Эксперт: Утилизация «автохлама» не стала панацеей для кубанского авторынка
В утиль можно сдать любой «автохлам» независимо от года выпуска и состояния – на то она и утилизация. За легковой автомобиль выдаётся «бонус» размером в 40 тысяч рублей, грузовая машина оценивается в сумму до 350 тысяч рублей. По сути, пока вторая инкарнация утилизационной программы даёт опору продажам отечественных автомобилей. Сейчас, когда АвтоВАЗ вернулся к работе после каникул и снова собирает машины, это особенно актуально. Для «народных» брендов вроде Nissan и Skoda поддержка не столь масштабна, но скидки по программе утилизации не менее приятны.
Допустим, что программа действительно стабилизирует рынок, но дальнейшая его судьба вряд ли будет безоблачной. Уже сейчас понятно, что под давлением девальвации рубля и разгона инфляции до 8,3% к концу октября покупателей дорогостоящих товаров будет всё меньше. И к февралю, когда инфляция в России достигнет своего пика, а рубль опустится на дно в область 43-45 за доллар, их останется совсем немного. Скорее всего, в Ростовской области и на Кубани с декабря и до марта рынок автомобилей попросту «замёрзнет». Зимние продажи цифрами никого не удивят, потому что их почти не будет.
Отметим, что обновлённая программа утилизации на юге РФ заработала не сразу. Например, в Ростовской области - спустя месяц после отмашки властей. За сентябрь население приобрело по программе 14 тыс. 238 автомобилей Lada. Госпрограмма проработает до 31 декабря, но топовые бренды собственные программы сделали краткосрочными – они завершатся уже 31 октября, спустя месяц после отмашки властей.
Стоит, впрочем, отметить, что продаж автомобилей люксовых брендов подобные тенденции никак не касаются – здесь нет бонусов по утилизации, да и самой утилизации тоже нет. Зато есть небольшой, но стабильный покупательский спрос. В целом, в первом I полугодии 2014 года рынок новых автомобилей на юге России незначительно снизился: в Краснодарском крае продажи автомобилей сократились на 12,5% - до 38,6 тыс. авто, а в Ростовской области падение составило 11,8% или 27,7 тыс. авто.
По оценкам Альпари в сложившейся неблагоприятной ситуации падающего курса рубля одним из эффективных инструментов сохранения уровня продаж автомобилей в ЮФО может стать внедрение привлекательных стимулирующих программ дилеров для клиентов.