Любовь Недилько: «2023 год ставит перед АПК Юга новые вызовы»
ГК «ТД Сигма» — один из крупнейших агрохолдингов ЮФО. В его структуру входят четыре животноводческие фермы, холдинг занимается производством зерновых, масличных и технических культур. Свыше 20% производимой ГК «Сигма» растениеводческой продукции экспортируется.
Кадровый дефицит и престиж профессии
— Кадровый вопрос — одна из крупнейших проблем, которую называют руководители компаний практически всех сфер экономики. Насколько сложно искать сотрудников на селе?
— Конечно, тяжело. Сказалось то время, когда создавался положительный имидж совсем других направлений. Теперь мы столкнулись с последствиями — находить сотрудников любого уровня и для любых направлений в сельском хозяйстве на сегодня очень сложно.
Профессия агрария немодная, непрестижная. Хотя в том же животноводстве сейчас происходят уникальные процессы, открываются высокотехнологичные направления. С другой стороны, продовольственная безопасность превыше всего, и АПК — тот сегмент, который жизненно важен. Именно он всех нас кормит.
Сейчас вектор в плане популяризации профессий сегмента сельского хозяйства стал постепенно сдвигаться, их начали продвигать, повышать их престиж. Но процесс идет очень медленно.
— Что делаете вы для привлечения сотрудников?
— В первую очередь активно работаем с вузами, которые находятся в нашем периметре — это ЮФО и СКФО. Заключаем соглашения и с ссузами, студенты проходят у нас практику, получают первый опыт работы. Им предоставляется жилье. Мы также даем целевое направление с дополнительной стипендией именно от ГК «ТД Сигма».
Еще одно интересное направление — это проекты, например, для дипломных работ. Студенты получают возможность на базе предприятия реального сектора экономики рассмотреть проблематику, что-то улучшить, получить ощутимый результат. Проект запускается на год, набирается команда студентов. По его завершении мы выбираем победителя, который получает поощрение.
Конечно, у нас есть переселенческая программа, мы приглашаем специалистов, помогаем им с выплатой ипотеки, чтобы мотивировать их на переезд.
— Усугубляет кадровую проблему еще ситуация с демографией на селе, которая ухудшается оттоком населения. Создание инфраструктуры, точек притяжения, благоустройство и, более того, формирование комьюнити — одна из составляющих улучшения ситуации и привлечения кадров на село. Участвуете ли вы в подобных проектах?
— Мы взаимодействуем со всеми администрациями районов наших зон присутствия. В частности, в постройке социальных объектов, улучшении дорожной сети. Но я считаю, такая помощь должна быть адресной, нужен диалог с властями и понимание того, кому это надо.
— Какие прогнозы по кадрам вы можете сделать? Изменилась ли ситуация за последние годы и что будет в обозримом будущем?
— Я считаю, что в плане кадрового дефицита мы уже дошли до дна, поэтому дальше — путь только вверх. И Югу тут будет проще, потому что это традиционно привлекательный для переезда регион.
Рекорды в кризис
— Как сегмент АПК пережил последние три года? Особенно, непростой 2022-й, ознаменовавшийся санкциями и новой волной импортозамещения? Особенно в отношении сельхозтехники.
— Лучшим ответом на ваш вопрос будут цифры — мы получили рекордный урожай на фоне санкционного давления, сложной геополитической ситуации и кризиса. Это — главный аргумент.
Последний год показал, что адаптивные механизмы у российского бизнеса развиты выше, чем в каких-либо других странах. Никто не может приспосабливаться и проявлять такую гибкость, как мы. Наши службы буквально за 2–3 месяца перестроили материально-техническую базу, изменили логистику, поставщиков. К осеннему севу мы закрыли большую часть вопросов. На сегодня мы закупаем отечественную технику — она вполне конкурентоспособна.
— Вторая серьезная проблема, которую часто называют аграрии — импортозамещение в семеноводстве. Импорт занимает более 90% в случае с семенам сахарной свеклы, велика доля ввозимых семян подсолнечника и кукурузы. Как решаются вопросы в этой сфере?
— Конечно, этот сегмент требует внимания и донастройки, но катастрофы ни по какому из направлений нет. По кукурузе, например, есть неплохие семеноводческие заводы в Ставропольском крае и они закрывают потребность.
Одна из самых сложных ситуаций с сахарной свеклой. Но и тут — мы с этой культурой работаем и обеспечены семенами. Перенастройка нужна, но проблема решаема, катастрофы здесь нет.
— Вы упомянули рекордный урожай. С одной стороны, это хорошо, но, отмечают эксперты, из-за ряда факторов упали цены на зерно и снизилась рентабельность. Насколько велика эта проблема?
— Я вижу проблему не в низкой стоимости, а в резком росте цен на средства защиты, удобрения, ГСМ и запчасти. Себестоимость за прошлый год выросла на 25–30%. В какой-то момент на волне паники и прогнозов по дефициту цены скакнули резко в 2–2,5 раза.
Цены на пшеницу надо регулировать и позиция правительства понятна — в итоге, мы конечные потребители, на которых скажется рост стоимости хлеба. Мое мнение — их регулировать требуется с того момента, как зерно попало в землю. Это отправная точка, момент, с которого начинает складываться финальная стоимость. Необходимо контролировать рост цен всех составляющих.
Цифровизация и прогнозы
— Одна из главных тем последних лет — цифровизация сельского хозяйства. Традиционно эксперты говорят, что внедрение новых технологий идет медленно. Почему сложилась эта ситуация и насколько велика значимость диджитала для вас?
— АПК — очень консервативная сфера, мы привыкли выходить в поле и его «чувствовать». Не всегда просто объяснить сотрудникам, что это необходимо. Но когда специалисты видят результат, то быстро адаптируются и осваивают технологии.
На сегодняшний день мы потратили порядка 20 млн рублей только на установку метеостанций. Пока закрыты не все наши площади, это долгосрочный проект. В настоящее время идет их модернизация, так как мы первоначально работали с европейской платформой. Сейчас нашли российского производителя программного обеспечения и переходим на его продукт.
Помимо этого, мы предложили министерству сельского хозяйства Краснодарского края запустить совместный проект по устройству метеостанций. Мы готовы делиться данными с наших станций с другими производителями.
Метеостанции позволяют в режиме реального времени отслеживать ситуацию, собирать информацию о состоянии посевов, погоде, определять оптимальные «окна» для проведения всех агротехнологий. Это важно не только для работы агрономов, но и для страхования рисков — в случае наступления страхового случая легко получить подтверждение, требуемое для компании.
— Какие цели вы ставите на 2023 год? Какие точки роста видите?
— Основной работой станет отладка и улучшение тех процессов, которые есть. Нас всех немного штормило в 2022 году. Перестроилась логистика, цепочки поставок, поэтому основной фокус будет на снижении себестоимости и повышении эффективности.
В 2023 году собираемся снизить затраты на 10%. Это произойдет за счет повышения производительности труда благодаря одноименному нацпроекту — на 2023 год в нем участвует 40% предприятий нашего холдинга. Второй фактор, который позволит снизить себестоимость — это цифровизация. Уже благодаря повышению эффективности у нас урожайность по пшенице в 2022 году составила 69,2 га, что выше среднего для Краснодарского края показателя.
По урожаю закладываем как минимум прирост в 10% к базисному году, но планируем, что получим показатели не ниже рекордного 2022 года.
Плюс, в структуре компании есть мельничный комплекс. Мы планируем его активно загрузить и продавать уже готовую продукцию — в 2023 году плановая загрузка мельницы определена на 100%. В стране наступает эра переработчиков, поэтому важно развивать это направление и увеличивать экспорт продуктов с добавленной стоимостью.