Алексей Мосолов, «Один театр»: «Небольшой бюджет – это хорошо для театра»
Как появилась идея создания собственного театра? Можно ли его считать бизнес-проектом?
– Работая в краснодарском Театре драмы, я, Арсений Фогелев и Виталий Борисов понимали, что это не совсем тот театр, который был сформирован в наших головах и сердцах в течение жизни. Поэтому и возникла потребность в создании своего творческого пространства, в котором мы могли бы реализовать все свои идеи и задумки.
Мы хотели познать театр во всех его направлениях: в творческом, организационном и финансовом. Мы четко представляли себе, какое в нашем театре должно быть взаимодействие со зрителем, с российской и зарубежной творческой средой, сколько на самом деле должны получать артисты.
В первую очередь, мы вместе написали пьесу «Невеста», которая и собрала наш первый зрительный зал. Так и родился «Один театр».
В бизнес он до сих пор не трансформировался. Дело в том, что чем больше становится театр, чем больше к нам приходят зрители, тем больше появляется направлений, которые мы хотели бы реализовывать и развивать. По этой причине всегда чувствуется острый недостаток средств.
Мы все еще находимся на пути формирования того театра, который задумывали изначально.
С какими трудностями столкнулись в начале пути?
– Наверное, самая главная трудность – это недостаток времени. «Один театр» создавался из ничего, мы все делали сами: начиная от творческого материала, заканчивая зрительным залом и сценическим пространством. Днем мы были заняты в Театре драмы, а по ночам красили стены, проводили канализацию и электричество. Все это нужно было успеть, преодолеть эти трудности, разогнать театральный маховик. И у нас это получилось.
Какой сейчас штат у «Одного театра»?
– К данному моменту у нас уже сформировалась труппа. Она пока небольшая – 5 актеров, которые работают только здесь. Также на конкретные роли конкретных спектаклей мы приглашаем артистов, которые работают в других театрах города. Кроме того, привлекаем волонтеров. Всего наш персонал состоит из 10 человек.
Чем репертуар «Одного театра» принципиально отличается от других площадок?
– Наш репертуар складывается следующим образом: 33% составляют авторские постановки, т.е. пьесы, которые были написаны и поставлены нами, 33% занимает современная драматургия и 33% – классика. Этим как раз наш репертуар и специфичен.
За пять лет мы единожды привлекали стороннего режиссера, который ставил нам «Небесных беглецов». Это был Владимир Кулагин. Все остальные спектакли мы ставили сами.
Какие вы рекламируете сам театр и его спектакли?
– Мы используем бесплатный информационный ресурс – социальные сети. Но по результатам опросов, нашим главным рекламным инструментом является «сарафанное радио». Люди чаще всего приходят к нам по рекомендациям знакомых.
За счет каких средств живет «Один театр»? Используете ли вы меры господдержки?
– На протяжении всего существования «Одного театра» он, в основном, находится на самообеспечении. У нас есть некоторые взаимодействия с министерством культуры Краснодарского края, но не в финансовом плане. Например, они вызвались оказать нам информационную и транспортную поддержку в создании Фестиваля независимых театров, что тоже немаловажно.
Кроме того, мы дважды получали стипендии от Союза театральных деятелей России. Но это небольшие суммы – не приходится говорить о том, что это хоть сколько-нибудь значимая финансовая поддержка.
«Один театр» самоокупается за счет билетов. Разумеется, хотелось бы, чтобы спектакли приносили больший доход. В первую очередь – для того, чтобы создавать новые спектакли, сложные по художественному решению и оформлению. Но из-за того, что бюджет пока небольшой, мы вынуждены ограничиваться в последующих постановках.
Но это не главное. Потому что в театре главное – это актер и зритель. То, что у нас небольшой бюджет постановок, это нельзя отнести к минусу. На данном этапе, на мой взгляд, для «Одного театра» это хорошо.
Какой самый дорогой спектакль вы поставили за эти пять лет?
– Наверное, это наша предпоследняя премьера – античная история «Медея». Это связано с тем, что этот спектакль потребовал от нас технического совершенствования всего звукового оборудования.
На ваш взгляд, какая постановка нашла наибольший отклик среди зрителей?
– Первая и вторая части «Тебя». Уже не первый год собирают полные залы «Параллели». «Невеста» с каждым разом становится только популярнее среди зрителей. Можно сказать, что любят наш театр.
Когда вы создавали «Один театр», каким Вы видели его спустя 5 лет? Оправдались ли ожидания?
– Тогда мы хотели создавать спектакли. И мы их создаем! Но дело в том, что это бесконечный процесс. Мы еще находимся на пути развития и в сфере реализации творческих проектов, и реализации финансового существования театра, гастрольной и фестивальной деятельности.
Нельзя сказать, что мы что-то осуществили, мы все еще в пути. Но какие-то ступени мы уже преодолели, причем по всем направлениям.
И напоследок совсем уж традиционный вопрос – о планах на будущее.
– Конечно же, хотелось бы обзавестись собственным зданием, потому что сейчас мы арендуем помещение. Также планируем развивать связь с разного рода фестивалями и театральными проектами. В настоящее время мы стараемся находить какие-то мостики для взаимодействия и, в то же время, углубляться в лабораторную внутреннюю работу.
Планов много, и мы стараемся, чтобы инструментов для их реализации становилось как можно больше.