Школа профессионального роста: как бизнес Юга решает кадровый голод
В 2022 году в Краснодарском крае из-за общей неопределенности нехватку специалистов ощутили многие сферы. По данным HeadHunter Юг, число вакансий выросло в таких отраслях как добыча сырья (55%), инсталляция и сервис (40%), продажи (10%). Наибольшим спросом пользуются менеджеры, административный и рабочий персонал, работники производств, транспорта и логистики. На фоне кадрового дефицита крупнейшие работодатели Кубани занимаются подготовкой собственного трудового резерва. Как это происходит — выяснил РБК Краснодар.
По словам Алены Манохиной, руководителя пресс-службы HeadHunter Юг, проблему кадрового дефицита бизнес решает несколькими способами. Самый популярный — замещение вакантных должностей собственными сотрудниками за счет обучения и переобучения, а также повышения квалификации имеющихся специалистов. Другой известный механизм — модернизация производства и последующая автоматизация процессов: там, где ранее требовалось три человека, после автоматизации можно вполне обойтись и одним.
Есть и третий вариант — на перспективу, когда крупные компании макрорегиона вкладываются в образование старшеклассников и студентов. Таким образом, бизнес готовит и «бронирует» молодежь как своих будущих работников.
Сотрудник со школьной скамьи
Тенденцию поиска будущих кадров в школах на местном уровне поддержали в 2021 году. Два года назад стартовал региональный проект «Профориентационные уроки будущего», с участием краевых компаний-лидеров в разных отраслях.
Сегодня профориентационные мероприятия и уроки для школьников на Кубани практикуют «Газпром газораспределение Краснодар», «Россети Юг», «Газпром трансгаз Краснодар». В Туапсе на базе гимназии № 1 им. Н. Островского функционирует «Роснефть-класс» для подготовки учащихся 10-11 классов к поступлению в высшие учебные заведения по специальностям, востребованным в нефтяной промышленности. Выпускники «Роснефть-класса» трудятся в ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «РН-Морской терминал Туапсе» и других предприятиях.
В этом году, с сентября по ноябрь, компания «ОТЭКО» (оператор морских терминалов в порту Тамань») провела 10 открытых уроков в школах Таманского полуострова. Часть из них была посвящена экологической грамотности, часть — противопожарной безопасности. Детям рассказывали об акватории Черного и Азовского морей и учили, как вести себя при пожаре, пользоваться спецодеждой и оборудованием.
«Практический опыт подсказывает, что наиболее эффективной является подготовка будущего работника со школьной скамьи. Молодые люди существуют в профессиональном вакууме: нет понимания, чем заняться в будущем, какая сфера интереснее, какая профессия перспективнее, отсутствуют доступные ролевые модели. Поэтому профориентационные уроки для многих компаний и молодых людей стали отличным выходом из неопределённости. Для «ОТЭКО» такие уроки стали обязательной частью взаимодействия с молодежью», — рассказывает директор по персоналу и административным вопросам ОТЭКО Галина Седова.
Также компания в 2022 году запустила программу поддержки талантливой молодежи Тамани. Ученикам с отличной успеваемостью, достижениями в спортивной и общественной сферах «ОТЭКО» осуществляет поощрительные выплаты.
Задел на будущее
При участии бизнеса в вузах южного региона открываются лаборатории и классы. Так, в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) при поддержке Siemens открылась лаборатория компьютерного прототипирования и реверс-инжиниринга высокой сложности. А компания «Ростсельмаш» в этом году создала с ДГТУ Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш». В рамках нового учреждения будет реализовываться федеральный проект «Передовой инженерной школы». По словам и. о. директора учреждения, директора Технического центра компании «Ростсельмаш» Юрия Алексакова, основной задачей учебной структуры станет подготовка инженерных команд для решения задач предприятия.
«Мы хотим, чтобы наши студенты были привлечены к работе непосредственно в компании Ростсельмаш, занимались решением наших боевых задач, связанных с развитием предприятия. Тем самым станет возможно сократить их путь в построении карьеры. Это будут уже готовые специалисты, которых не нужно будет переучивать еще несколько лет по окончании вуза. Мы вместе с ДГТУ как раз ищем такие формы сотрудничества, которые позволят эффективно интегрироваться друг с другом», — рассказал Юрий Алексаков.
Крупнейшая розничная сеть в России — краснодарский «Магнит» в октябре 2022-го анонсировал запуск собственной школы ретейла. Как отмечает пресс-служба компании, в головной офис ежегодно требуется до 200 специалистов такого профиля. Поэтому новая школа призвана восполнить пробел в системе образования, которая не готовит кадры по некоторым критичным для розничной торговли специальностям. Первым проектом школы «Магнита» станет обучение бизнес-анализу студентов и выпускников технических направлений, финансов и менеджмента.
«Магнит» в ритейле почти 30 лет, мы хорошо знаем, какие кадры нужны отрасли и каких компетенций порой не хватает недавно выпустившимся специалистам. Мы готовы делиться уникальным опытом и предоставить доступ к нашей обширной базе знаний и инструментов, которых нет в стандартной вузовской программе. После курса специалисты смогут претендовать на достойные позиции в любой крупной компании», — комментировала директор по персоналу розничной сети «Магнит» Анна Боброва.
Для пополнения трудового резерва крупный бизнес Юга России также инвестирует в образовательное развитие своей отрасли и сотрудничает с университетами, отмечает Алена Манохина. Наиболее популярная форма партнерства — приглашение студентов на производственную практику на предприятие, проведение дня открытых дверей, запуск партнерских и грантовых программ.
Галина Седова считает, что любое взаимодействие с профильными образовательными учреждениями эффективно, если это позволит привлечь в компанию замотивированных и активных молодых специалистов.
«В 2023 году мы ожидаем порядка 40 студентов на производственную и преддипломную практику проектировщиков, железнодорожников и ремонтников, — рассказывает директор по персоналу и административным вопросам ОТЭКО. — Встречи с выпускниками университетов позволят привлечь и заинтересовать уже готовых специалистов на наши новые амбициозные проекты. Наши эксперты могут быть преподавателями или в иной форме помогать в обучении студентов».
Переобучение, повышение и релокация
Повышение квалификации сотрудников и приглашение специалистов из других регионов — одни из наиболее очевидных способов решения проблемы нехватки специалистов. Так, «Газпром добыча Краснодар» в 2009 году открыла учебно-производственный центр для сотрудников. Ежегодно в образовательном подразделении компании проходит подготовку более 5 тыс. специалистов.
Компания «ОТЭКО» обеспечивает первичное обучение сотрудников при найме на работу. Все желающие могут пройти курсы по повышению квалификации. Развитый институт наставничества помогает молодым специалистам наиболее эффективно освоиться на будущем рабочем месте, добавили в компании.
Корпоративная академия розничной сети «Магнит» с 2022 года запустила программы переобучения для потерявших работу специалистов с последующим трудоустройством. В корпоративной академии работают факультеты по таким направлениям как «Розничная торговля» (продавцы, товароведы, директора магазинов, руководители отделов в разных направлениях), «Логистика» (линейные руководители для распределительных центров, водители категорий С и Е) и «Собственные производства» (овощеводы, операторы производственных линий, сборщики грибов, наладчики оборудования). По данным компании, в этих отраслях занята наибольшая часть работников торговой сети (свыше 360 тыс. человек).
«У «Магнита» сильная экспертиза в подготовке кадров, по нашим образовательным проектам ежегодно обучение проходят более 30 тысяч человек. Мы работаем с современными программами по специальностям, которые отвечают актуальным запросам отрасли. Главное для нас — готовность кандидатов получать новые навыки и опыт и расти вместе с нами», — рассказала Анна Боброва.
В целом внедрение системы обучения — наиболее распространенная мера повысить вовлеченность персонала в работу. Как следует из исследования сервиса по поиску работы SuperJob, каждая третья компания в России проводит различные мероприятия для вовлеченности работников — обучение, тренинги, лекции, корпоративные игры и тимбилдинг.