Турист «прибывает»: рестораторы Дона и Кубани - об итогах зимних каникул
В период новогодних праздников в столичных кафе и ресторанах наблюдался повышенный спрос, благодаря росту турпотока, сообщает «Коммерсантъ». Поток гостей из регионов в Москву и Санкт-Петербург в период зимних праздников вырос на 25–30%, обеспечив рост трафика заведениям общепита. Количество заказов увеличилось на 4%, а выручка стала рекордной.
Рестораторы Ростовской области и Краснодарского края также отмечают восстановление спроса на услуги общепита. Трафик в кафе и рестораны вырос в новогодний период на 8-15%. В Ростове гостями местных заведений становились и транзитные туристы, направляющиеся в соседние регионы на отдых и даже военные. На Кубани обильные снегопады привлекли гостей на горнолыжные курорты, обеспечив работой местные рестораны.
Дон транзитный
В Ростове-на-Дону, по словам экспертов, «люди радостно тратили деньги на праздник». По оценке управляющего ресторана «Море Фишка», члена Федерации рестораторов и отельеров Ростовской области (ФРиО РО) Антона Лесового, трафик в корпоративный период в донских заведениях вырос приблизительно на 30%.
«Туристов в нашем случае было не много. В большей степени это были люди, которые попали в Ростов проездом на пути в горы и останавливались в городе на день-два. А вот военных добавилось прилично, причем из разных уголков страны», — говорит ресторатор.
Часть выручки ростовским ресторанам обеспечил возросший спрос на корпоративы — он вырос на 15%. Увеличилось количество компаний, которые проводили праздничные мероприятия для своих сотрудников, говорит Антон Лесовой.
«А вот трафик в период новогодних каникул снизился, многие гости уехали поближе к снегу. Доставка стала активнее работать, самый пик был 31 декабря. Прирост выручки в период новогодних праздников у нас составил 30%», — рассказал ресторатор.
Слова Лесового подтверждает и управляющий партнер, совладелец проектов «Магадан», «Эрти», «Бурка», «Хинкали и Эклеры», член Федерации рестораторов и отельеров Ростовской области (ФРиО РО) Гаджи Зулумханов. По его оценке, трафик вырос значительно. Многие гости ресторанов рассказывали о том, что в Ростове они проездом.
«В декабре выручка наших предприятий увеличилась относительно аналогичного периода прошлого года на 35%, а в январе — на 30%. Количество корпоративов выросло, на мой взгляд, в два раза по сравнению с прошлым годом. Люди предпочитают отмечать праздники меньшими компаниями», — поделился ресторатор.
По словам Зулумханова, средний чек в заведениях общепита Ростова вырос не за счет увеличения продаж, а из-за общего повышения цен.
«Продукты выросли в цене в среднем на 30-50%, а некоторые — и на все 100%. Также мы поменяли структуру меню и ввели в меню небольшие блюда (закуски, десерты) которые можно заказать после основного приема пищи, это позволило увеличить средний чек и среднее количество позиций в чеке», — рассказал Зулумханов.
Совладелец ростовских баров Jungle и «Авантюры» Дмитрий Усачев считает, что на трафик донских заведений путешественники не оказали существенного влияния
«Не могу сказать, насколько на трафик повлияли приезжие туристы, скорее это какие-нибудь «возвращенцы», которые прибыли в родной Ростов из Москвы или других городов на новогодние каникулы к родителям и друзьям. На мой взгляд, Ростов — не лучшее место для туризма в период зимних праздников. Никакого новогоднего настроения из-за дождей и грязи ни у кого здесь нет. Поток гостей и выручка в абсолютных выражениях остались на том же уровне, что и в прошлом году. Прирост выручки наблюдается, но он обусловлен ростом цен на продукты и ростом других расходов. Не просели — и на том спасибо, остались на том же уровне при повышении цен. Это тоже хорошо», — рассказал Дмитрий Усачев.
Бизнес-аналитик, эксперт рынка Horeca Денис Завалишин сообщил, что заведения сетей общественного питания отмечают рост гостевого потока на 5-8% в период новогодних праздников. Количество заказов увеличилось на 8-10% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В основном игроки говорят об увеличении выручки на 15 -22%.
«Особо отмечу ситуацию по Таганрогу, где, по оценкам коллег, туропоток увеличился в 2 раза в 2023 году — с 200 тыс. до 450-470 тыс. человек. Предприятия, которые работают в Таганроге, напрямую подтверждают эту тенденцию. Туристы посещают кафе и рестораны города в будние дни, в дневное время. В вечернее время предприятия посещает постоянная публика. Некоторые игроки фиксируют прирост по трафику в заведениях до 20-25% благодаря гостям города из Москвы и Санкт-Петербурга», — говорит Денис Завалишин.
Владельцы авторских гастрономических заведений Ростова, популярных среди туристов, сообщают о росте трафика на 15-18%. Доля посещений иногородними туристами в этом сегменте значительная, но выручка не отличается кардинально от прошлогоднего уровня в виду всесезонной популярности авторских ресторанов Ростова среди горожан и гостей донской столицы. Эксперт также отмечает возросший интерес ростовчан к корпоративам.
«Прошлый 2023 год стал временем, когда мы еще уходили от ограничений, и объем корпоративных мероприятий был очень скромный. Разные события политические не давали особенно веселиться. В начале 2024 года не только в Ростове, но и в целом по России количество корпоративных мероприятий значительно увеличилось, и выручка в период корпоративных мероприятий (это третья декада — с 20 по 29 число) также выросла. Люди с огромным удовольствием расставались с деньгами на праздники. В Ростове в этот период некоторые предприятия фиксируют рост выручки до 45% по отношению к аналогичному периоду 2023 года», — пояснил Денис Завалишин.
На Кубани распогодилось
Руководитель ресторана «Байкал» в Сочи и ресторана «Модус» на курорте «Роза Хутор» Марина Карелина пояснила, что на турпоток в регионе сильно влияют погодные условия.
«Выручка по нашему ресторану «Модус» увеличилась на 10% по сравнению с прошлым годом в период новогодних праздников. На это повлияла хорошая погода, потому что в прошлом году снега не было, мало людей приезжало кататься на курорт в январе. Доставка у нас увеличилась на 30%. Помимо хорошей погоды, повлияло то, что у нас правильно выбранный сегмент для доставки. Мы привозим роллы и пиццу для людей, которые проживают в апартаментах поблизости. В «Модусе» средний чек вырос на 3%», — рассказала Марина Карелина.
При этом, по словам собеседницы, в другом заведении компании — ресторане «Байкал» в Олимпийском парке — существенного притока гостей не было зафиксировано.
«Отчасти так произошло потому, что у нас здесь по-прежнему идут активно стройки. Мы какое-то время стояли внутри заборов. Мы стоим рядом с Академией Единоборств, в самом центре Олимпийского парка. И здесь нет никакого трафика, только гости, которые целенаправленно приезжают в наш ресторан. Для нас по-прежнему главная локация в сезон после Нового года — это «Роза Хутор». «Сириус» здесь, конечно, проседает, потому что после праздников все гости улетают», — пояснила Марина Карелина.
Она также отметила, что количество новогодних корпоративов, которые ранее проходили «Байкале», сократилось. Часть федеральных структур в этом году отказалась от мероприятий. Количество частных корпоративов выросло на 15%, но крупные клиенты все равно не обеспечили ожидаемой выручки.
Операционный управляющий ресторана «Мамай Кале» в Сочи Анна Лопачева отметила рост посещаемости на 15%.
«Для нас это максимальные возможности по принятию количества гостей, исходя из мощности нашей кухни, мощности операционных процессов. То есть для нашего ресторана мы приняли то, что мы можем по максимуму, столько, сколько есть», — рассказала Анна Лопачева.
Управляющий краснодарского ресторана La Villa Verde Иван Мандрик рассказал, что в минувшие новогодние каникулы средний чек в заведении вырос на 15%. Стоимость корпоративов увеличилась на 30%. Однако количество посещений ресторана значительно не выросло.
Прирост гостей у расположенной в Геленджике винодельни «Шато де Талю» в новогодние праздники составил 45% относительного аналогичного периода прошлого года. Наиболее популярной локацией стал ресторан русско-французской кухни — его посетили 1,3 тыс. человек. Второе место по популярности заняли экскурсии по производству и виноградникам — 1, 1 тыс. гостей.
Культпрограмма для туриста
Наибольший трафик в городах Юга сосредоточен в центральных районах. Такую тенденцию отмечает Дмитрий Усачев.
«Я думаю, все заведения, расположенные в районах с насыщенным пешеходным трафиком, особенно улицы Пушкинская и Садовая в Ростове, были заполнены в новогодние праздники. Люди с удовольствием посещали свои любимые локации, даже 1 и 2 января, когда, казалось бы, не имеет смысла работать. Но мы конкретно работаем всегда, потомуу что знаем, что наши гости к нам придут», — рассказал Усачев.
В Ростове заработать в праздничный период удалось также и заведениям, расположенным в спальных районах, рассказал Денис Завалишин.
«В Ростове рестораторы и сетевики также отмечают, что предприятия, расположенные в центре города, в меньшей степени приносили выручку в минувшие новогодние праздник, чем объекты в спальных районах. То есть люди неохотно уезжали далеко от дома в центр и спокойно ходили в аналогичные заведения в своих районах. Особенно эта тенденция проявилась в Северном жилом массиве и на Западном», — поделился эксперт.
Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров Ростовской области (ФРиО РО), член Экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей РО и генеральный директор гостинично-ресторанного комплекса «Европа» Карина Шатворян считает, что помочь Ростову привлечь новую аудиторию могут новые предложения в сфере развлечений. Собеседница убеждена, что даже если гости будут планировать короткий отдых в Ростове по пути на Черноморское побережье, то новые предложения все равно привлекут внимание к донской столице.
«Вся история города и региона пронизана интересными темами. Это и купечество, и казачество. Наш город — единственный в России объединяет две культурные столицы — Нахичевань и Ростов с их многонациональными диаспорами. Есть масса поводов рассказать о таком регионе. Ростовские предприниматели настроены оптимистично, и готовы участвовать во всех проектах, связанных с туристической деятельностью. Так, в этом году у нас в планах запуск проекта «Старые улочки Ростова». Он свяжет в единый маршрут гастро-ремесленную ярмарку, главную площадь Советов, городской сад, администрацию города, собор, музей Ростова и другие красивейшие места региональной столицы. Прогулки будут сопровождать ростовские гиды, которые расскажут туристам об истории и культуре города. Уверена, что многие захотят снова к нам приехать, чтобы великолепно провести уикенд в нашем регионе», — рассказала Карина Шатворян.
Интерес к новым направлениям туризма отмечают и игроки отрасли в Краснодарском крае.
«Даже в условиях отсутствующей логистики и закрытого аэропорта мы наблюдаем повышенный интерес к нашей винодельне и к энотуризму в целом. Многим гостям уже не интересно просто посетить виноградники и сделать красивые фото. Они ищут новые вкусы и сочетания, широкий спектр эмоций и впечатлений, новые знания в области винной культуры и гастросочетаний, — рассказал руководитель ресторанно-дегустационного комплекса «Шато де Талю» Александр Константинов.
Денис Завалишин отмечает, что как для Ростовской области, так и для Черноморского побережья, по оценкам игроков рынка, характерно изменение в структуре турпотока — доля платежеспособных туристов выросла.