«Нарушений не установлено»: куда ушли миллионы для защиты Крымска
Контрольно-счетная палата Краснодарского края во время проведения экспертно-аналитического мероприятия выявила, что власти региона в 2015 — 2017гг. не освоили 274,9 млн рублей, выделенные на защиту от наводнений Крымского района.
Как говорится в отчете ведомства, средства, часть из которых являются субсидиями из федерального бюджета, в 2015 году были не освоены в объеме 133,9 млн рублей, в 2016 году — 127,9 млн рублей, в 2017 году — 13,1 млн рублей.
В Контрольно-счетной палате отмечают, что подобные выводы были сделаны на основе данных министерства природных ресурсов Краснодарского края, планов-графиков госзакупок, госконтрактов, документов об их исполнении, а также платежных документов Управления по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края.
В отчете КСП также говорится, что строительно-монтажные работы на объекте приостановлены с 2017 года в связи с необходимостью корректировки проектной документации, незавершенными работами по изъятию (выкупу) земельных участков, а также необходимостью переноса инженерных коммуникаций.
«Установлено также, что в настоящее время не завершена актуализация данных для подготовки обоснования финансирования кадастровых, оценочных и иных работ, предусмотренных к выполнению в ходе принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд», — отмечается в заключении аудиторов.
Результаты исследования будут направлены министру природных ресурсов и экологии РФ, а также заместителю полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе.
Что говорят власти Кубани
Заказчиком строительства защитных сооружений является ГУП КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края».
Как сообщили РБК Краснодар в пресс-службе администрации Кубани, причиной возникновения неосвоенных средств являлись недостатки в разработанной проектной документации.
«После приемки данного объекта и передачи полномочий министерству природных ресурсов Краснодарского края, министерством были выявлены указанные недостатки, которые и привели в 2016 году к необходимости ее корректировки, поэтому строительно-монтажные работы были приостановлены», — заявили в региональной администрации.
Там также пояснили, что сроки действия государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ истекли в декабре 2016 года. В 2017 году аукцион на их выполнение был признан несостоявшимся по причине отсутствия претендентов. Проведение очередного аукциона запланировано на 16 июля 2018 года.
Кроме того, в 2017 году был заключен госконтракт на перенос инженерных коммуникаций по объекту, который позволит ускорить реализацию откорректированных проектных решений.
«Гидротехническое сооружение пока не готово полностью, однако уже проведенные работы по увеличению русел рек Адагум, Неберджай и Баканка позволяют справиться с отведением воды. Работы на объекте не останавливаются», — добавляют власти региона.
В администрации также пояснили, что в 2015 — 2018 года по вопросам использования государственных средств, направленных на строительство объекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», проводилась целая серия проверок, в том числе со стороны Счетной палаты РФ, прокуратуры Кубани, следственного управления, МВД и УФСБ.
«Нарушений бюджетной дисциплины по указанным фактам установлено не было», — заявляют там.
Последствия наводнения в Крымске
Сильнейшие ливни 6-7 июля 2012 года на Кубани привели к самому разрушительному наводнению за всю историю региона. В результате разгула стихии в Крымске погибли 156 человек, пострадали 34 тыс. человек. Разрушенными оказались более 7 тыс. частных домовладений и 185 многоквартирных домов, 18 учреждений образования, 9 объектов здравоохранения, 3 объекта культуры, 2 спортивных объекта и 15 котельных. Ущерб от стихии превысил 20 млрд рублей.
Почти сразу стало понятно, что слухи о преднамеренном сбросе воды из водохранилища не имеют под собой основания, а реальной причиной трагедии халатность местных чиновников, которые много лет не занимались организацией очистки русла реки, хотя деньги на это исправно выделялись. Кроме того, власти не обращали внимания на застройку потенциально опасных для затопления участков у реки, а в ночь наводнения не прореагировали должным образом на предупреждение МЧС и не смогли наладить систему оповещения. Помимо этого, на следующий день после трагедии они также попытались фальсифицировать документы о своих действиях.
В августе 2013 года Абинский районный суд Краснодарского края приговорил к разным срокам четырех чиновников, обвинявшихся в халатности при наводнении. Бывшего главу Крымска Владимира Улановского осудили на 3,5 года колонии-поселения, экс-главу Крымского района Василия Крутько — на 6 лет колонии-поселения. Бывшему замруководителя управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты Крымского района Виктору Жданову дали 4,5 года в колонии-поселении.
Кроме того, экс-глава Нижнебаканского сельского поселения Ирина Рябченко получила 3,5 года лишения свободы условно, экс-глава Пригородного сельского поселения Надежда Курочкина — 2,5 года условно.
Системные проблемы
После разрушительного наводнения на проведение берегоукрепительных работ в Крымске из краевого бюджета было выделено 1,7 млрд рублей.
Как сообщал РБК Краснодар, тендер на право выполнения первого этапа проекта по защите от наводнений в Крымске был объявлен в марте 2014 года. Его победитель, согласно условиям контракта, должен был проложить железобетонный желоб по дну реки Адагум длиной 16,8 км, отсыпать дамбы, а также построить переход через реку для водопровода и кабелей связи.
Завершить работы требовалось к декабрю 2015 года, но по данным администрации Крымского района, они так и не были закончены. В качестве причины срыва сроков строители называли необходимость корректировки проектной документации, невозможность работать во время весеннего нереста рыбы и другие обстоятельства.
Победитель тендера — ООО «Тоннельдорстрой» (также строил несколько олимпийских объектов) — к моменту заключения контракта в 2014 году уже находился в предбанкротном состоянии. В апреле ООО «Сочиводоканал» подал заявление о несостоятельности строительной компании. В октябре того же года компанию признали банкротом.
В июле 2017 года краевое управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений подало иск в арбитраж с требованием расторгнуть контракт и взыскать с генподрядчика 407 млн рублей.
Кроме того, в декабре 2016 года занимавшая на тот момент пост главы Счетной палаты РФ Татьяна Голикова возмутилась отсутствием водохозяйственных объектов в Крымском районе Кубани, деньги на восстановление которых были выделены государством.
«Деньги на новое строительство водохозяйственных объектов государством были выделены, объектов — нет. 2016 год был годом, когда все должно было быть завершено, все объекты должны были быть восстановлены. К сожалению, этого не произошло. Когда исследовали эту тему, количество нарушений, количество денег, которые оказались уведенными в обанкротившиеся предприятия, нас поразило. Мы отдали все документы в соответствующие структуры», — заявляла она.
По результатам проверки было возбуждено уголовное дело.