Артем Полторанин: «Онлайн-магазин — это решение проблем малого бизнеса»
Компания ReadyScript, созданная в Краснодаре в 2011 году, разрабатывает специализированные интернет-решения для интернет-магазинов с сопровождающей документацией и последующей поддержкой.
Как небольшой региональной IT-компании удалось выйти на федеральный рынок, который считают давно поделенным между крупными игроками?
- Мы никогда не были простой региональной компанией. С самых первых дней работы мы ориентировались именно на российский рынок. У нас не было никакой географической привязки, потому что программный продукт нужно продавать еще шире, чем на федеральном уровне — ориентируясь в перспективе на международный уровень.
Но, конечно, первыми клиентами у нас были именно краснодарские компании. Например, «Автобутик», который поверил в нас и заказал у нас сразу два сайта. А потом появились и другие клиенты.
Приобрести наши продукты и получить техподдержку могут заказчики со всей России. Примерно год назад мы открыли новую партнерскую программу, чтобы больше распространиться географически. И сейчас нас есть около 10 представительств в разных городах.
Тяжело строить такие проекты именно в Краснодаре? Почему, например, не в Москве?
- С одной стороны тяжело. Если бы мы были в Москве, то могли бы чаще присутствовать на каких-то отраслевых мероприятиях. В Краснодаре их практически нет, у нас проводятся лишь небольшие встречи, мероприятия не такие статусные.
В Москве мы бы использовали гораздо больше ресурсов. Но благодаря тому, что Интернет не имеет границ, мы пока рекламируемся через Сеть. Кроме того, скоро мы планируем начать проводить семинары, чтобы вести живое общение с нашими клиентами и партнерами.
Но мы живем в Краснодаре, здесь работает вся команда. Мы целенаправленно не хотели ехать в Москву или другие города — так вопрос вообще не стоял. Отправляться куда-то ради того, чтобы запускать проект? Его можно запустить из любой точки земного шара. Вопрос в том, как правильно потом построить маркетинг, имея те инструменты, которые есть под рукой. В будущем нам просто, наверно, надо будет чаще посещать крупные отраслевые мероприятия в Москве. Но это не означает, что мы должны там присутствовать постоянно.
Как вы считаете, может ли Краснодар, благодаря своему климату, географическому положению и удобству жизни, стать центром притяжения для IT-отрасли России? Своего рода Кремниевой долиной.
- Сможет, но для этого нужно больше IT-компаний, которые бы создавали этот климат. Пока их недостаточно. И нужны какие-то особые условия для их притяжения – налоговые льготы, например.
В чем преимущества вашего продукта ReadyScript и что его отличает от других?
- ReadyScript зарождался в 2011 году. Тогда была вообще плачевная ситуация: продукты были устаревшими, а технологии шагнули далеко вперед. И мы подавали наш сервис как некий сверхновый продукт. В первую очередь, его преимуществами заключаются в удобстве для пользователя: очень простое управление и широкий набор функций для создания эффективной площадки для онлайн-торговли с понятным интерфейсом.
Кроме того, наше программное обеспечение позволяет масштабировать проект до масштабов мировых интернет-магазинов. Также у нас очень большой набор модулей в базовой комплектации, что очень нравится нашим пользователям. Если наши конкуренты создают очень скудную базу, а все остальные опции продают за дополнительные деньги, то мы придерживаемся другой политики: у нас очень богатая функциональность базового пакета, мы продаем отдельно только самые изощренные дополнения.
Также у нас самая гибкая система лицензирования. Можно купить как коробочную лицензию помесячно, так и бессрочную. Есть и облачные ресурсы. У нас очень гибкие условия для бизнеса. Самый дешевый тариф начинается от 300 рублей в месяц, и по мере роста бизнеса наши клиенты могут наращивать свои возможности. Также они могут обновиться в один клик до более старшей версии и не потерять никаких данных — все произойдет в автоматическом режиме.
Массовый переход пользователей на мобильные устройства вы как-то учитываете?
- У ReadyScript очень удобная адаптивная «админка», ей можно управлять и с мобильного телефона, и с планшета. Не многие могут похвастаться тем, что телефон становится пультом дистанционного управления интернет-магазина. Можно заводить новые товары, редактировать текущие позиции.
Также мы в этом году выходим на рынок мобильных приложений. Уже запущено приложение для администраторов и курьеров, которое обеспечивает мгновенный контроль за заказами.
Кроме того, в течении одного-двух месяцев мы запустим онлайн-сервис, благодаря которому каждый владелец интернет-магазина сможет сделать для себя мобильное приложение. Это даст им статус и обеспечит удобство для пользователей.
Кого можно называть вашими ключевыми конкурентами?
- Shop-script, например, CS-Cart. Есть еще один сильный конкурент — это «Битрикс». Кстати, когда мы начинали только работать, «Битрикс» занимал не самые лучшие позиции, но за последние шесть лет они полностью переориентировали всю команду в этом направлении.
Мы видим себя в одной линейке с этими ребятами: в чем-то пока уступаем, но во многом и опережаем. Мы многое создавали с нуля, поэтому у нас свежее продукт.
Кто ваши обычные заказчики? И кем вы особенно гордитесь?
- У нас два типа клиентов. Первый — это непосредственно предприниматели и руководители торгового бизнеса, таких большинство. Второй — это разработчики, которые делают индивидуальные проекты уже своим заказчикам. Тут система работы очень простая: разработчик покупает у нас коробочную лицензию, делает индивидуальные тему и оформление, добавляет какие-то индивидуальные интеграции и после этого клиенту предлагает свой собственный продукт. Таких партнеров у нас около 70.
Кто наш самый крупный клиент? Наша гордость — интернет-магазин цифровой техники «Индекс IQ», они нам очень нравится, потому что всегда следят за качеством своего магазина и ничего не делают спустя рукава.
Если брать по сегментам торговли, то что преобладает?
- Не могу четко сегментировать, потому что клиенты абсолютно разные. Мы не ориентируемся на какой-то сегмент, к нам идут все. Есть автотовары и аксессуары, есть техника Apple, есть даже крупный магазин аккумуляторных батарей для мобильных телефонов. У нас есть магазин лыж, производитель рюкзаков для спецслужб. Магазинов одежды, кстати, немного. Но все заказчики настолько разные, что их просто не сгруппируешь.
Мы позиционируем себя как платформу, на которой можно делать любой проект, лишь бы там была продажа чего-нибудь с оплатой на сайте. Все наши собственные ресурсы тоже построены на ReadyScript, через него мы продаем лицензии на продукты.
Наша польза для бизнеса заключается в том, что мы бесплатно производим экспертизу любой компании, мы всегда подскажем на основе опыта, что лучше подойдет. У нас недорогие решения, которые могут в наше непростое время помочь бизнесу с наименьшими затратами войти в эту увлекательную и завораживающую нишу онлайн-торговли.
Еще мы очень приветствуем развитие предпринимательства, как такового. Чем больше людей, которые хотят что-либо распространять в Интернете, тем лучше. Любая вышивальщица может разместить в Сети, например, услугу пошива штор, принять предоплату на лицевой счет, выполнить работу, получить остаток, списать деньги с лицевого счета. У нас необязательно продавать именно товары, можно и услуги.
Сколько за эти годы было создано интернет-магазинов при участии вашего сервиса?
- Всего у нас было около 900 заказчиков. Постоянно работают сейчас около 500 онлайн-площадок.
Как вы монетизируете свой проект?
- У нас несколько способов монетизации. В первую очередь, это лицензия, здесь есть несколько вариантов: лицензия на продукт, временная лицензия, лицензия на переход от одной версии к другой, лицензия на обновление. Есть платные «облачные» тарифы. Кроме того, есть маркетплейс, в котором можно купить отдельные модули к нашему основному сервису. Здесь мы зарабатываем на комиссии с проданных модулей и на комиссии с продажи. Кроме того, у нас есть сервис платной поддержки для тех, кто хочет заказать какие-то индивидуальные разработки.
Маркетплейс — все не самое обычное решение для нашего IT-рынка. Для чего он понадобился и на каком этапе вы его решили внедрить?
- Маркетплейс — это очень важная веха. Бизнесы все разные, мы никогда в жизни не угадаем все, не сможем подстроиться под всех заказчиков. Да, мы стараемся расширить количество функций, чтобы они подходили большинству пользователей, но все равно не сможем охватить все сферы. Поэтому мы должны давать возможность всем разработчикам разрабатывать и публиковать свои собственные модули, которые будут так или иначе расширять функциональность Ready Script.
Наш маркетплейс содержит три вида дополнений — это обычный модуль, тема оформления и готовое решение. Например, можно сделать готовый магазин для велосипедов и опубликовать его как готовое решение, которое можно купить и сразу начать использовать. Маркетплейс дает также и нам возможность делать не слишком сильно перегруженную систему, а сделать какую-то основу, которую затем можно дополнять с помощью расширений. Свои модули мы выносим в маркетплейс бесплатно.
Все это позволяет выпускать легковесный и удобный, понятный продукт, а часть вещей, которые более индивидуальны, предлагать в маркетплейсе. В итоге мы даем огромную функциональность, просто она разделена.
В последнее время интернет-магазины все чаще стали появляться в соцсетях. Вы с ними конкурируете? Если да, то как?
— Если честно, я не знаю ни одного успешного интернет-магазина, созданного в соцсетях. Сколько мы ни пробовали проводить эксперименты на продажах, например, «ВКонтакте» они никогда не заканчивалось успехом. Люди приходят в соцсети, чтобы пообщаться. Там создаются группы, но это не совсем наши конкуренты.
Например, интернет-магазин, запущенные в соцсетях не индексируются в нужном объеме в поисковых системах. Там не заведешь товары с разной комплектацией и характеристиками (или это будет очень сложно).
Насколько мне известно, ни одна из соцсетей сейчас не принимает оплату, все транзакции проходят по типу «Скинь мне на карточку». Это несерьезно и подходит для каких-то небольших магазинов, потому что в нормальном бизнесе нужна полноценная функциональность интернет-магазина.
Если резюмировать, соцсети никогда не предоставят то удобство и набор функциональности по управлению товарами, которые уже сейчас может предоставить любая CMS. Соцсети — это, скорее, вспомогательный инструмент
Как в дальнейшем планируете развивать проект и как вы его видите лет через пять?
- До конца этого года у нас задача — чтобы все, кто у нас уже купили интернет-магазины, получили свое мобильное приложение. Еще планируем сделать складской учет и освободить пользователей от необходимости покупать дополнительное программное обеспечение. А в дальнейшей перспективе я мечтаю об онлайн-кассе. Чтобы человек покупал интернет-магазин и сразу же получал кассу для офлайн-магазина и мобильное приложение, а в итоге — полный цикл автоматизации торговли. Но это большие задачи, на пять лет точно.
На международный уровень планируете выходить?
- В перспективе, но это будет сложно. В России сложился определенный рынок, здесь принято платить за подобные продукты. Но в европейских странах ситуация другая — там крупнейшие платформы бесплатные. И нам придется конкурировать с такими сервисами, а это абсолютно другая задача, она сейчас не стоит у нас во главе угла. В первую очередь, мы ориентируемся именно на российский рынок.