Широких: «Телеканалы Юга России начали активнее осваивать digital»
— Известно, что рынок вещания и стриминга сегодня растет, как и рынок видеорекламы. Интерес к потреблению видеоконтента также очень высок. Какие вы выделите три главных тренда вещания и видеопроизводства?
— Самый главный тренд — это активное освоение digital. Видим, что в Telegram активно и хорошо пришли региональные телеканалы, есть успешные кейсы. Очевидно, стало больше live-форматов и меньше записанного «консервного» контента. Разумеется, один из трендов — почти полный переход на российские фильмы и сериалы. Понятно, что тому есть разные предпосылки, начиная от санкций, заканчивая предпочтениями зрителя.
— Не так давно был день рождения Telegram. Многие эксперты отрасли отмечали, как он повлиял на рынок СМИ. Насколько сильно, на ваш взгляд, Telegram влияет на региональное телевидение?
— Telegram для региональных телеканалов — одна из площадок. Более того, у большинства региональных телеканалов в свое время были очень большие аккаунты в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией — прим. ред. РБК ТВ Юг). У большинства очень большие сообщества по подписчикам и вовлеченности в «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Но Telegram — самая динамично развивающаяся площадка сейчас. И по приросту аудитории в январе прошлого года дневная аудитория Telegram была 25 млн человек, сейчас больше 50 млн.
— На какой период от мировых трендов отстает региональное телевидение России? Или же нет никакого отставания?
— Если проводить аналогию с федеральными каналами в сравнении с большими западными каналами, то российское телевидение всегда было на высоком уровне. Для этого достаточно посмотреть итальянское телевидение, американское телевидение. Российское телевидение всегда было мощнее и сильнее, за редким исключением каких-то шоу. В прошлом году в России появились шоу «Аватар» и «Фантастика» с применением технологии AR, в Америке это шоу вышло на год раньше. В этом, наверное, они нас опережают. Что касается среднестатистического дневного контента, то уровень российского телевидения всегда был выше, чем западного. И это признавали все, здесь вопросов никаких нет.
— По статистике Mediascope, в 2023 году в топ-10 городов, где доля телезрителей в возрасте от 4 лет самая высокая, есть и Краснодар (на 6-м месте), и Ростов-на-Дону (9 место). Что вы можете сказать о медиарынке Юга России?
— Если мы говорим про Юг, здесь надо учитывать исторические предпосылки. Много станиц в Краснодарском крае, куда никогда не приходили кабельные операторы. Как следствие, проникновение кабельного ТВ невысокое в Краснодарском крае. В СКФО так же. Здесь люди смотрели эфирное телевидение после 2019 года, когда отключили аналог федеральных каналов, они стали смотреть цифровое телевидение. Параллельным ходом развивалось спутниковое ТВ, которое, очевидно, люди в станицах покупали, если хотели смотреть не 10 каналов, а 300. Мы делаем большое количество рейтингов по digital. Могу сказать, что Кубань традиционно сильна в этом направлении. Возможно, это одно из следствий того, о чем я говорил: у людей не очень много возможностей получать каналы в традиционной среде. Поэтому люди жадно ищут информацию о Кубани или Северном Кавказе в Telegram или в «Одноклассниках». Кстати, Краснодарский край в «Одноклассниках» третий после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству пользователей.
8 часов мы спим, 8 часов тратим на работу, 8 часов — это какое-то более-менее свободное время. Половину из этого свободного времени средний россиянин тратит на телевидение.
— Какое сейчас среднее время телесмотрения в России?
— Среднее время телесмотрения в России — это 3 часа 49 минут в день. Надо сказать, что время в интернете всего на 12 минут больше, то есть 4 часа 1 минута в день. Это ответ на вопрос о закате телевидения. По данным Mediascope за 2022 год, никакого заката нет. По-прежнему телевидение смотрят почти 4 часа в день. Единственное, что надо учитывать, что это время неравномерно распределено по России, с востока на запад оно уменьшается. Дальний Восток и Сибирь смотрят ТВ больше 4 часов в сутки, а ближе к Северному Кавказу — около 3 часов в сутки. Еще раз, в среднем, 3 часа 49 минут, и это очень много, с учетом того, что у человека есть три восьмичасовых слота в день, скажем так. 8 часов мы спим, 8 часов тратим на работу, 8 часов — это какое-то более-менее свободное время. Половину из этого свободного времени средний россиянин тратит на телевидение.
— Один из важных вопросов для региональных телеканалов — это техническое оснащенность. Учитывая, что импорт техники из Европы и США стал почти невозможен, как в этих условиях существуют региональные телеканалы, как переоснащаются?
— Процесс переоснащения стал сложнее в силу санкций и проблем с завозом западного оборудования. Понятно, что импортозамещение развивается с 2014 года в России в части телевизионных технологий, но ряд позиций мы до сих пор делать не умеем — видеокамеры, объективы, звуковое оборудование. Но огромное количество позиций уже импортозамещено, поэтому модернизация действительно проходит. Около 10-15 телеканалов в год модернизируются. В текущих условиях можно импортозамещаться. Это делают и федеральные каналы, и региональные.
— Возможно ли, что региональное телевидение перестанет существовать?
— Это невозможно. Во-первых, мы с вами говорили, что 4 часа среднестатистический россиянин смотрит телевидение. Заменить телевидение не может ничего. Человек ленив. При том, что мне не 54 года, я моложе, но я все равно ленив. Меня линейное телевидение устраивает намного больше, чем необходимость зайти в онлайн-кинотеатры и пытаться думать, что посмотреть. Большинство рекомендаций меня совершенно не устраивает, не попадает в мои интересы. Поэтому я не вижу никаких опасений с региональным телевидением.
— Можете ли дать несколько советов, самых общих, для тех, кто так или иначе относиться к созданию телевизионного контента?
— Держать руку на пульсе, не делать фейков, быть в тренде. Бросить отрасль, если вы считаете, что это не ваше, здесь нужны люди с горящими глазами. Очень важно отличаться, нужно придумать какой-то дифференциатор. Важно все время что-то придумывать и креативить.