Наумов: Благоустройство исторического квартала Краснодара займет 5 лет
Темпы застройки Краснодара за последние годы обогнали столичные. В 2023 году столица Краснодарского края лидировала среди российских городов по вводу жилья в расчете на одного человека. Что позволит в условиях активной застройки сохранить комфорт, транспортную доступность и историческую архитектуру, и какова роль девелоперов в этом процессе — РБК Краснодар рассказал мэр города Евгений Наумов.
Застройка по пути КРТ
— Краснодар остается одним из лидеров страны по объемам строительства жилья. В 2023 году ввод жилья составил 3,3 млн кв. м. Сколько многоквартирного и индивидуального жилья будет введено по итогам 2024 года? Какие территории города являются наиболее приоритетными для жилищного строительства?
— Строительство — одна из ключевых отраслей городской экономики, локомотив, как принято говорить. В прошлом году сдали в эксплуатацию 3,3 млн кв. м жилья, из них многоквартирного — 2,4 млн кв. м и индивидуального — 900 тыс. Объем строительно-монтажных работ составил 36,6 млрд руб. Это колоссальная цифра. Для сравнения — собственные доходы городского бюджета Краснодара в прошлом году — около 30 млрд руб.
Строительство подтягивает за собой смежные отрасли: производство стройматериалов, отделка, производство мебели и так далее. В этом году прогноз такой, что темпы строительства останутся на уровне прежних лет. Если смотреть результаты на середину июля, сдано более 700 тыс. кв. м. А по итогам 2024 года около 2,5 млн кв. м жилья планируем сдать в эксплуатацию. Это только многоквартирные дома.
— По состоянию на февраль 2024 года в городе было заключено шесть договоров о комплексном развитии территории. Сколько договоров КРТ планируется заключить до конца текущего года?
— Мы строим и развиваем город по-новому. И КРТ — это необходимый инструмент для решения главной задачи — обеспечения комфортной жизни людей. Это организованная застройка крупных земельных массивов со всей необходимой инфраструктурой. В обязательном порядке возведение таких микрорайонов идет на основании проекта планировки территории, разработанного в соответствии с согласованной городом и Краснодарским краем концепцией КРТ, где указаны параметры создаваемых объектов и инфраструктуры, необходимой для конкретной территории.
Реализация проектов КРТ должна преобразить город, сделать его более современным и комфортным для людей, а также повысить инвестиционную привлекательность кубанской столицы для бизнеса.
Сейчас у нас заключено шесть таких договоров. Это 336 га и 2,2 млн кв. м нового, комфортного, современного жилья. Если говорить о будущем, то сейчас на рассмотрении у нас еще один проект КРТ. Это территория общей площадью 63,8 га. Также продолжаем проработку других проектов.
Транспортные решения
— С учетом темпов развития и застройки Краснодара особенно обостряется вопрос транспортной доступности. Какие крупные дорожные проекты будут реализованы в обозримом будущем? Сколько средств будет выделено в ближайшие три года на развитие дорожной инфраструктуры?
— Для такого города, как Краснодар, стремительно растущего в последние годы, развитие транспорта, дорожной инфраструктуры — приоритетные задачи. Мы это прекрасно понимаем и вместе с краевой властью решаем их. Иначе город просто-напросто может встать.
В плане на текущий год — строительство 13,5 км дорог. Это Тополиная, Симферопольская, Ратной Славы и ряд других. Безусловно, они сделают путь водителей комфортнее, хотя и не решат проблему пробок полностью. В этом году планируем приступить к строительству дороги по ул. Старокубанской от ул. Новой до ул. Воронежской. Этот район сейчас активно развивается — строятся событийная площадка, школа для одаренных детей.
В целом по Генплану в Краснодаре нужно построить более 1000 км дорог, в том числе с масштабными развязками и мостами. Именно эти проекты в перспективе разгрузят город. Они трудоемкие, дорогостоящие, но жизненно необходимые.
Недавно на совещании с губернатором Кубани Вениамином Ивановичем Кондратьевым обсудили наши дорожные планы и проекты. Глава региона поручил разработать отдельную программу по развитию улично-дорожной сети в Краснодаре. Она будет рассчитана на 10 лет — с 2025 по 2035 годы. Сейчас этим занимаемся вместе с краевыми структурами. Всего в эту программу планируем включить порядка 30 различных объектов улично-дорожной сети на общую сумму более 80 млрд руб.
В среднесрочной перспективе у нас 23 объекта, по которым есть проектно-сметная документация. Общая протяженность этих дорог составляет порядка 36,5 км, стоимость строительства — около 35 млрд руб. Наиболее значимые — строительство автомобильной дороги по ул. им. Думенко, Восточного подъезда, а также капитальный ремонт Тургеневского моста, реконструкция ул. им. Сергея Есенина в Музыкальном микрорайоне.
— В 2024 году планировалось начать строительство Восточного транспортного коридора Краснодара, который должен связать город с трассой М-4 «Дон» и трассой до Кропоткина и границы Ставропольского края, а также стать альтернативным путем при движении к центральным улицам города и стадиону ФК «Краснодар». Насколько строительство нового коридора разгрузит действующие дороги? Какие этапы и сроки строительства предусмотрены? Сколько составят суммарные инвестиции, какую часть направит сам город?
— Разработана концепция создания транспортного коридора по ул. Тихорецкой от ул. им. Володарского до федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» с обустройством подъезда к международному аэропорту Краснодара. Дорога свяжет две планируемые развязки по ул. Восточно-Кругликовской и ул. им. Лизы Чайкиной. Это позволит создать новый магистральный въезд в город, а также обеспечить транспортную доступность ул. Восточно-Кругликовской, мкр Новознаменского, поселков Знаменского, Пригородного, Лориса и Индустриального.
Проектирование Восточного подъезда разбито на восемь этапов, четыре из них — в нашем ведении, четыре — министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. Свои участки мы запроектировали, получили положительные заключения госэкспертизы. Для строительства только по нашим объектам Восточного коридора необходимо более 11 млрд руб., для изъятия земельных участков — еще более 1 млрд руб. Рассчитываем, что он войдет в новую краевую программу, и мы сможем приступить к реализации.
— Для повышения транспортной доступности и борьбы с пробками в Краснодаре ведется строительство новых трамвайных линий по концессионному соглашению с «Синарой ГТР-Краснодар». С инициативой построить еще одну трамвайную ветку в микрорайон Россинского недавно выступила строительная компания «Инсити». Рассматривала ли администрация города эту инициативу застройщика, будет ли она допущена к реализации? Какой в целом вклад вносят строительные компании в развитие транспортной, социальной инфраструктуры города сегодня?
— Действительно, компания «Инсити» начала проектирование трамвайной ветки, которая должна будет пройти от ул. им. Петра Метальникова до ул. Семигорской. Завершить проектные работы обещают в конце мая будущего года. Хорошая инициатива, мы ее поддерживаем, это развитие самого перспективного общественного транспорта в нашем городе — трамвая.
Строительные компании у нас строят и ремонтируют дороги, возводят школы и детские сады. Сейчас больше десятка дорог строим и реконструируем при их участии. Такие улицы, как Батуринская, Чепигинская, Яснополянская, им. Краеведа Соловьева, им. Кирилла Россинского, между поселком «Плодородным» и КП «Крепость» сейчас в работе.
Уверен, мы и дальше будем реализовывать совместные проекты.
Ведь это наш город, мы все здесь живем и должны делать так, чтобы он становился еще лучше, красивее, комфортнее. Для всех жителей, для детей, молодежи. Только так у него есть будущее.
Что будет с историческим центром
— Для благоустройства исторического центра Краснодара в разные годы разрабатывалось несколько проектов: «Семь улиц», проект исторического квартала, уже реализованный краснодарский Арбат. Каким Вы видите будущее исторического центра города? Есть ли перспективы у ранее заявленных проектов благоустройства?
— Будущее исторического центра — это комфорт. Создают его две составляющие: функциональная и визуальная. Жители и гости города, приезжая в центр на прогулки, с рабочим визитом или за гастрономическими поисками должны получить полный комплекс услуг и инфраструктуру для своего досуга. Я говорю не только о лавочках, летниках и магазинах. Но и о музеях, выставочных пространствах, конечно, о полноценном ресторанном комплексе, который, кстати, у нас уже на достойном уровне. Его хвалят многие туристы из других городов.
Второй аспект — облик города. Вопрос устранения визуального мусора звучит в моем кабинете каждую неделю. Мы почти закончили с незаконными рекламными конструкциями в городе. Внутригородские округа вместе с бизнесом закрашивают стихийные граффити. Уверен и в том, что скоро предприниматели придут к эстетичным, понятным для русскоязычных людей вывескам.
На итоговой защите гостеприимного Краснодара в «Сколково» в числе ключевых проектов мы указали исторический квартал. Это комплекс зданий XIX—XX веков на территории одного квартала, наполненного музеями и местами притяжения. Срок его реализации поставили себе до 2030 года. Для таких объемных проектов 5 лет — это миг.
Вместе с тем мы прорабатываем две концепции новых пешеходных маршрутов в историческом центре города. Первая — маршрут выходного дня, который закольцует в себе основные территории для отдыха в центре. Вторая — отдельный маршрут по одной из центральных улиц.
А краснодарский Арбат уже принимает гостей круглый год. Пока погода позволяет, каждые выходные на нем стараемся сделать насыщенными, с особенными выставками, выступлениями.
Знаковые объекты пройдут реновацию
— Какая ведется работа по сохранению объектов культурного наследия в городе? Насколько бизнес вовлечен в процесс реставрации и сохранения культурного наследия Краснодара? Сколько частных инвестиций удалось привлечь в реконструкцию объектов?
— Эта работа контролируется управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Но есть объекты, к которым мы также подключаемся. Прямо сейчас капитально ремонтируем объект культурного наследия — школу № 8. Здание было построено в 1913 году, выстояло оккупацию. Ремонт коснется всего здания — от подвала до второго этажа и фасада.
Идет капремонт детских садов № 35 и № 36. В них обновляют кровлю и ремонтируют сети. Всего же в 2024 году на объекты культурного наследия из бюджета города будет потрачено 110 млн руб.
Наконец, завершаем кропотливую работу по восстановлению фасада нашего Центра творчества «Содружество». В январе закончили ремонт со стороны улицы Чапаева, этим летом завершим со стороны улицы Красноармейской. В начале прошлого века там располагалась пятая женская гимназия Хрусталевой. Ее воспитанниц учили общеобразовательным предметам, творчеству и домоводству. Спустя 100 лет дети в этом здании изучают театральное искусство, ремесла, занимаются хореографией.
— Самый наглядный пример взаимодействия бизнеса и власти в части реконструкции объектов культурного наследия — реконструкция кинотеатра «Аврора». На каком этапе сегодня эта работа? Когда жители и гости города смогут посетить знаменитый кинотеатр?
— Между администрацией и инвестором заключено концессионное соглашение, по которому реконструкция «Авроры» должна быть выполнена до конца 2028 года. Естественно, мы следим за исполнением. Скажу так — сейчас продолжается этап первоочередных и противоаварийных работ.
— В мае 2024 года Вы поручили разработать концепцию развития всех парков города. С какой территории начнется преобразование? В чем оно будет заключаться?
— Все парки нуждаются в глубокой модернизации, такова реальность. Это большая работа, к которой нужно подойти вдумчиво, применяя современные технологии и учитывая уникальность каждого парка. Поэтому мы прорабатываем концепцию развития зеленых пространств. И пилотным проектом станет Городской Сад. Он основан еще в Екатеринодаре в 1848 году. Во время поездки по Кавказу его посещал император Александр III. Парк сильно пострадал в Великую Отечественную войну, но в нем продолжают по сей день расти старинные дубы. Именно историческая значимость — то, на что мы опирались при выборе пилотного проекта.
В первую очередь займемся вопросами безопасности: системами энерго- и водоснабжения. Затем уже перейдем к эстетической и рекреационной составляющим. Проработаем удобство парка для маломобильных граждан, систему ухода за зелеными насаждениями. И безусловно, позаботимся о пруде, где живут лебеди и утки.
Когда пилотный проект покажет свою состоятельность, приступим к остальным паркам.
— Сейчас создается единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования. Каковы сроки реализации? Что это даст?
— Единый документ объединит Генеральный план, карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок их применения, а также внесения в них изменений. Звучит сложно, понимаю, но поверьте, в будущем мы будем в два раза меньше времени тратить на разработку материалов территориального планирования и градостроительного зонирования.
В декабре 2024 года мы документ утвердим, а до ноября 2025 года внесём все данные в ЕГРН.