Перейти к основному контенту
Импортозамещение ,  
0 

Дмитрий Алексеев: «Кубанскому вину не хватает продвижения»

Ресторанный критик, создатель путеводителя 50 Best Tastes of Russia Дмитрий Алексеев в интервью РБК ТВ Кубань — о стереотипах в отношении российского вина, необоснованном росте цен и продвижении отрасли в Краснодарском крае
Фото: Дмитрий Алексеев
Фото: Дмитрий Алексеев

— Комментируя итоги путеводителя 50 Best Tastes of Russia, по результатам которого из 50 лучших винных хозяйств России почти половину мест заняли кубанские производители, вы отметили, что с Краснодарского края в России началась винная революция. Что это за феномен?

— Словосочетание «российское вино» еще лет пять-десять назад вызывало ироничную, если не саркастичную, улыбку у многих крупных игроков рынка: сомелье, рестораторов, шеф-поваров.

Был и во многом остается стереотип, что российское вино — это либо что-то такое, что разливают в пластиковых бутылках на черноморских пляжах. Либо необоснованно дорогой продукт.

На протяжении долгого времени к российскому вину очень плохое отношение. Поэтому мы создали путеводитель 50 Best Tastes of Russia. Наша основная задача — изменить этот глупый, оскорбительный и непатриотичный стереотип. Да, все игроки сферы гостеприимства привыкли к ровным стабильным поставкам вин из Европы, развитых в этом плане государств — Чили, Аргентины, Южной Америки. К сожалению, сомелье и руководителю закупок ресторанной сети намного проще покупать стабильный продукт с понятным и раскрученным брендом, чем искать какие-то необычные вкусы и новые сочетания.

Гастрономическая и винная революция в России, которая началась, прежде всего, с Краснодарского края — это прекрасный тренд, который сегодня касается не только культуры, но и экономики в целом, поскольку за ним стоят очень большие бюджеты, большие компании, большие инвестиции.

Еще восемь лет назад более 90% продуктов питания в ресторанах, отелях и рознице было представлено зарубежными брендами. Сегодня более 90% сырья создано российскими производителями. Сам термин «винная революция» появился года четыре назад, когда наши винодельни стали завоевывать медали на ведущих мировых соревнованиях. После этого российские вина начали продавать в очень дорогих ресторанах не только курортов Краснодарского края, но и в Москве и Санкт-Петербурге.

К сожалению, до сих пор многие относятся к российским винным брендам как к некому суррогату, который пытаются «подсунуть» под видом импортозамещения. Я считаю, что игроки рынка, не только виноделы, но и журналисты, маркетологи, рестораторы, шеф-повара должны очень активно работать с этим заблуждением, иначе у отрасли не останется никаких шансов заявить о себе на мировом уровне.

— Что можно сказать о качестве кубанского вина? Как оно изменилось за последнее время?

— Качество продукта изменилось в среднем лет 10 назад. Понятно, что и в советское время были хорошие винные производители и качественные вина. Но французкое вино в Москве можно было приобрести по цене 250-300 рублей за бутылку, в то время как хорошее сухое российское вино за 200 рублей купить было невозможно. Сейчас цены стали более дружелюбные за счет наработанного опыта. Крупные компании могут позволить себе производить как дорогие премиальные вина, так и хороший продукт эконом сегмента.

Российские вина давно вышли на мировой уровень. Не первый год отечественные хозяйства работают с ведущими энологами мира. До недавнего времени наши производители продавали свою продукцию во французских магазинах. Я считаю, что это большой успех.

— Повысилась ли лояльность рестораторов к винам Краснодарского края?

— В целом за 15 лет изменения колоссальные. Сейчас бутылка краснодарского вина может абсолютно уместно смотреться как на пикнике, так и на каком-то дружеском или очень грандиозном событии с участием политиков и ведущих мировых предпринимателей.

Если убрать не самый положительный политический фон, то российские вина займут достойные позиции на европейской арене и рынке США, и смогут вытеснить крупных игроков.

— Насколько это интересное направление с точки зрения инвестиций? Особенно сейчас, во время нестабильной геополитической ситуации?

— Это новая сфера, но вместе с тем, очень перспективная и привлекательная для молодых бизнесменов. Еще пять лет назад в нее не верили, зарубежные предприниматели только присматривались к рынку. Сейчас из-за конфликта с Европой, пожалуй, у них просто нет другого варианта, как открыть винное хозяйство здесь, чтобы не потерять рынок сбыта.

Если вы хотите остаться на рынке, вы обязаны продукт делать здесь же. Для инвестора это вопрос выбора: либо отказаться от бизнеса в России, либо вкладывать в заводы. Поэтому в сферу будут идти деньги. Но инвесторам нужно помогать. Необходима максимальная поддержка региональной администрации.

В текущих экономических условиях говорить о перспективах отрасли слишком рано. Но я считаю, что любая ресторанная линия может выжить, только если создаст компанию — производителя. Российские крупные бренды обязаны запустить свои винные хозяйства — это обеспечит более стабильную экономику. Сегодня это не блажь, это вынужденная рыночная необходимость.

— Способствовала ли продвижению российского вина приостановка поставок импортной продукции в 2022 году? Насколько сейчас подорожали зарубежные вина? Планируют ли рестораторы переориентироваться полностью на отечественного производителя?

— У данной ситуации две стороны. Одна из них положительная. Очевидно, что стоимость бутылки импортного вина выросла на 40-100% на фоне геополитической обстановки и, возможно, увеличится еще больше. Сократился ассортимент вина, который могут купить рестораторы и отельеры. Владельцам бизнеса придется уменьшать размеры винного зала. Это катастрофа. Поэтому компании рано или поздно придут к тому, что необходимо выстроить логистику и наладить новые партнерские отношения с российскими производителями.

Но есть и обратная сторона. Наши российские производители, фактически став монополистами на рынке, к сожалению, необоснованно поднимают цены. Это, как минимум, непорядочно. Компании, которые пользуются политической ситуацией для собственного обогащения, в конечном счете потеряют клиентов и репутацию.

Такая стратегия приведет к росту негативного отношения к российским производителям в целом. Любой новый поставщик из Аргентины или Новой Зеландии, ведущий более лояльную ценовую политику, окажется в приоритете на рынке. Это очень негативный тренд, который с точки зрения маркетинга может привести к плохому результату. Я очень надеюсь, что наши производители меня услышат и сделают свою продукцию доступной для потребителя. У людей должна быть возможность купить бутылку хорошего российского вина по цене не выше 500 рублей.

Мы так долго пропагандировали этот образ жизни — сочетание вин с продуктами, гастромический туризм и т.д., что сейчас просто не имеем права пустить ситуацию на самотек.

— Как развивается гастрономический и винный туризм в соседней Ростовской области, республиках СКФО? Какие перспективы есть у этих регионов? Что происходит с винодельческой отраслью там?

— Может, кто-то со мной и поспорит, но, общаясь со многими компаниями данных регионов, я понимаю, что на стадии планирования бизнеса затраты на продвижение не закладываются. Очень многие компании Кавказа и Ставрополья об этом не думают. А любой фестиваль, дегустация, прием — это же деньги, которые должны быть заложены в бюджеты. Этого не происходит, поэтому, несмотря на господдержку, таким предприятиям очень сложно.

К сожалению, работает стереотип, если у людей нет больше доступа к заграничным курортам, то они приедут сюда. Это очень печальная логика бизнеса 90-х гг. Учитывая, что таким компаниям приходится соседствовать с производителями, которые выбирают продукты совершенно иного качества, которые вкладываются в хорошую рекламу, то конкуренцию они проигрывают.

— Власти Краснодарского края неоднократно заявляли, что занимаются продвижением местного вина. В Анапе для этих целей создано Национальное агентство маркетинга российского вина. Удалось ли достичь каких-то успехов в этом направлении, на ваш взгляд?

— Я считаю, что продвижение вина в Краснодарском крае ведется не настолько активно, как могло бы. Если взять частные компании, то они показывают результаты намного выше, чем государство. Это печально. Для примера, отрасли туризма ведущих винных регионов мира постоянно в течение года проводят различные активности. Это может быть все, что угодно: дни рождения виноделов, фестивали, акции, дегустации, ярмарки. Это непрерывный круглогодичный процесс. В России люди только начинают привыкать к тому, что у нас есть какие-то винные фестивали.

Пока, к сожалению, наши винные фестивали проходят достаточно скучно, программа не насыщенная, без привлечения крупных транспортных компаний, таких как РЖД или «Аэрофлот». Многие российские семьи с удовольствием полетят на такие фестивали в Краснодарский край, тем более с бонусами в виде скидок на дорогу. Это и есть развитие регионов.

И в бизнесе не все идеально. С точки зрения продвижения многие компания вообще ничего не делают. Люди хотят просто делать деньги. Я считаю, что 5-10% от оборота предприятия должны идти на рекламу. Сейчас начало сезона, а я до сих пор не знаю, куда ехать и что посмотреть, поскольку большинство курортов закрыты. Что делает Краснодарский край для привлечения винных туристов? Ничего. Туристы сами не приедут. Должны быть активности, рассылки и приглашения. Сегодня именно так работают ведущие мировые компании.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Все новости Краснодар
Рублев уступил в четвертом матче подряд без выигранного сета Спорт, 17:47
FT узнала о поиске Raiffeisen сотрудников для подразделения в России Бизнес, 17:45
Почему министр финансов США второй раз за год посетила Китай Pro, 17:44
Кремль назвал главный праздник после отказа пригласить Путина в Нормандию Политика, 17:40
Летевший из Калининграда в Москву самолет аварийно сел в Петербурге Общество, 17:37
Якутский депутат обвинил русский язык в искажении местных топонимов Общество, 17:24
Тюменская ресторанная сеть откроет корейский стрит-фуд в Сочи Краснодар, 17:21 
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Депутат в Запорожской области выжил после покушения Политика, 17:19
Молдавский суд одобрил референдум о евроинтеграции страны Политика, 17:14
В Финляндии в конце апреля начнутся учения НАТО Политика, 16:57
Морские поставки нефти из России выросли до максимума за 11 месяцев Инвестиции, 16:57
Конституционный суд Молдавии одобрил идею референдума о вступлении в ЕС Политика, 16:53
В Москве 12-летнего мальчика госпитализировали после посещения джакузи Общество, 16:53
МКБ запустил новый продукт «Простой кредит» Пресс-релиз, 16:51