Маркетплейсы заявили о росте оборота селлеров на юге России на 30-50%
Ведущие игроки рынка электронной коммерции заявили о росте оборота и аудитории на юге России, а также масштабов присутствия на своих платформах местных производителей и селлеров. В расчете на активность жителей Южного федерального округа в сфере онлайн-шопинга маркетплейсы собираются нарастить в этом году число пунктов выдачи заказов в 1,5-2 раза. Экспансия маркетплейсов в регионы в ближайшие годы продолжится, однако темпы ее могут замедлиться после вступления в силу закона о платформенной экономике, считают эксперты.
По данным Ozon, почти каждый второй житель юга делает онлайн-покупки, а Ростовская область входит в топ-5 по объему заказов на платформе. Услугами сайта объявлений «Авито» в Краснодарском крае пользуются 57% населения, в Ростовской области — 45%, на Ставрополье — 35%.
«В Москве и Санкт-Петербурге традиционно процент пользователей онлайн-платформ выше (78% и 89% соответственно), но в целом активность жителей юга России сопоставима с показателями в других крупных регионах страны. Например, в Республике Татарстан он составляет 50%, в Свердловской области — 49%, в Республике Башкортостан — 36%», — рассказал представитель компании.
Успешно развивается на юге и специализированный проект Россельхозбанка — платформа, где представлены товары для сельского хозяйства. Руководитель IT-проекта Денис Середенко поделился с РБК Краснодар, что за год объем сделок на аграрном маркетплейсе вырос практически вдвое.
Пункты выдачи: синхронный рост
Неотъемлемым элементом электронной коммерции являются пункты выдачи заказов (ПВЗ). Здесь ведущие игроки также действуют синхронно.
«Компания инвестирует в развитие сети пунктов выдачи. Например, четверть из 2,5 тыс. действующих объектов в донском регионе расположены в населенных пунктах, где проживает до 30 тыс. человек. В целом на Юге почти половина из 14,6 тыс. точек продаж расположены в небольших населенных пунктах», — объяснил директор по работе с региональными и зарубежными органами государственной власти Ozon Владимир Гончаревич.
На начало 2025 года число ПВЗ Wildberries в Ростовской области составляло 1,5 тыс., при этом на конец предшествующего полугодия их было на 46% меньше. В Краснодарском крае компания располагает 2,5 тыс. пунктов (рост на 49% к июню 2024 года), а в Ставропольском крае — 1,3 тыс. пунктов (рост на 62%).
«Развитие сети пунктов выдачи — одна из приоритетных задач Wildberries. Мы всегда стараемся поддерживать высокие темпы открытия ПВЗ и за 2024 год увеличили общее количество пунктов выдачи на 50%», — отметили в компании.
В настоящее время наиболее активно наращивает свое присутствие в регионах «Авито». В ЮФО открыто почти 250 пунктов выдачи заказов собственной сети Avito Branded Delivery — брендированных ПВЗ с возможностью примерки.
«До конца года планируем запустить свыше 300 новых пунктов на юге России: более 130 — в Краснодарском крае, почти 130 — в Ростовской области и свыше 50 в Ставропольском крае», — пояснили в «Авито».
Региональный интерес: подгузники и каркасные бассейны
По данным Ozon, в число наиболее популярных потребительских товаров, приобретаемых на юге через онлайн-платформу, входят бытовая химия, товары для красоты, здоровья, строительства, а также зоотовары.
В Wildberries самыми популярными категориями потребительских товаров среди южан называют одежду и обувь, товары для красоты, белье, бытовую технику, продукты, текстиль для дома, посуду и спортивный инвентарь — все они показали двузначные цифры роста в этом году.
При этом у регионов есть и своя определенная специфика. Например, по заказам среди конкретных товаров в Краснодарском крае лидируют кератиновая маска для волос и влажные детские салфетки с пантенолом. В ТОП-10 товаров по обороту также вошли ортопедические матрасы и аэрогрили. В Ростовской области, помимо традиционных масок для волос, подгузников и салфеток, большим спросом пользуется также энзимная пудра для лица и кислородный отбеливатель. В Ставропольском крае в этом году в топе продаж находятся каркасные бассейны и узкие стиральные машины.
Достать товар с витрины
Среди тенденций последнего года маркетплейсы отмечают активность на онлайн-площадках локальных продавцов. Так, по словам руководителя аграрного IT-проекта Россельхозбанка Дениса Середенко, в 2024 году количество представленных на платформе южнороссийских фермеров и агропредприятий увеличилось на 10% — свои товары на маркетплейсе разместили более 300 новых участников. В 2025 году он ожидает увеличения товарного ассортимента за счет новых продавцов также не менее чем на 10%.
Wildberries и Ozon продвигают локальных производителей и узнаваемость местных брендов с помощью региональных витрин в разделе с товарами «Сделано в России». В результате, оборот компаний Ростовской области на Ozon вырос на 32% в первом полугодии 2025 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 28 млрд руб. В настоящее время с маркетплейсом сотрудничают больше 11,5 тыс. донских предпринимателей, 90% которых представляют малый и средний бизнес. Оборот кубанских партнеров платформы за последний год вырос в 1,5 раза и превысил 33 млрд руб.
«Мы понимаем необходимость поддержки российских производителей в регионах. В прошлом году Wildberries запустил раздел «Сделано в России», сейчас на платформе собраны локальные бренды из 60 регионов, включая Ростовскую область, Кубань и Ставрополье», — говорит представитель компании.
Обороты селлеров Wildberries из Краснодарского края в первом полугодии 2025 года выросли на 38%, в Ростовской области — на 31%, в Ставропольском крае — на 28%.
В краткосрочной перспективе (2-3 года) активность маркетплейсов в регионах продолжится, но уже замедляющимися темпами, полагает аналитик ФГ «Финам» Магомед Магомедов.
«До насыщения рынка еще далеко, особенно в малых городах и населенных пунктах. Здесь проникновение e-commerce пока ниже среднего по стране, спрос на онлайн-покупки растет быстрее, вслед за развитием логистики и улучшением сервисов доставки», — отметил он.
Вместе с тем, по мнению Магомедова, на активность крупнейших игроков рынка будет влиять закон о платформенной экономике, который принят Госдумой и вступит в силу осенью 2026 года.
«Вероятно, крупнейшие игроки (Ozon, WB, Сбермаркет) смогут подготовить внутренние комплаенс-процессы к этому времени, давление на рост числа селлеров на площадках закон будет оказывать. С одной стороны, он дает поддержку продавцам при возникновении спорных ситуаций, которые до этого могли заканчиваться безапелляционными штрафами и банами. С другой стороны, расходы на комплаенс, маркетплейсы, скорее всего, переложат также на селлеров. Наверняка увеличатся комиссии для продавцов, что может заставить часть региональных предпринимателей искать альтернативные каналы продаж», — заключил эксперт.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен