Власти РФ назвали Тамань потенциальным портом для перевалки опасной химии
Минпромторг РФ назвал морской порт Тамань одной из «наиболее вероятных» локаций для строительства хранилищ для аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия. Морпорт может получить разрешение на строительство специализированной инфраструктуры. Об этом пишет РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Кроме Тамани соответствующие разрешения могут получить порты Усть-Луга и Восточный.
По оценкам Минпромторга, на территории России «фактически отсутствует портовая инфраструктура» для перевалки опасных химических грузов, ее дефицит составляет порядка 6 млн т. ежегодно.
По оценке комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, потери экспортной выручки российских компаний составляют 100 млрд руб., что соответствует порядка 5 млрд руб. налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Напомним, в октябре Госдума одобрила в первом чтении законопроект о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии. Дата второго чтения еще не назначена.
Проект закона был разработан Минпромторгом. Ведомство предложило внести поправки в закон об экологической экспертизе и закон об охране окружающей среды, Градостроительный кодекс и Водный кодекс с тем, чтобы вывести аммиак, метанол, аммиачную селитру и нитрат калия из-под запрета на размещение в водоохранных зонах в морских портах.
Согласно инициативе, их можно будет хранить на специализированных терминалах в портах, но за пределами границ прибрежных защитных полос. Согласно Водному кодексу РФ, ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м, а прибрежной защитной полосы — от 30 до 50 м в зависимости от уклона берега. Где финально будут размещаться подобные терминалы, должно определяться соответствующим распоряжением правительства.
«При размещении хранилищ необходимо соблюдение требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде, а проектная документация на строительство должна будет пройти государственную экологическую экспертизу федерального уровня», — подчеркнули в пресс-службе Минпромторга.
Как отмечают в ведомстве, отсутствие запретов на размещение в морских портах спецхранилищ соответствует общемировой практике. Их хранение на территории морских портов в непосредственной близости от береговой линии обеспечивает минимизацию рисков влияния на окружающую среду при перевалке. Отсутствие дополнительных операций по перегрузке позволяет сохранять качество продукции и минимизировать расходы и время, затрачиваемые на перевалку.
Как сообщал РБК Краснодар, в августе 2022 года стало известно, что ПАО «ТОАЗ» («Тольяттиазот») планирует построить до 2025 года перевалочный комплекс в порту Тамань. Объем инвестиций составит 40 млрд рублей. Соответсвующее трехстороннее соглашение подписали губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, глава Темрюкского района Федор Бабенков и гендиректор «Тольяттиазот» Анатолий Шаблинский.
Директорат«ОКХ «Уралхим» сообщал, что перевалочный комплекс планируют запустить в три этапа — с декабря 2023 года, еще через 2-3 года предприятие выйдет на проектную мощность. Тогда же говорилось, что на терминале собираются использовать самые современные технологии, средства безопасности и автоматизации.