Искусство в массы: зачем Краснодару первый объект в жанре совриска
В Краснодаре установили первый арт-объект, выполненный в жанре современного искусства. Им стала работа Draped Data, выполненная художником Владимиром Омутовым. Церемония открытия состоялась 27 октября 2018 года в краснодарском парке «Чистяковская роща».
«Это совершенно новое направление для нашего города. Такие арт-объекты, уверен, станут достопримечательностями и фотозонами Краснодара. Местами города, которые нужно увидеть. Это первая из запланированных скульптур, их отобрали сами архитекторы, художники и дизайнеры. Работы станут хорошим дополнением к классической городской скульптуре, которая уже сложилась и также развивается в столице Кубани», — сказал Евгений Первышов.
Владимир Омутов стал победителем конкурса проектов скульптур для установки в общественных городских пространствах краевого центра. Как рассказал РБК Краснодар директор культурного центра «Типография», координатор конкурса Олег Сафронов, всего на конкурс было пришло более 100 эскизов.
«Перед художниками стоял сразу комплекс задач. Арт-объект призван стать ключевой особенностью сквера или парка, запомнится, стать точкой притяжения, попасть в социальные сети. У меня как организатора со стороны культурного центра было понимание, что каждое место должно зазвучать, ведь оно по-своему уникально и требует особого подхода», — пояснил Сафронов.
По словам Сафронова, окончательная стоимость еще подсчитывается. Оплачивали работу меценаты.
Из них отобрали 14 работ — основными критериями стали актуальность, долговечность, стоимость установки, а также вандалоустойчивость. При подведении итогов конкурса учитывались как оценки профессионалов, так и мнение жителей города, пояснил Олег Сафронов.
Победитель конкурса от комментариев касательно своей работы отказывается, объясняя это тем, что главную идею скульптуры каждый увидевший должен воспринять и объяснить по-своему.
Работа Омутова станет не единственной, которую планируется установить в Краснодаре. Также арт-объекты, выполненные в жанре совриска, появятся в Вишняковском сквере, а также на аллее 80-летия Краснодарского края, обустройство которой сейчас ведется в Юбилейном микрорайоне города.
Что говорят эксперты
«То, что Краснодар первым стал работать с современным искусством в контексте города предложил на постоянной основе размещать работы современных художников в общественных пространствах, не просто заслуживает похвалы, но должно стать примером для всех «отстающих» городов, которые тратят огромные деньги на реалистичные бронзовые скульптуры, хотя уже весь мир отказался от этого и интегрирует паблик-арт-объекты современных художников в общественную среду», — заявил РБК Краснодар директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
В свою очередь, известный галерист Марат Гельман отметил, что современная городская скульптура должна быть абстрактной — в этой роли она играет декоративную роль и обустраивает пространство, организуя его вокруг себя. Кроме того, подобные арт-объекты не несут смысловой нагрузки и универсальны с точки зрения содержания, не надоедают и становятся частью ландшафта.
«Российская публика этого не понимает. Мы привыкли к бронзовым «чушкам», памятникам кому-то, воплощенным в материале литературным сюжетам. Эта традиция очень активна с советских времен. Тогда таким образом увековечивали память, ставили памятники и превращали города в подобие кладбища. Идешь по нему, видишь один памятник, другой. Наклоняешь голову, чтобы прочитать, кому он посвящен. Это то, что сейчас существует в России», — поясняет Гельман.
При этом он отметил, что Краснодару стоило бы больше обращать внимание на работы местных художников — в частности Валерия Казаса, работы которого получили признание в Черногории, в международном скульптурном парке Dukley Gardens.
Главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин считает, что стратегия общественных пространств, которая делает город понятным и удобным для пешеходов обязательно должна уделять достойное внимание объектам монументального искусства.
«Существует такая мировая практика, когда уникальное или важное место получает «точечную поддержку» — некую точку акупунктуры. Таким образом подчеркивается важность и значимость этого места. И тут формируется новое восприятие города. Особое место в этом ряду должна занимать современная скульптура, современное городское искусство, потому что важно не только устанавливать памятники каким-то важным и знаменательным событиям — монументальное искусство. Должно быть достаточно внимания уделено и позитивным эмоциям, для которых как нельзя лучше подходит и такая нефигуративная композиция. Современный неклассический образ, даже некая экспрессия может удачно вписаться в пространство и даже наталкивает на некий образовательный контекст», — заявил он РБК Краснодар.
Идеолог Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов считает, что эта работа показывает соединение нескольких контекстов: живой природы и человеческой цивилизации, которая в этот ландшафт прорывается.
«С точки зрения искусства для меня эта работа имеет смысл, ценность и мне понятно, что этим хотел сказать художник. С одной стороны этот объект функциональный: его можно потрогать, посидеть на нем, как на лавочке, поэтому этот объект представляет ценность с точки зрения урбанистики. Однако здесь несколько не хватает кураторского текста, какого-то объяснения, почему она появилась», — отметил он.
Также Мурунов уверен, что работе также не хватает подробностей с точки зрения горожанина.
«У нас даже в Москве 90% жителей реагируют на современное искусство в духе «Что это за хрень?». У человека нет опыта, он не ходит в музей, ему в школе не объясняли, что такое современное искусство — он не интересуется этой темой. Поэтому, мне кажется, этому объекту надо добавить социального взаимодействия, провести какую-то просветительскую работу», — говорит эксперт.
Кубанский совриск 2.0: начало
В январе 2018 года культурный центр «Типография» представил каталог арт-объектов, которые рассматривались для установки в Краснодаре. Согласно концепции, от 14 до 25 современных скульптур предполагается разместить в пяти зеленых зонах, которые недавно были реконструированы: в скверах Молодежный и Вишняковский, на бульваре Дальний, на площади перед кинотеатром «Болгария», а также на территории между Первомайским районным судом и залом бракосочетаний «Екатерининский зал».
Всего в первоначальную версию каталога вошло порядка 100 проектов. В его подготовке приняли участие Валерий Казас, Виктор Линский, Эльдар Ганеев, Наталья Машталир, Роман Санков. При создании объектов современного искусства предполагается использовать сталь, автоэмаль, гранит, латунь, дикий камень и доломит.
По задумке авторов, предложенные скульптуры не имели образовательной или назидательной цели, а были призваны создать атмосферу и интересный вид кубанской столицы. Их задача — стать местами притяжения, с которыми будут фотографироваться жители и туристы.
Развитие современного искусства в Краснодаре обсуждается не впервые. В феврале 2012 году губернатор Краснодарского края Александр Ткачев пообещал, что галерист Марат Гельман разработает для региона культурный проект, благодаря которому Кубань будет «греметь на культурном фронте».
Затем стало известно, что глава региона предложил известному куратору создать в Краснодаре музей современного искусства — по аналогии с открывшимся в Перми. Реализовать проект планировалось к 2014 году. Однако несколькими месяцами позже казаки, православные активисты и националисты сорвали открытие выставки Гельмана ICONS, после чего итоге власти региона отказались от его участия в проекте.
В октябре 2015 года новый министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина рассказала, что открытие музея актуального искусства не входит в список планов на ближайшее время. По ее словам, касающиеся этого проекта обещания были даны Ткачевым «беспочвенно и в ущерб решения существующих актуальных проблем».
В июле 2016 года мэр Краснодара Владимир Евланов вновь заговорил о будущем центре современного искусства. Проработать варианты решения вопроса и подобрать подходящее для этого помещение он предложил представителям «Типографии» и художественной общественности.