рамках пленарного заседания на выставке «ЮГАГРО» рассказал вице-губернатор Кубани Андрей Коробка.
Пленарное заседание «Экспорт продовольствия: стратегия, тактика и реалии» прошло в день открытия выставки «ЮГАГРО-2018». Представители власти и бизнеса обсудили вопросы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и взаимодействию органов государственной власти с агрохолдингами с целью увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и выхода отечественных производителей на мировой рынок продовольствия.
По словам Коробки, в 2018 году экспорт АПК уже вырос на 36% до 1,6 млрд рублей.
«Президент поставил задачу для Краснодарского края достичь объема экспорта в 2,8 млрд рублей. Мы видим, что это реально выполнить за пять лет», — прокомментировал он.
По данным регионального Минсельхоза, в общекраевом объеме экспорта на долю продукции АПК приходится около 30%. В числе экспортеров сельхозпродукции региона — 135 стран ближнего и дальнего зарубежья. На сегодняшний день экспортируется порядка 150 видов сельхозпродукции. Это сахар, мука, рис, зерно, колбасные изделия, сыры и сливочное масло, мясные, молочные и плодоовощные консервы, растительное масло, макаронные и кондитерские изделия, крахмал, минеральная вода, вино, мороженое. Значительная доля товаров кубанских производителей присутствует в импорте стран СНГ, Ближнего Востока и Средней Азии.
Глубокая переработка: импортозамещение vs внешние рынки
В Краснодарском крае основной упор планируется делать на развитие сегмента глубокой переработки, рассказал в рамках дискуссии на ЮГАГРО Андрей Коробка. По его словам, текущие объемы экспорта — только малая часть того, что регион мог бы отправлять на внешние рынки.
«Мы видим, что добавленная стоимость не остается в крае, а оседает в республиках и странах, которые импортируют наше зерно. Мы сегодня максимально сосредоточены на том, чтобы максимально эффективно наладить переработку этого зерна и уже отправлять на экспорт продукты его переработки», — отметил вице-губернатор.
В частности, в ноябре 2018 года в Краснодарском крае открылся кукурузно-крахмальный завод по производству мальтодекстрина, с объемом производства порядка 26 тыс. тонн. В перспективе в модернизацию предприятия планируется вложить около 2 млн руб. и нарастить мощность.
«Дальше мы пойдем еще глубже. Следующий проект — это производство детских смесей. И из мальтодекстрина, и продуктов переработки сыворотки будем производить детское питание для детей до шести месяцев. Сегодня, к сожалению, 95% детских смесей приходит из-за рубежа. Мы хотим сегодня этот рынок закрыть собственным производством», — отметил представитель администрации Кубани.
По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, в России в целом требуется менять отношение к развитию глубокой переработки и не пытаться с ее помощью закрыть внутренний рынок.
«Пока мы до конца не понимаем, насколько это дорого и сложно реализуется. Дело в том, что национальных рынков сбыта продуктов глубокой переработки не существует. Все производства, которые мы организуем, обязаны быть ориентированы на транснациональные рынки. А мы пока пытаемся организовывать глубокую переработку в логике импортозамещения», — отметил он.
От импортозамещения к экспорту
Аграрный рынок России активно рос за счет эффекта девальвации рубля, напоминает Злочевский. это давало очень мощный импульс для развития — начиная с 1998 года и заканчивая кризисом 2014 года. Однако последний обвал рубля не оказал влияния на сектор АПК. По словам эксперта, период бурного роста этого сектора экономики закончился, а бюджетные вливания не способны разогнать этот механизм до прежних темпов.
«Дать такой эффект может смена парадигмы всей государственной политики. До этого момента она была ориентирована на импортозамещение — то есть на насыщение внутреннего рынка, что было оправдано тогда, когда мы были крупнейшими в мире импортерами. Мы прошли этот этап, внутренний рынок насыщен. Нам надо переориентироваться и приоритетом сделать экспорт», — считает он.
К настоящему времени на государственном уровне не сформировались реальные механизмы переориентации, отмечает Аркадий Злочевский. В частности, требуется повышать конкурентоспособность продукции, в то время как большинство мер поддержки заключается в выравнивании условий доступа к кредитным средствам. Помимо этого, российские фермеры несут более высокие затраты, например, на перевалку зерновых в портах, хранение продукции на элеваторе.
В сфере животноводства ситуация с рентабельностью обстоит еще хуже — если внутри страны еще возможно обеспечить условия для реализации продукции, то на внешнем рынке товары неконкуретноспособны.
Задача государства в отношении аграрного сектора — четкое целеуказание, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.
На уровне страны нет ориентира и прогнозов по рынку, поэтому сельхозпроизводители ориентируются на собственное представление о формировании рынка. В результате, по различным видам продукции возникает то дефицит, то профицит, отметил сенатор
«Сейчас все говорят об экспорте, но он в любом случае ограничен, в частности, внешним спросом и бесконечно его развивать нельзя. Минсельхоз должен четко определиться с целеуказанием — что производить, в каких объемах», — подчеркнул Лисовский.
В качестве примера он привел ситуацию с зерновыми. На уровне производителей уже пришло понимание, что одной монокультурой заниматься опасно, но на уровне госполитики выпуск не регулируется, говорит представитель Совета Федерации.
Синхронизация, равновесие и импортно-экспортный баланс
Отсутствие координации между органами власти и бизнесом — еще один очень злободневный вопрос, напоминает вице-губернатор Андрей Коробка.
«В стране необходимо координировать импорт и внутреннее производство. Например, все мы говорим о том, что надо наращивать производство молока, Краснодарский край демонстрирует рост, в 2016 году многие хозяйства пошли в проекты, а в 2018 году получили цену ниже себестоимости за счет того, что регулирование входящей продукции из других стран в виде пальмового масла и сухого молока не совсем коррелируется с производством. Здесь очень важна синхронизация — нарастили объемы, убавили импорт. Потому что, к сожалению, такая ситуация складывается не только с молоком. Мы переходим из крайности в крайность», — отметил вице-губернатор Краснодарского края.
Хорошим подспорьем для производителей был бы ресурс в Интернете, позволяющий увидеть долгосрочные возможности по экспорту, считает заместитель генерального директора ООО «МЭЗ Юг Руси» Сергей Каменецкий.
«Начать можно с улучшения качества нашей статистики, если говорить о малозатратных методах поддержки. Нет у нас нормальных данных в аграрном секторе, нормы потребления, прогнозов и так далее», — отметил он.
Необходимо не только ставить цели на уровне государства и ориентироваться на экспорт, но и увеличивать роль игроков рынка в принятии законодательных решений, подчеркивает Аркадий Злочевский из РЗС.
«Проблема не в координации, а в том, что у нас отсутствуют механизмы аккредитации бизнеса во власти. Решения все равно принимаются без участия бизнес-сообщества. Более того, они в этом сообществе не освещаются», — пояснил он.
По мнению гендиректора «Росагролизинга» Павла Косова, прежде всего на уровне страны требуется выстраивать координацию с точки зрения экспортно-импортных операций — как продвигать свою продукцию, так и понимать импортный и инвестиционный потенциал.
Международная выставка сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой продукции «ЮГАГРО» проходила с 20 по 23 ноября 2018 года в краснодарском выставочном комплексе «Экспоград ЮГ» в 25-й раз. В ней участвовали более 650 компаний из 35 стран мира, общая площадь экспозиции превышала 65 000 кв. м.
Отечественные компании составили 72% от общего числа участников. Среди участников выставки — ведущие производители и дистрибьютеры из России, Казахстана, Австрии, Великобритании, Италии, Франции, Чехии, Израиля, Индии и многих других стран. Компании из Германии и Турции были объединены в составе национальных павильонов. Свыше 100 компаний приняли участие в выставке впервые.