ЮФУ: новая система образования — шаг к высокому уровню подготовки кадров
Переход к новой модели высшего образования, запланированный с 2026 года во всех российских вузах, может стать важным шагом к решению существующих задач по подготовке кадров для современной экономики. Однако для этого в образовательном процессе необходимо предусмотреть ряд изменений, которые будут учитывать актуальные потребности рынка. Такое мнение высказала РБК Ростов президент Южного федерального университета и председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская.
На новую систему высшего образования все российские вузы перейдут с 1 сентября 2026 года. Согласно планам, вузы откажутся от бакалавриата и перейдут на систему с базовым высшим образованием, после которого можно продолжить учебу на специализированном уровне, ранее — магистратуре или ординатуре. На данный момент новая система в пилотном режиме действует в шести российских университетах.
«Действующая болонская система образования в российских вузах, безусловно, имеет свои плюсы, такие как возможность получения дипломов, признаваемых за границей, и более гибкие формы обучения. Однако при ее реализации обнаруживается ряд серьезных проблем, которые затрудняют подготовку кадров для различных отраслей экономики», — сказала Марина Боровская.
По ее словам, среди основных проблем действующей системы — фокус на теории, при котором система часто акцентирует внимание на теоретических знаниях, что не всегда соответствует потребностям рынка труда, где требуются практические навыки. Кроме того, является недостаточной интеграция с работодателями: вузы часто не сотрудничают с предприятиями, что приводит к несоответствию учебных программ актуальным требованиям отрасли. По мнению президента ЮФУ, довольно медленно происходят изменения в образовательных программах, что не позволяет оперативно реагировать на изменения в экономике и технологиях.
Боровская отметила, что новая образовательная модель может стать ответом на новые вызовы, стоящие перед российскими вузами в части подготовки кадров для современной экономики. При этом в образовательном процессе должен произойти ряд изменений, в частности, обучение должно стать еще более практико-ориентированным.
«Увеличение доли практических занятий и стажировок в учебных планах позволит студентам лучше подготовиться к реальным условиям работы», — пояснила она.
Также, по ее словам, важно развивать сотрудничество с индустрией, наладить партнерство между вузами и компаниями для разработки учебных программ, которые будут учитывать актуальные потребности рынка.
Кроме того, новая модель должна предусматривать гибкость образовательных траекторий, введение индивидуализированных образовательных маршрутов, которое позволит студентам выбирать курсы и направления, соответствующие их интересам и карьерным целям.
Наконец, более широкое развитие должны получить инновационные методы обучения — по словам Марины Боровской, использование современных технологий, таких как онлайн-обучение и смешанные форматы, поможет сделать образование более доступным и адаптивным.
«Таким образом, новая образовательная модель имеет потенциал для решения существующих проблем, но ее успех будет зависеть от готовности вузов к изменениям и активного взаимодействия с работодателями», — заключила Боровская.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен