Борис Титов: «Китай должен стать вторым рынком для «Абрау-Дюрсо»
Про бизнес
— Правительство РФ повысило ставку ввозных пошлин на вино с 12,5% до 20%. Как вы считаете, насколько это эффективное решение? Насколько поможет российским виноделам в борьбе за торговую полку?
— Самое главное не то, что она повышена до 20%, а то, что она должна быть не меньше, чем $1,5 за литр. Это очень важное решение, потому что мы не против вин высокого качества, мы против низкокачественных дешевых вин, которые поставляются сегодня из разных стран, и Европы в том числе, Они непонятного происхождения, непонятных брендов, о них никто никогда не слышал, и поставляются они в невероятных количествах. Запаса импорта на российских складах сегодня хватит на девять месяцев.
В этом году конкуренция с дешевыми импортными винами стала серьезной проблемой для российских вин. Пошлина на импорт в размере не менее $1,5 за литр станет серьезным барьером для дешевого вина. Но при этом достойные вина вообще не почувствуют такого изменения. 20% — это очень маленький размер пошлины. Например, в Турции он составляет 40%. При этом в Турции есть своя большая винная индустрия. Новый размер пошлины повлияет на цены низкого сегмента, но на другие качественные вина не окажет влияния.
— В середине августа ЦБ снова повысил ключевую ставку. Теперь до 12%. В своем Telegram вы писали, что новая ставка ставит крест на развитии долгового рынка, на создании новых инвестиционных проектов. Можно ли ожидать, что этот прогноз коснется и винного дома «Абрау-Дюрсо»?
— Если говорить в целом о всей нашей экономической системе, то сегодня 12% — это ключевая ставка ЦБ, но фактически процент по кредиту будет составлять 17-18% минимум. Это и по новым, и по уже выданным кредитам. Конечно, проектов, которые бы приносили такую окупаемость не так много в РФ. Только если они связаны с какими-то отдельными доходными отраслями. Да, какие-то предприятия и не почувствуют на себе этого повышения, но для большинства компаний это будет серьезным ограничением для экономического роста.
В этом смысле «Абрау-Дюрсо» частично будет испытывать негативный тренд. Но если говорить о развитии туризма — строительстве отелей, куда мы сегодня направляем немалые ресурсы, там дотируемая ставка по кредитам. Мы надеемся, что она будет по-прежнему сохраняться. Если мы говорим о виноделии, то там тоже у нас есть дотации на высадку новых виноградников. Хотя стоимость заимствований в целом растет и не сможет не сказаться на экономике производства вина, что потенциально может отразиться на ценах реализации. Хотя не думаю, что кто-то из российских виноделов имеет возможность их повысить из-за стагнирующего уровня спроса и большого предложения низкого сегмента дешевых импортных вин.
В то же время мы достаточно развивающаяся отрасль, и думаю, что «Абрау-Дюрсо» сумеет сохранить темпы роста на уровне 2022 года.
— В начале года стало известно, что «Абрау-Дюрсо» впервые зарегистрировала первую программу облигаций. В компании комментировали, что сделали это для того, чтобы иметь возможность и средства реализовывать новые инвестиционные проекты. Какое решение принято о размещении облигаций и запуске новых проектов?
— Нет, пока не планируется размещать. Мы будет ждать для этого более благоприятного времени, по крайней мере до тех пор, пока ставки не уменьшатся, чтобы мы могли кредитоваться и продавать облигации по той цене, по которой было бы выгодно эти деньги вкладывать в развитие, по крайней мере в сравнении с кредитами на долговом рынке.
— Как стало известно РБК Юг, «Абрау-Дюрсо» планирует вести строительство не только отельной инфраструктуры, но и жилой. Речь идет об апартаментах, чего раньше не строила компания. Так ли это? Что и когда планируется начать стройку?
— В области недвижимости мы работаем уже давно. У нас несколько проектов. Все они находятся на территории Абрау-Дюрсо. Мы не строим больше нигде в России или за рубежом. Мы здесь строим коттеджи. Они где-то более дорогие, где-то менее. Но все они находятся в очень живописном месте. В одном из проектов мы продали уже все.
Апартаменты, да, это такой компромиссный вариант, который существует, учитывая порядок использования земли. Но с другой стороны, он и создает хорошие условия. Мне кажется, юридическая форма вполне интересная для людей. На месте, где два года происходил фестиваль йоги, мы собираемся вместе с Туризм.РФ развивать еще один проект, который называется «Абрау Club», и там уже будут и гостиницы, и апартаменты.
— Когда планируется начать строительство?
— По нашему плану, это 2025 год. Следующий фестиваль йоги мы проведем еще здесь. Потом фестиваль переедет. У нас есть еще лучше места, которые к этому времени освободятся. Здесь, в Абрау-Дюрсо, мы йогу точно не обидим потому, что йога — это интересное направление для нас. Мы имеем и нашу собственную компанию, которая называется «Абрау-Йога». У нас студии и в Москве, и здесь.
Про вино
— В Краснодарском крае не ожидают рекордного урожая винограда. Он, по прогнозам властей, составит не более 270 тыс. тонн. Каким ожидается урожай винограда на плантациях Абрау-Дюрсо в 2023 году?
— Не выдающийся, действительно, урожай, но мы надеемся, что у нас он будет больше, чем в прошлом году. 2022 год прошел для нас не очень хорошо, нас задели дожди, хотя в целом в крае все было неплохо. В этом году все выглядит лучше. Точно сказать нельзя, но по всем данным, которые мы имеем сейчас, результат будет не хуже, чем в прошлом году. Мы видим, что и качество винограда лучше, и что ягода наливается неплохо. Думаю, что качество в этом году тоже будет достойным.
— В прошлом году в интервью РБК Юг вы сообщали, что доля «Абрау-Дюрсо» в категории игристых вин занимает до 40%. Можно ли сегодня утверждать, что компания перешла через этот рубеж?
— Я пока последних цифр не видел, но доля нашей компании в общем объеме производимого игристого, конечно, ниже 40%, порядка 20%. Но это самое большое значение среди других производителей, мы на первом месте.
— Что с экспортом в Китай? Вы говорили, что у китайцев особое отношение к игристым напиткам, они их не употребляют? Какой выход вы для себя нашли? И насколько планируете нарастить экспорт вина в КНР по итогам этого и следующего года?
— Нам сегодня удается налаживать взаимоотношения с китайским бизнесом. Пока не могу сказать, что мы завоевали китайский рынок. Это сложный процесс, особенно по игристому вину. Во многих странах нет традиции пития игристого вина, но в Китае ее абсолютно нет.
— Что вы тогда поставляете в Китай? И в каких объемах?
— Игристое! Мы пытаемся менять вкусы и поставлять пока в небольших объемах игристые и тихие вина. Думаем и о безалкогольных наших напитках, и крепких. Я напомню, что мы создали небольшую инфраструктуру нашей компании в Шанхае. Но пока этот процесс идет непросто, особенно если учитывать пандемийный период. Сейчас есть тоже определенные сложности, связанные с рублем. Но в это же время нашему экспорту низкий рубль полезен. Надеюсь, что вторым для нас рынком будет Китай. По крайне мере, такую задачу мы ставим перед собой. Я надеюсь, что мы выйдем минимум на 1 млн бутылок игристого к 2024 году.
— За три года ассортимент безалкогольных вин в магазинах увеличился в два раза. Некоторые винодельни переориентировались именно на этот вид продукции. Насколько вы лично оцениваете потенциал данного сегмента?
— Мы уже давно на рынке. Мы уже продаем достаточно большое количество нашего безалкогольного игристого. И здесь мы были даже такими первопроходцами среди российских производителей. Это очень быстрый и динамично развивающийся рынок. Чувствуем это на себе, значительно увеличивая каждый год объем наших поставок. Думаю, что в 2023 году мы в два раза по сравнению с 2022 годом увеличим поставки.
— На ПМЭФ аналитики отмечали, что развитие винного туризма на Кубани и в Крыму может увеличить оборот отечественной туриндустрии на 3,4 млрд рублей в год. Что вы об этом думаете? Во сколько примерно можно оценить потенциальный рынок винного туризма на Юге страны?
— В 2023 году мы имели не очень быстрый старт по количеству туристов, но, по данным на конец августа, мы уже компенсировали отставание начала года. Сфера туризма сегодня работает на полных оборотах. Гостей больше, чем в 2022 и 2021 гг. Мы запустили новую гостиницу в августе на 111 номеров. С первого дня и до сих пор — 100% загрузка. Мы даже считали, что переоценили свои возможности и надо было ограничить загрузку хотя бы для начала, чтобы обкатать все процессы, управление. Тем более что мы сами управляем своими гостиницами, не обращаемся к управляющим компаниям. Гостей много. Все рестораны полны, если захотите перекусить, нужно бронировать заранее.