Перейти к основному контенту
PROСтройка⁠,
0
Эксклюзив

Наумов: Благоустройство исторического квартала Краснодара займет 5 лет

Глава Краснодара Евгений Наумов в интервью РБК Краснодар — о стройпотенциале города, создании Восточного подъезда и новых трамвайных веток, и том, что будет с проектами благоустройства «Авроры» и исторического центра
Фото: пресс-служба администрации Краснодара
Фото: пресс-служба администрации Краснодара

Темпы застройки Краснодара за последние годы обогнали столичные. В 2023 году столица Краснодарского края лидировала среди российских городов по вводу жилья в расчете на одного человека. Что позволит в условиях активной застройки сохранить комфорт, транспортную доступность и историческую архитектуру, и какова роль девелоперов в этом процессе — РБК Краснодар рассказал мэр города Евгений Наумов.

Застройка по пути КРТ

— Краснодар остается одним из лидеров страны по объемам строительства жилья. В 2023 году ввод жилья составил 3,3 млн кв. м. Сколько многоквартирного и индивидуального жилья будет введено по итогам 2024 года? Какие территории города являются наиболее приоритетными для жилищного строительства?

— Строительство — одна из ключевых отраслей городской экономики, локомотив, как принято говорить. В прошлом году сдали в эксплуатацию 3,3 млн кв. м жилья, из них многоквартирного — 2,4 млн кв. м и индивидуального — 900 тыс. Объем строительно-монтажных работ составил 36,6 млрд руб. Это колоссальная цифра. Для сравнения — собственные доходы городского бюджета Краснодара в прошлом году — около 30 млрд руб.

Строительство подтягивает за собой смежные отрасли: производство стройматериалов, отделка, производство мебели и так далее. В этом году прогноз такой, что темпы строительства останутся на уровне прежних лет. Если смотреть результаты на середину июля, сдано более 700 тыс. кв. м. А по итогам 2024 года около 2,5 млн кв. м жилья планируем сдать в эксплуатацию. Это только многоквартирные дома.

— По состоянию на февраль 2024 года в городе было заключено шесть договоров о комплексном развитии территории. Сколько договоров КРТ планируется заключить до конца текущего года?

— Мы строим и развиваем город по-новому. И КРТ — это необходимый инструмент для решения главной задачи — обеспечения комфортной жизни людей. Это организованная застройка крупных земельных массивов со всей необходимой инфраструктурой. В обязательном порядке возведение таких микрорайонов идет на основании проекта планировки территории, разработанного в соответствии с согласованной городом и Краснодарским краем концепцией КРТ, где указаны параметры создаваемых объектов и инфраструктуры, необходимой для конкретной территории.

Реализация проектов КРТ должна преобразить город, сделать его более современным и комфортным для людей, а также повысить инвестиционную привлекательность кубанской столицы для бизнеса.

Сейчас у нас заключено шесть таких договоров. Это 336 га и 2,2 млн кв. м нового, комфортного, современного жилья. Если говорить о будущем, то сейчас на рассмотрении у нас еще один проект КРТ. Это территория общей площадью 63,8 га. Также продолжаем проработку других проектов.

Транспортные решения

— С учетом темпов развития и застройки Краснодара особенно обостряется вопрос транспортной доступности. Какие крупные дорожные проекты будут реализованы в обозримом будущем? Сколько средств будет выделено в ближайшие три года на развитие дорожной инфраструктуры?

— Для такого города, как Краснодар, стремительно растущего в последние годы, развитие транспорта, дорожной инфраструктуры — приоритетные задачи. Мы это прекрасно понимаем и вместе с краевой властью решаем их. Иначе город просто-напросто может встать.

В плане на текущий год — строительство 13,5 км дорог. Это Тополиная, Симферопольская, Ратной Славы и ряд других. Безусловно, они сделают путь водителей комфортнее, хотя и не решат проблему пробок полностью. В этом году планируем приступить к строительству дороги по ул. Старокубанской от ул. Новой до ул. Воронежской. Этот район сейчас активно развивается — строятся событийная площадка, школа для одаренных детей.

В целом по Генплану в Краснодаре нужно построить более 1000 км дорог, в том числе с масштабными развязками и мостами. Именно эти проекты в перспективе разгрузят город. Они трудоемкие, дорогостоящие, но жизненно необходимые.

Недавно на совещании с губернатором Кубани Вениамином Ивановичем Кондратьевым обсудили наши дорожные планы и проекты. Глава региона поручил разработать отдельную программу по развитию улично-дорожной сети в Краснодаре. Она будет рассчитана на 10 лет — с 2025 по 2035 годы. Сейчас этим занимаемся вместе с краевыми структурами. Всего в эту программу планируем включить порядка 30 различных объектов улично-дорожной сети на общую сумму более 80 млрд руб.

В среднесрочной перспективе у нас 23 объекта, по которым есть проектно-сметная документация. Общая протяженность этих дорог составляет порядка 36,5 км, стоимость строительства — около 35 млрд руб. Наиболее значимые — строительство автомобильной дороги по ул. им. Думенко, Восточного подъезда, а также капитальный ремонт Тургеневского моста, реконструкция ул. им. Сергея Есенина в Музыкальном микрорайоне.

— В 2024 году планировалось начать строительство Восточного транспортного коридора Краснодара, который должен связать город с трассой М-4 «Дон» и трассой до Кропоткина и границы Ставропольского края, а также стать альтернативным путем при движении к центральным улицам города и стадиону ФК «Краснодар». Насколько строительство нового коридора разгрузит действующие дороги? Какие этапы и сроки строительства предусмотрены? Сколько составят суммарные инвестиции, какую часть направит сам город?

— Разработана концепция создания транспортного коридора по ул. Тихорецкой от ул. им. Володарского до федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» с обустройством подъезда к международному аэропорту Краснодара. Дорога свяжет две планируемые развязки по ул. Восточно-Кругликовской и ул. им. Лизы Чайкиной. Это позволит создать новый магистральный въезд в город, а также обеспечить транспортную доступность ул. Восточно-Кругликовской, мкр Новознаменского, поселков Знаменского, Пригородного, Лориса и Индустриального.

Проектирование Восточного подъезда разбито на восемь этапов, четыре из них — в нашем ведении, четыре — министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. Свои участки мы запроектировали, получили положительные заключения госэкспертизы. Для строительства только по нашим объектам Восточного коридора необходимо более 11 млрд руб., для изъятия земельных участков — еще более 1 млрд руб. Рассчитываем, что он войдет в новую краевую программу, и мы сможем приступить к реализации.

— Для повышения транспортной доступности и борьбы с пробками в Краснодаре ведется строительство новых трамвайных линий по концессионному соглашению с «Синарой ГТР-Краснодар». С инициативой построить еще одну трамвайную ветку в микрорайон Россинского недавно выступила строительная компания «Инсити». Рассматривала ли администрация города эту инициативу застройщика, будет ли она допущена к реализации? Какой в целом вклад вносят строительные компании в развитие транспортной, социальной инфраструктуры города сегодня?

— Действительно, компания «Инсити» начала проектирование трамвайной ветки, которая должна будет пройти от ул. им. Петра Метальникова до ул. Семигорской. Завершить проектные работы обещают в конце мая будущего года. Хорошая инициатива, мы ее поддерживаем, это развитие самого перспективного общественного транспорта в нашем городе — трамвая.

Строительные компании у нас строят и ремонтируют дороги, возводят школы и детские сады. Сейчас больше десятка дорог строим и реконструируем при их участии. Такие улицы, как Батуринская, Чепигинская, Яснополянская, им. Краеведа Соловьева, им. Кирилла Россинского, между поселком «Плодородным» и КП «Крепость» сейчас в работе.

Уверен, мы и дальше будем реализовывать совместные проекты.
Ведь это наш город, мы все здесь живем и должны делать так, чтобы он становился еще лучше, красивее, комфортнее. Для всех жителей, для детей, молодежи. Только так у него есть будущее.

Что будет с историческим центром

— Для благоустройства исторического центра Краснодара в разные годы разрабатывалось несколько проектов: «Семь улиц», проект исторического квартала, уже реализованный краснодарский Арбат. Каким Вы видите будущее исторического центра города? Есть ли перспективы у ранее заявленных проектов благоустройства?

— Будущее исторического центра — это комфорт. Создают его две составляющие: функциональная и визуальная. Жители и гости города, приезжая в центр на прогулки, с рабочим визитом или за гастрономическими поисками должны получить полный комплекс услуг и инфраструктуру для своего досуга. Я говорю не только о лавочках, летниках и магазинах. Но и о музеях, выставочных пространствах, конечно, о полноценном ресторанном комплексе, который, кстати, у нас уже на достойном уровне. Его хвалят многие туристы из других городов.

Второй аспект — облик города. Вопрос устранения визуального мусора звучит в моем кабинете каждую неделю. Мы почти закончили с незаконными рекламными конструкциями в городе. Внутригородские округа вместе с бизнесом закрашивают стихийные граффити. Уверен и в том, что скоро предприниматели придут к эстетичным, понятным для русскоязычных людей вывескам.

На итоговой защите гостеприимного Краснодара в «Сколково» в числе ключевых проектов мы указали исторический квартал. Это комплекс зданий XIX—XX веков на территории одного квартала, наполненного музеями и местами притяжения. Срок его реализации поставили себе до 2030 года. Для таких объемных проектов 5 лет — это миг.

Вместе с тем мы прорабатываем две концепции новых пешеходных маршрутов в историческом центре города. Первая — маршрут выходного дня, который закольцует в себе основные территории для отдыха в центре. Вторая — отдельный маршрут по одной из центральных улиц.

А краснодарский Арбат уже принимает гостей круглый год. Пока погода позволяет, каждые выходные на нем стараемся сделать насыщенными, с особенными выставками, выступлениями.

Знаковые объекты пройдут реновацию

— Какая ведется работа по сохранению объектов культурного наследия в городе? Насколько бизнес вовлечен в процесс реставрации и сохранения культурного наследия Краснодара? Сколько частных инвестиций удалось привлечь в реконструкцию объектов?

— Эта работа контролируется управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Но есть объекты, к которым мы также подключаемся. Прямо сейчас капитально ремонтируем объект культурного наследия — школу № 8. Здание было построено в 1913 году, выстояло оккупацию. Ремонт коснется всего здания — от подвала до второго этажа и фасада.

Идет капремонт детских садов № 35 и № 36. В них обновляют кровлю и ремонтируют сети. Всего же в 2024 году на объекты культурного наследия из бюджета города будет потрачено 110 млн руб.

Наконец, завершаем кропотливую работу по восстановлению фасада нашего Центра творчества «Содружество». В январе закончили ремонт со стороны улицы Чапаева, этим летом завершим со стороны улицы Красноармейской. В начале прошлого века там располагалась пятая женская гимназия Хрусталевой. Ее воспитанниц учили общеобразовательным предметам, творчеству и домоводству. Спустя 100 лет дети в этом здании изучают театральное искусство, ремесла, занимаются хореографией.

— Самый наглядный пример взаимодействия бизнеса и власти в части реконструкции объектов культурного наследия — реконструкция кинотеатра «Аврора». На каком этапе сегодня эта работа? Когда жители и гости города смогут посетить знаменитый кинотеатр?

— Между администрацией и инвестором заключено концессионное соглашение, по которому реконструкция «Авроры» должна быть выполнена до конца 2028 года. Естественно, мы следим за исполнением. Скажу так — сейчас продолжается этап первоочередных и противоаварийных работ.

— В мае 2024 года Вы поручили разработать концепцию развития всех парков города. С какой территории начнется преобразование? В чем оно будет заключаться?

— Все парки нуждаются в глубокой модернизации, такова реальность. Это большая работа, к которой нужно подойти вдумчиво, применяя современные технологии и учитывая уникальность каждого парка. Поэтому мы прорабатываем концепцию развития зеленых пространств. И пилотным проектом станет Городской Сад. Он основан еще в Екатеринодаре в 1848 году. Во время поездки по Кавказу его посещал император Александр III. Парк сильно пострадал в Великую Отечественную войну, но в нем продолжают по сей день расти старинные дубы. Именно историческая значимость — то, на что мы опирались при выборе пилотного проекта.

В первую очередь займемся вопросами безопасности: системами энерго- и водоснабжения. Затем уже перейдем к эстетической и рекреационной составляющим. Проработаем удобство парка для маломобильных граждан, систему ухода за зелеными насаждениями. И безусловно, позаботимся о пруде, где живут лебеди и утки.

Когда пилотный проект покажет свою состоятельность, приступим к остальным паркам.

— Сейчас создается единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования. Каковы сроки реализации? Что это даст?

— Единый документ объединит Генеральный план, карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок их применения, а также внесения в них изменений. Звучит сложно, понимаю, но поверьте, в будущем мы будем в два раза меньше времени тратить на разработку материалов территориального планирования и градостроительного зонирования.

В декабре 2024 года мы документ утвердим, а до ноября 2025 года внесём все данные в ЕГРН.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 01:41
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 01:41
Все новости Краснодар
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58
Кадыров призвал украинцев выступить против действий Киева Политика, 00:54
Болгария начала спасать атакованный в Черном море танкер Kairos Политика, 00:39
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30