Аграрии юга намерены возродить промышленные посевы клещевины
Фермер из Ставропольского края Александр Сериков в этом году заложил экспериментальные посевы клещевины и намерен в дальнейшем расширять объемы культивирования данной технической культуры. Об этом он сообщил РБК Ростов.
Возделывание используемого в авиапроме и медицине растения фактически прекратилось в южных регионах в 90-х годах прошлого века, в настоящее время интерес к ней у аграриев устойчиво растет из-за высокой рентабельности, отмечают эксперты.
По словам Александра Серикова, экспериментальные посевы заложены в Благодарненском районе Ставрополья на площади в несколько гектар. С каждого он планирует получить 1,8-1,9 тонн клещевины.
Из-за отсутствия специальной техники убирать культуру придется вручную. Часть урожая будет использоваться как семенной материал, а остальное — отправляться на переработку клиентам, занимающимся производством касторового масла. В дальнейшем фермер намерен увеличивать посевные площади.
В настоящее время стоимость тонны клещевины на рынке превышает 70 тыс. руб., при этом урожайность культуры может достигать 3 тонны на га, сообщил РБК Ростов профессор кафедры растениеводства и садоводства Донского ГАУ Константин Пимонов.
«Важно то, что ставропольский фермер показал хорошие результаты по урожаю в условиях технологии No-Till, которая требует значительно меньших затрат работы и горючего по сравнению с традиционными методами земледелия», — отметил он.
По словам Константина Пимонова, интерес к клещевине проявляют и крупные игроки агрорынка, в том числе кубанские хозяйства, подконтрольные компании «Мартин» — производителю семечек, кукурузы и прочих снеков под одноименным брендом. Получить комментарии в компании на момент выхода материала не удалось.
В советское время клещевина как техническая культура выращивалась на юге страны в промышленных масштабах, в том числе на Дону — в Азовском и Аксайском районах. Лидером в Ростовской области по производству клещевины была птицефабрика «Новобатайская».
«Масло семян клещевины характеризуется высокой вязкостью и низкой температурой застывания, благодаря этому активно применялось как смазочное масло в авиационной промышленности. С 1992 года востребованность культуры со стороны отечественного авиапрома снизилась, стала использоваться, преимущественно, импортная авиатехника, смазочные и расходные материалы», — говорит Константин Пимонов.
До последнего времени возделыванием клещевины в промышленных целях агрохозяйства на юге России не занимались. В Ростовской области в начале 2000-х эту культуру пытались практиковать некоторые предприятия, в частности, ТНВ «Аксайская земля», однако посчитали проект экономически невыгодным. Выращиванием экспериментальных образцов и поддержанием сортового состава культуры сейчас занимаются только представители ВНИИ масличных культур (Краснодарский край).
Одной из сложностей, с которыми столкнутся производители клещевины в новых условиях, является отсутствие специальной уборочной техники.
«Ранее эту культуру молотили специальными комбайнами, при уборке соблюдалась определенная технология, чтобы не повредить маслосодержащие семена. Были оборудованные «Нивы», за которыми хозяйства выстраивались в очередь. Сейчас на рынке подобной техники нет, нужно создавать что-то новое», — говорит ученый.
Несмотря на это, эксперт считает возделывание масличных сортов клещевины в современных условиях экономически выгодным и рентабельным.
«Из семян клещевины производится касторовое масло, которое используется в медицине и, в том числе, активно идет на экспорт. При возрождении авиапромышленности востребованность культуры возрастет в разы», — говорит он.
Как сообщал РБК, в рамках комплексной программы развития авиационной отрасли России к 2031 году планируется выпустить около 1 тыс. воздушных судов, включая набольшие региональные самолеты «Байкал» и «Ладога», а также магистральные Ил-114-300, Ил-96-300, SSJ-100 и МС-21-310.