Анна Бучацкая:«Винный туризм на Кубани осваивают корпоративные заказчики»
— Пандемия ударила по внешнему туризму. Но эксперты отмечали, что такая ситуация должна положительно сказаться на развитии внутреннего туризма. Заметили ли вы это в своей практике?
Если брать статистику текущего года, то трафик по винному направлению увеличился в 3 раза. В 2021 году в регион приехал турист, который до этого года не приехал бы. Такие туристы чаще ездили по винодельням Италии, Франции, Испании или Чили. В новых условиях люди не готовы отказываться от своих привычек, и поэтому обратили свой взор на винодельни Краснодарского края. Конечно, есть момент, когда ожидания не совпадают с действительностью, и в этом не всегда виноваты винодельни. Инфраструктура края не во всех наших населенных пунктах может удовлетворить запросы такой публики. Этот туризм не дешевый. Он достаточно дорогой во всем мире. И такой турист достаточно требовательный. Поэтому нам еще предстоит поработать над нашими пакетными предложениями и над инфраструктурой.
— Вы сказали, что это недешевый туризм. Кто основные потребители такого туристического продукта?
— Портрет целевой аудитории выглядит следующим образом: чаще это женщины, чем мужчины. У нас в стране в принципе 81% потребителей вина — это женщины и только 19% мужчины. Это люди 40 лет и старше. Молодежь сегодня ориентирована на здоровый образ жизни и предпочитает другие напитки. Если вино действительно интересное и стоит того, чтобы его продегустировать, поговорить с ним, поразмышлять, то это сразу другая ценовая категория. Не вся молодежь может вино за такую цену покупать. Это, чаще всего, люди с достаточно интересными профессиями, а также менеджеры среднего и высшего звена и владельцы собственного бизнеса, которые любят узнавать что-то новое, заниматься самообразованием. Еще это люди, выбирающие для проживания отели 4 или 5 звезд.
— Что может предложить Краснодарский край край таким туристам? В какие районы нужно ехать за дегустацией кубанского вина?
— Здесь первое место занимает Новороссийский район. Там много виноделен с хорошей инфраструктурой: большие дегустационные залы и рестораны при винодельнях, сформированы туристические отделы, с которыми очень удобно работать. Новороссийск по трафику винных туристов сегодня номер один.
На втором месте Анапа. Она привлекательна большим количеством средств размещения, расположением (из Анапы можно поехать и в Новороссийск, и в Геленджик), но здесь мало виноделен, которые готовы принимать большие группы туристов от 20 человек. В Анапе все винодельни малых форм.
Ждем рывок от Темрюкского района. В Тамани стала развиваться инфраструктура, появились хорошие рестораны. Тамань в этом плане — самое перспективное направление. Она еще привлекательна тем, что и с пробками ситуация здесь полегче, и сама дорога удобней. Кроме того, это бескрайнее море с обрывами. Наши туристы приезжают в меньшей степени за пляжным отдыхом, в большей степени любоваться видами побережья. Просторы Тамани дают такую возможность. Анапа и Новороссийск в этом смысле уже сильно застроены — там дороги для передвижения, но не для наслаждения. В Геленджике также открываются винодельни. Но там всего 2-3 винодельни, большой трафик это не составит.
Анна Бучацкая - организатор винных туров, руководитель проектов Бюро «Винные истории». Один из организаторов конференции виноделов СНГ совместно с институтом Энологии Шампань.
Более 15 лет опыта в выставочной индустрии.
Начинала с работы на выставках в ExCeL London.
В России возглавляла проект «ЮГАГРО». Запустила несколько новых выставочных проектов. С 2014 года – управляющий партнер платформы поиска и подготовки выставок Protoplan.
— Винные туры сегодня - это прерогатива только лишь отдельных гидов? Стали ли включатся винные туры в пакетные предложения турагенств?
— Когда случилась ситуация с пандемией и закрытием внешних границ, многие туроператоры попытались переориентироваться на этот продукт, также на туры по Камчатке, на Байкал и т.д. Но к сожалению, не получилось это все полностью автоматизировать. Во-первых, для крупных операторов невозможно создать такой продукт. Наши винодельни еще малы, у них нет необходимой крупным операторам пропускной способности. В лучшем случае, они могут бронировать только месяц-два, для крупного туроператора — это слишком маленький разбег.
Во-вторых, это расчет самого предложения. Сейчас подобные туры считаются полуручным методом в условиях, когда цена постоянно меняется. Винодельни могут пересмотреть свои цены несколько раз в месяц. Были случаи, когда туроператоры пытались зафиксировать стоимость на несколько месяцев, но наши винодельни на это не пошли. Для туроператоров с технической точки зрения это сложно и неинтересно.
— В регионе сейчас формируется тенденция на развитие круглогодичных видов туризма. Туризм, связанный с виноделием, можно отнести к такому виду?
— Винный туризм классный тем, что в летний сезон не очень привлекательный. Наш турист приезжает с конца сентября до конца мая. Очень активно винный туризм сейчас осваивают корпоративные заказчики, которые переориентировали свои мероприятия. Хотя до этого своих клиентов они предпочитали вывозить за границу. За последние полгода нашими основными клиентами были корпоративные заказчики в группах по 60-70 человек. Понятно, что деньги на этих туристах заработать легче. Но это, повторюсь, очень требовательные туристы. Им нужна инфраструктура, чистота, эстетика. Они не будут есть в столовых. С другой стороны, эти туристы едут в сельские районы нашего края — Крымский район, Тамань, поселки Федотовка и Мысхако, и проживают там будут в небольших отелях бутикового типа на 10-15 номеров.
Раньше в Сочи все были готовы тратить деньги и зимой, и летом. Сегодня наши туристы готовы в ноябре на Кубани отдыхать в сельской местности, дорого заплатить за проживание и вкусную еду, но еще и оставить деньги на винодельне. Я надеюсь, что этим позиции свои усилим.
— Что необходимо делать, чтобы таких туристов было больше в Краснодарском крае?
— Первое — это обеспечить винодельни, которые находятся в сельской местности, хорошим номерным фондом. Сами винодельни готовы строить такие гостиницы, но они очень часто стоят на земле сельхозназначений. Нужно переводить земли в другую категорию. Сегодня этот вопрос рассматривается на уровне правительства, и, если откроется возможность строительства гостиниц прямо на винодельнях, то тогда край ожидает туристический бум. У нас много маленьких виноделен и небольших КФХ, у которых есть возможность построить эти маленькие гостиницы. Тем более у туристов есть потребность проживать именно в таких отелях: они хотят просыпаться на виноградниках, в тишине, хотят позавтракать, например, с бокалом игристого и хорошим местным сыром. Сейчас таких средств размещения на весь край всего три. Это, конечно, капля в море.
Второе — рестораны, но тут ситуация получше. Третий важный момент — дороги, однако здесь мы не властны.
— Можно ли сегодня Кубань назвать столицей винного туризма России?
— Однозначно можем. Краснодарский край — номер один в России как регион, производящий вино, номер один по количеству крупных и мелких виноделен, по количеству туристов, связанных с вином. Да, есть другие регионы, которые могут нас догнать, но мне кажется, в ближайшие 2-3 года все сложится хорошо, если мы поработаем над созданием инфраструктуры. На рост турпотока сказывается и усталость людей от отдыха в Сочи. Если грамотно использовать информационные каналы и перехватить трафик, то здесь тоже может быть очень хорошая точка роста.