Туротрасль Кубани-2030: ставка на межсезонье, агротуризм и сильный бренд
Министерство курортов и туризма Краснодарского края начало общественное обсуждение Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030г. Она составлялась синхронно с разработкой «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года», которую готовит ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» — один из совладельцев оператора ведущих экономических форумов «Росконгресс».
Согласно текущей версии документа, турпоток на курорты Кубани за следующие 13 лет вырастет на более чем 4 млн человек – с 16 млн до 20 млн туристов. Если рост турпотока ожидается в 27%, то объем доходов увеличится почти в два раза – со 117 млрд руб. до 200 млрд рублей. Власти также ожидают трехкратного увеличения инвестиций в сектор – с 11,1 млрд руб. до 35 млрд рублей.
Достичь этих показателей позволит увеличение наполняемости курортов в межсезонье, отмечается в концепции. Привлечь туристов призваны интересные комплексные предложения в низкий сезон, горнолыжные курорты, экологические туры в горы. Также планируется делать ставку на бальнеологию и событийный туризм, а также агротуризм, в последнее время регулярно упоминаемый кубанскими властями .
Создатели концепции также полагают, что число отдыхающих увеличит активное продвижение туристического продукта. В качестве основных мер здесь названы работа с туроператорами, продвижение санаторных услуг и развитие бренда «Курорты Краснодарского края».
Пять китов...
Главной стратегической целью, описанной в документе, является создание «глобально конкурентоспособного всесезонного санаторно-курортного и туристского центра, лидера туристского рынка России, призванного обеспечить оздоровление населения».
Всего в концепции выделяется пять основных базовых секторов турдеятельности, на которые планируется делать ставку в регионе. Все они проецируются в стратегические цели, которые Кубань должна достичь в ближайшие 13 лет. В итоге Краснодарский край призван стать крупным центром по всем направлениям: пляжного, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, активного, делового и событийного видам туризма.
В стратегии также приводятся основные преимущества региона, среди которых выделены высокая потенциальная рекреационная емкость территории, разнообразие видов отдыха, наличие трудовых ресурсов, транспортная доступность и благоприятный инвестиционный климат.
К конкурентным преимуществам также отнесены наличие бренда Сочи, опыт реализации крупных проектов, местные традиции, гостеприимство и политкультурность населения.
...и много черепах
Не забыто в концепции и то, что мешает развитию отрасли. Одной из основных проблем называется недостаточная конкурентоспособность на глобальном рынке. Многие туристы предпочитают пляжный отдых в других странах, как из-за большей продолжительности сезона, так и из-за транспортных расходов – проезд до курортов Краснодарского края из других регионов может составлять до 70% трат на отдых.
Кроме того, среди негативных моментов отмечаются недостатки продвижения и отсутствие комплексного продукта, а также большой процент неорганизованного сектора. Отдельно выделяются ограничения, связанные с инфраструктурой – от низкой транспортной связанности территорий до недостаточного количества морского транспорта.
Также в стратегии подчеркивается, что в пик сезона на Черноморском побережье не хватает пляжей, а возможности освоения береговой линии ограничены.
Мнение экспертов
Кубани требуется работать над качеством услуг, улучшать сервис и быть гибкими в ценах и предложениях, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, в 2017г. интерес туристов к курортам Краснодарского края сохранится, но укрепление рубля может снизить поток отдыхающих.
«Ослабление иностранной валюты при прочих вводных делает зарубежные поездки все более выгодными для россиян, и именно по этой причине Кубань может лишиться части туристов. Речь идет даже не о доступных прежде Турции, Египте и Тунисе. На фоне снижения евро потребителю по карману отдохнуть в Испании или Италии. Сравнения с этими курортами Краснодарскому краю пока не выдержать ни в плане сервиса, ни в плане соотношения цены/качества», - поясняет эксперт.
Возможности развития Черноморского побережья во многом ограничены наличием железной дороги у береговой линии и географическими особенностями, считает директор офиса Pegas Touristiс в Краснодаре Виталий Пучко.
«Скалистая местность осложняет освоение новых территорий. Строить гостиницы дорого и сложно, увеличить количество мест в разы проблематично. В этом плане Крым будет интереснее – там есть большие возможности для строительства новых гостиниц, свободные территории», – отмечает он.
По словам эксперта, еще одной проблемой является короткий сезон. «Качественно принимать туристов мы можем с июня и по конец сентября, и то, если позволит погода. Отелю надо построить инфраструктуру, создать нормальный сервис «все включено». То, что есть у нас, по уровню не дотягивает до Турции. А она рядом, перелет стоит недорого. И стоимость продукта по ряду причин нам не удастся сделать дешевле – у нас дороже все, начиная с продуктов», – пояснил Пучко.
Развитие альтернативных видов туризма, в частности, винного и сельского, упирается в инфраструктуру.
«Никто не поедет на Кубань просто посмотреть, как выращиваются томаты или производится вино. Туроператоры уже предлагают подобные экскурсии, но это может быть только дополнением к основной поездке. Чтобы говорить об альтернативном туризме, следует сначала развить традиционный – решить проблему с дорогами, улучшить сервис, обустроить кемпинги. Например, автотуризм, который очень популярен в Европе, находится у нас на очень низком уровне из-за отсутствия нужной инфраструктуры», - рассказывает директор офиса Pegas Touristiс в Краснодаре.