Лечение и развлечения: что общего у перспектив Кубани и Санкт-Петербурга
В рамках выездного заседания дискуссионного клуба Winner, проведенного в Красной Поляне, представители бизнеса и власти Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Краснодарского края обменялись мнениями о том, как успешнее опереться на собственную экономику. При разных обстоятельствах жизни в этих регионах, их сближает несколько важных условий: высокий туристический потенциал и миграционный прирост населения.
Больше жителей — больше денег
Развитие сферы потребительских услуг — самый естественный источник роста в постиндустриальную эпоху. Если удовлетворять более полно и качественно потребности большего числа жителей, то экономический рост территории почти неизбежен. Поэтому эксперты предлагают разделить «прибыльные», с точки зрения притока граждан, и «убыточные» территории: у них очень разный потенциал.
«Например, в наш регион люди стремятся, и это добавляет нам возможностей, а те области, которые год от года отдают нам жителей, получают экономические проблемы, вряд ли преодолимые без финансовой помощи федерального центра», — отмечает вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов.
Экономические перспективы тесно связаны с демографической ситуацией, подтверждает мэр Краснодара Евгений Первышов. «Именно с притоком населения связаны наши надежды на большой экономический рывок», — подчеркивает он.
В последние годы Южный федеральный округ, наряду с Центральным и Северо-Западным, вошел в число территорий-лидеров по миграционному приросту — сюда активно едут жители других регионов РФ. Это обстоятельство играет важнейшую роль в жизни и Краснодарского края, и города Краснодара.
«Всего за десять лет население увеличилось практически вдвое, это беспрецедентный случай в истории страны. Краснодар стал всероссийский центром притяжения, в том числе и инвестиций. Если Москва и Петербург уже являются центрами мощных агломераций, то Краснодар только в начале этого пути. Но формирование агломерации, южного экономического центра страны — это перспектива, к которой мы стремимся», — рассказывает мэр Краснодара.
Миграция — аванс, который нужно отработать
Приток жителей создает любому региону емкий внутренний рынок, привлекательный для инвесторов, а также обеспечивает территорию трудовыми ресурсами. Взамен вновь прибывшие рассчитывают на рост качества жизни и доходов — миграционный приток является авансом, который территории еще предстоит отработать.
Как отмечает Евгений Первышов, внимание россиян к югу страны создало колоссальное давление на инфраструктуру, в том числе, социальную. Одним из ответов на этот вызов стал проект создания в Краснодаре лечебного кластера федерального масштаба — он призван обеспечить одновременно улучшение медицинского обслуживания жителей и расширение доходной базы территории.
«За 10 лет мы можем создать здесь новую индустрию — отрасль высококачественных медицинских услуг, с акцентом на онкологию и онкохирургию. В Краснодаре существует сильная школа в области онкологии, собственная мощная профессура, и сейчас бизнес дополняет ее, создавая в Краснодаре частные онкологические клиники», — рассказал мэр столицы Кубани.
Преимуществом региона в конкуренции с другими российскими центрами медицинских компетенций, по замыслу градоначальника, должны стать хороший климат и иностранные специалисты.
«Я закладываю в стратегию развития города привлечение иностранных профессоров — практикующих хирургов. Мы сейчас активно ищем в Европе соответствующих кандидатов. Мы также сделаем ставку на развитие постоперационной реабилитации, которой не хватает в России», — пояснил Первышов.
Бренд и визы
Развивать медицинские услуги как сферу экономики — источник городских доходов, а не только статью расходов — намерены и в Санкт-Петербурге. Здесь заявлена программа становления медицинского туризма, направленная на привлечение в город пациентов из других регионов и стран. Это типичный пример ставки региона на собственные силы: высокотехнологичная медицина уже является петербургской точкой роста, поэтому логично содействовать ее расцвету.
По мнению председателя правления Медицинского института Сергея Березина (МИБС) Аркадия Столпнера, приоритетными для Петербурга направлениями в части привлечения «внешних» пациентов являются кардиология, онкология и ортопедия —высокотехнологичные направления, которые нуждаются в значительных инвестициях и серьезных компетенциях. Кроме того, Петербург стал общероссийским лидером на рынке вспомогательной репродуктивной медицины.
Для дальнейшего развития медицинскому туризму нужно решение сложных организационных вопросов — не отработаны в случае приезжих пациентов процедуры страхования рисков осложнений, оплаты дополнительного лечения, маршрутизации иногородних больных, и так далее.
«Не решен вопрос с предоставлением иностранным пациентам въездных медицинских виз. Очень сложно идет сертификация медицинских услуг, оказываемых петербургскими лечебными учреждениями и клиниками, на международных рынках. Кроме того, о возможностях нашей медицины за рубежом просто почти не знают», — перечисляет основные препятствия Аркадий Столпнер.
Клиники могли бы активнее информировать иностранцев самостоятельно, признает Столпнер, но из-за высоких цен на рекламу за границей такие кампании будут очень скромными.
«Централизованное продвижение на внешних рынках медицинского бренда Петербурга, как и помощь со стороны государства в решении организационных вопросов, очень бы помогло нам в развитии», — резюмировал эксперт.
Помогите не деньгами, а упрощением
Содействия в визовых вопросах ждут от государства и участники другого важного регионам рынка — туристического. За последние 4 года он стал одной из очевидных точек роста экономики: например, в 2016 году Краснодарский край посетили 15,8 млн гостей (плюс 5% к предыдущему году), а Петербург — около 7 млн туристов (плюс 6%). В 2017 году рост потока внутренних и въездных туристов продолжился: курорты Кубани приняли 16 млн человек (плюс 1%), а в Петербург приехали 7,5 миллионов (плюс 8,4%).
Бизнес на фоне происходящего бума инвестировал средства в строительство гостиниц, ресторанов и заметное расширение развлекательной инфраструктуры. Эти инвестиции дали результаты, позволив регионам привлекать гостей не только в летний сезон, и не только на пляжи, напоминает заместитель генерального менеджера «Казино Сочи» Дмитрий Анфиногенов.
«По итогам 2017 года аэропорт Сочи принял рекордные для себя 5,7 млн пассажиров, что на 8% больше, чем в 2016 году. И одним из факторов роста, безусловно, стало появление новых аттракций. Например, «Казино Сочи» только за первый год работы посетили 341 876 человек из 122 стран, и в текущем году мы планируем увеличить трафик на 10 процентов», — отметил он.
В среднем в России отмечено снижение темпа роста внутреннего и въездного турпотока — повлиявший на всплеск интереса к отечественным территориям потенциал начал исчерпываться. Сейчас туристическая отрасль нуждается в новых стимулах, отмечают ее представители.
«Опора на собственные силы в туризме не должна означать внимание только к внутреннему рынку. Например, для Краснодарского края внешний рынок — это громадный неиспользованный потенциал. И он сдерживается только двумя барьерами — визовым режимом и отсутствием прямых рейсов», — считает Дмитрий Анфиногенов.
По его мнению, «самой естественной стратегией для края» было бы привлечение туристов из Турции.
«Самый близкий мегаполис к Сочи — это не Москва, а Стамбул. Там живет 22 млн человек, значительная часть которых имеет уровень потребления выше среднего. Но визовый режим с Турцией не позволяет реализовать этот потенциал», — объясняет представитель «Казино Сочи».
Власти Краснодарского края уже обратились в федеральное правительство с предложением об упрощенном порядке предоставления краткосрочных виз для иностранных гостей, въезжающих в регион. С аналогичным предложением — о безвизовом посещении на 72 часа Петербурга иностранцами, прилетающими в Пулково — обращались в федеральный центр и бизнесмены Северной столицы. Пока эти предложения не приняты.
Кто правильно смотрит в будущее
Развитие туризма пока находится в начальной точке, но потенциал огромен, уверена совладелица винодельческого дома Burnier Марина Бюрнье.
«Направление качественного тематического туризма в Краснодарском крае, в частности, эно-туризма имеет перспективу даже не в федеральном, а в международном масштабе. Но инфраструктура для такого туризма в регионе практически полностью отсутствует. То же можно сказать о реабилитационной медицине, аграрном секторе, альтернативной энергетике и других перспективных отраслях», — считает она.
«Мы работаем в Краснодарском крае уже почти 20 лет и внимательно наблюдаем за развитием его экономики. Регион имеет возможности в глобальном масштабе, и они не реализованы даже на уровне местных нишевых компаний, — говорит Марина Бюрнье. — Например, мы видим полную неразвитость производства органических овощей и фруктов. Мало где в мире остались земли, не испорченные интенсивным сельским хозяйством, и при этом настолько плодородные. Думаю, что такое производство может стать важным конкурентоспособным направлением в Краснодарском крае, как и направление переработки овощей и фруктов. Пока, однако, логистическая база, необходимая для хранения и транспортировки овощей и фруктов, также очень плохо развита».
По мнению участников дискуссии главным инструментом роста региональных экономик должно стать упрощение условий для работы бизнеса. В частности, необходимо упрощать возможность привлечения иностранных специалистов.
«В развитии новых для российских территорий отраслей не получится обойтись локальными силами. В стране, в силу различных причин, сегодня не хватает опыта во многих областях экономики, — подчеркнула Марина Бюрнье, согласившись с идеей мэра Краснодара о «завозе» зарубежных профессоров-хирургов. — Иностранных специалистов появляется все больше, но все же это очень редкие и единичные случаи. С одной стороны, иностранцы боятся ехать в Россию. С другой стороны, бюрократическая система по привлечению зарубежных профессионалов — очень сложная и тяжеловесная. Необходимо создавать благоприятный климат для них и упрощать им жизнь».
«Власти городов, регионов или даже стран, которые это понимают и делают, очень мудро поступают. Это доказывает, что они смотрят в будущее», — уверена Марина Бюрнье.