ВС РФ рассмотрит спор «Фанагории» с таможней Краснодара из-за сувениров
Верховный суд РФ рассмотрит спор ОАО «Агропромышленная фирма «Фанагория» с Краснодарской таможней. Он возник из-за того, что таможня включила в стоимость ввезенной из-за рубежа брендированной продукции (винных пробок, штопоров, бокалов) лицензионный платеж за товарный знак (роялти), который компания выплачивает кипрскому правообладателю знака. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Так, правообладателем торгового знака FANAGORIA является кипрская FANAGORIA Ltd, получающая с марта 2016 года от общества роялти.
«Проверяя очередную партию товаров, Краснодарская таможня в январе 2022 года решила, что в их таможенную стоимость нужно включить €8,2 млн роялти, уплаченного в пользу кипрского правообладателя, и удержанные с платежа 113,5 млн руб. НДС», — сообщает издание.
Пробки для бутылок и сувенирную продукцию в виде бокалов, штопоров и декантеров, маркированные знаком компании «Фанагория», заказывают по внешнеторговым контрактам в разных странах, включая Гонконг, Францию, Италию, а затем ввозят в РФ. Проверка партии января 2022 года повлекла доначисление таможенных платежей, которые не указаны в судебных актах. По оценке юриста практики таможенного права и ВЭД Taxology Дениса Сидоренкова, сумма может составить 200 млн руб. исходя из курса евро в рассматриваемый период и из допущения, что превалирующий объем импорта приходится на корковую пробку.
При этом «Фанагория» оспорила решение таможни, а Арбитражный суд Кубани отклонил иск, поясняя, что по ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС лицензионные платежи включают в таможенную стоимость, если они связаны с ввозимыми брендированными товарами и являются условием их продажи. По данным решения суда, ввезенные товары использовались при производстве вина и способствовали маркетинговому продвижению и рекламе бренда компании, как и продаже продукции. В итоге суд признал товарный знак «неотъемлемой составной частью готовой продукции».
Апелляционный и кассационный суды отменили решение таможни, руководствуясь тем, что в марте 2016 года роялти был фиксированным, а с декабря 2016 года платеж рассчитывается по 0,15 долларов с каждого литра произведенной продукции под этим брендом, сообщается в судебных актах. В судах объясняют, что готовой продукцией является алкогольный напиток, упакованный в тару, а не пробка или сувениры, а наличие знака на пробке не влияет на размер лицензионных платежей и стоимость конечной продукции. Более того, знак на пробке не виден для потребителя до открытия бутылки. При этом в контрактах право продажи товаров не ставится под условие уплаты роялти, следовательно, лицензионный платеж не является частью цены и не включается в нее и НДС.
По мнению таможни Краснодара, лицензионные платежи напрямую относятся к импортируемой продукции из-за маркировки товарным знаком, а по условиям лицензионного договора кипрский правообладатель может проводить контроль качества товаров и требовать устранения нарушений. Поэтому ведомство подало жалобу в Верховный суд — ввоз и использование брендированных пробок является «обязательным условием для дальнейшей продажи алкогольной продукции», а без уплаты роялти компания не смогла бы приобрести пробки и сувенирную продукцию, в целом производить и продавать товары под данным брендом.
В жалобе говорится, что НДС относится не к ввозу товаров, а к роялти, поэтому тоже включается в таможенную стоимость. По этим доводам дело передали в экономколлегию Верховного суда, слушание назначено на 15 мая 2024 года.
«Наша компания уверена в компетенции судей ВС, которые смогут разобраться во всех нюансах непростого спора», — сообщили изданию в «Фанагории».
В компании добавили, что «регистрация и бюджет в международной юрисдикции» необходимы для выхода на мировой рынок. Как уточняет «Фанагория», после того как вина России попали под санкции, поставки продукции были полностью заблокированы. Поэтому товарные знаки виноделен переведены в РФ.
Сидоренков уточнил, что Верховный суд не рассматривал аналогичных дел, но в спорах по роялти суд занимал сторону таможни, но исходя из статистики, в 2023 году экономколлегия ВС отменяла или изменяла решения нижестоящих судов в 97,8% случаев.
По данным СПАРК ОАО «АПФ Фанагория» было зарегистрировано в 1996 году в поселке Сенном Темрюкского района Краснодарского края. Основной вид деятельности — производство вина из винограда. Генеральным директором является Петр Романишин. Чистая прибыль компании за 2023 год составила 1 млрд руб.