Красота ушла в тень: как 2020 год изменил бьюти-индустрию Кубани
Ассоциация предпринимателей индустрии красоты (АПИК) провела опрос и посчитала, что российские компании бьюти-сферы за июнь—сентябрь 2020 года потеряли до 70% выручки.
Среди регионов-участников максимальное падение зафиксировано в Нижегородской области, минимальное — в Пермском крае. Краснодарский край оказался в середине рейтинга с показателем в 50%.
Среди респондентов только 45% сохранили штат сотрудников, при этом 20% потеряли до 10%.
В опросе АПИК принимали участие 742 респондентов (предприниматели, владельцы салонов красоты) из 10 регионов России.
По данным департамента потребительской сферы Краснодарского края, потери всей отрасли региона меньше, чем оценки отдельных игроков отрасли — например, объем парикмахерских услуг за 10 месяцев 2020 года упал на 22% до 4,4 млрд рублей.
Основную роль в падении выручки сыграли ограничительные мероприятия, введенные в Краснодарском крае из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. С 31 марта начался карантин. С этого времени парикмахерские и салоны красоты наряду с другими предприятиями потребсферы приостановили свою работу. В Краснодаре учреждения красоты смогли открыться с 23 мая.
Подпольная красота и режим экономии
Ключевой тенденцией в период пандемии стал уход бизнеса в серый сектор. По словам Дианы Приваловой, по итогам 2020 года больше половины представителей индустрии могут уйти в «подполье».
«Это такая отрасль, где легко оказывать услуги в домашних условиях. Я знаю несколько официальных салонов красоты, в которых мастера перевели работу на дом и не собираются выходить. Даже не собираются становиться самозанятыми. К сожалению, многие мастера не имеют финансовой грамотности, не понимают, что такое финансы, маржа. Поэтому они думают, что уйдя на дом, они получат больше, но на самом деле нет», — прокомментировала представитель отрасли.
Несмотря на то, что заведения смогли возобновить работу еще весной, спрос на услуги красоты по-прежнему не восстановился до докарантинного уровня. На это повлиял ряд факторов, в том числе и отмена массовых мероприятий. По оценке Дианы Приваловой, этого не произойдет и в ближайшее время.
За последние месяцы в бьюти-сфере снизилась и покупательская активность. Владелец барбершопов CHOP-CHOP в Краснодаре и Новороссийске Юрий Бирюков рассказал, клиенты стали меньше тратить денег на косметические средства, предпочитая продукцию масс-маркета. В их случае продажи снизились на 20%, а выручка за время пандемии — на 10-15%.
Тенденцию экономии на услугах красоты также подчеркивает основатель и главный врач клиники EsteticMania Юлия Никифорова. В частности, клиенты сократили число посещений и спектр услуг.
«Даже наши постоянные клиенты какими-то процедурами пренебрегают. Но основные они посещают, например, лазерную эпиляцию, инъекционные, уходовые процедуры. Можно сказать, что мы выплываем за счет наших постоянных клиентов и гибкой системы лояльности», — рассказала Юлия Никифорова.
Доходы компании за период пандемии сократились на 30%. Основной спад после возобновления работы пришелся на осень, когда клиенты стали чаще отменять или переносить записи из-за заболеваний.
Что поможет бьюти-сфере
86% предпринимателей в Краснодарском крае не воспользовались субсидией в виде кредита со ставкой в 2%. В числе причин участники исследования отметили риск не отдать кредит из-за низкой загруженности салонов, отсутствие оформленных сотрудников и сложности при получении. Основатель EsteticMania не стала обращаться за поддержкой, так как компания справлялась самостоятельно.
«Мы резко сократили расходы, притормозили с рекламой, какие-то не сильно нужные моменты убрали. Сейчас мы работает активнее, чем до карантина. Мы даже усилили штат сотрудников, сейчас штат в два раза больше, чем был до закрытия», — прокомментировала Юлия Никифорова.
По мнению участников опроса АПИК, сохранению и развитию бизнеса в 2021 году помогут послабления в налогообложении, контроль деятельности самозанятых (стандарты и безопасность), программа безвозмездных субсидий, а также продление единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которым в регионе пользуется 81% организаций.
«Сейчас была бы кстати поддержка в плане налогов. Отмена ЕНВД с 1 января сильно ударит по малому бизнесу в принципе, по нашей сфере тоже. Налоги вырастут в десятки раз. Уменьшение налогов значительно поможет сфере», — отметил Юрий Бирюков.
Представители индустрии отмечают, закрываются я в основном «молодые» предприятия, которые не успели сформировать подушку безопасности. Среди учреждений, оказывающих медицинские и косметологические услуги, может прекратить работу до 20%.
В отношении того, восстановится ли сегмент в 2021 году, эксперты дают разные оценки. Омбудсмен АПИК Диана Привалова считает, события текущего года заставят сферу трансформироваться в разных направлениях. Юрий Бирюков уверен, восстановления отрасли точно не произойдет.
«Я считаю, в следующем году будет очередное падение доходов, потому что цены на услуги в таких условиях поднимать не приемлемо. Будем смотреть, есть ли смысл дальше вести этот бизнес, или стоит переключиться на что-то другое», — поделился владелец барбершопов.