На Кубани разработают программу развития агротуризма
По словам первого заместителя председателя ЗСК Ивана Петренко, впервые об агротуризме на Кубани "заговорили" в 2013г. по инициативе одного из фермеров. Уже в 2014г. был принят региональный закон, выделяющий сельский в отдельный вид туризма. Также к одной из осенних сессий депутаты планируют подготовить постановление " О развитии агротуризма в Краснодарском крае".
Для развития агротуризма в регионе также создали реестр региональных компаний, занимающихся этой деятельностью. Пока в нем числится 150 организаций. В мероприятии, кстати сказать, приняли участие 49 из них. В основном на выставке были представлены кубанское вино, чай, рыба и консервы. Самая крупная экспозиция принадлежала городу-курорту Анапе.
Как отмечают власти региона, в крае развивается винный и чайный туризм. А вот с действительно сельским видом отдыха (когда туристы сами пробуют произвести продукт: ловят рыбу, доят коз и т.д.), который и должен стать основным драйвером развития села, есть проблемы.
Впрочем, они общие для всех отраслей туризма. Основные из них, по мнению участников выставки: транспортная и законодательная. Дорогие перевозки, по мнению министра курортов Краснодарского края Евгения Кудели, остаются сдерживающим фактором развития не только сельского, но и всего туризма в регионе. И добавил, что федеральные структуры, курирующие транспорт, сейчас решают этот вопрос.
Также министр отметил, что есть определенные законодательные препоны развития агротуризма. В частности, на землях сельхозназначения нельзя строить средства размещения, что мешает фермерам качественно принимать туристов. "Мы подготовили ряд предложений для внесения изменений в соответствующие законы", - добавил Куделя.
Кроме того, участники индустрии агротуризма указывают на проблему отсутствия рекламы своих объектов: никто о них не знает даже в крае, не говоря уже о масштабах страны. "Как и любое малое предприятие, мы сталкиваемся с проблемами продвижения своей продукции на рынок", — отметил руководитель ООО «Вишневый сад» Александр Будьян, добавив, что у малого бизнеса просто не может быть существенного рекламного бюджета. Стоит заметить, что среди компаний, развивающих агротуризм, много именно малого бизнеса.
Участники индустрии понимают, что для того, чтобы заявить о себе, нужно объединяться и взаимодействовать, но пока не представляют, как это сделать, тем более, что агротуризм находится на стыке сельского хозяйства и туризма. "Нет взаимодействия и, следовательно, хорошего продвижения продукта. У иностранного туриста в РФ есть определенный спрос на агротуризм, но у российского туриста он еще не сформировался", — сказала директор туристической компании "Л-Ким" Людмила Евграфова.
Одним из способов такого объединения может стать кооперация, уверены депутаты. Согласны с ними и участники индустрии. "Кооперация действительно выход, например, можно будет купить автобусы для экскурсий вскладчину и т.д.", — считает глава КФХ "Владимирский сад" Владимир Бедарев.
Как отметили депутаты ЗСК, все вышеназванные проблемы будут учтены при разработке постановления " О развитии агротуризма в Краснодарском крае".
Основные направления сельского туризма в крае – это винные туры, посещение пасек, чайных фабрик, ферм по содержанию экзотических животных, охота и рыбалка.