Юрий Барзыкин: «2023-й станет для Юга РФ годом развития туризма»
— Начнем с трендов. Какие тенденции в туристической индустрии Юга России и СКФО сохранятся с прошлого года и чего можно ожидать в 2023 году?
— Основные тенденции прошлого года будут повторяться и в этом году. При этом 2022-й был годом восстановления. Мы практически вышли на уровень доковидных показателей. 2023-й станет годом развития. Те основы, тот потенциал, в том числе госпрограмм, субсидирования, кредитов, которые выделялись, в этом году должны сыграть свою роль.
На совещании президента России по развитию внутреннего туризма вице-премьер докладывал о том, что в прошлом году была сдана 1 тыс. номеров, а в этом году — уже 3 тыс. номеров, притом что заявок было в три раза больше. Т.е. потребность в номерном фонде сегодня очень высока.
Конечно, по средствам размещения Юг России занимает ведущее место. Неперспективных и неинтересных территорий здесь нет. Тут и пляж, и предгорье, и горы. Весь потенциал должен использоваться, и на Юге это делается. Надо понимать, что сегодня потребитель за одну поездку хочет попробовать разные услуги: поехал на конференцию — посетил экскурсию, в идеале на винодельню. Различные виды отдыха должны быть включены в один турпродукт, не исключая межрегиональный туризм.
В то же время мы понимаем, что остаются закрытыми 11 аэропортов, в основном на Юге России, но коллапса не случилось. Меньше гостей приняли и Анапа, и Геленджик, и ряд других территорий. Но через Сочи турпотоки перераспределялись вплоть до Крыма.
Особенности — это то, что были запущены зарубежные механизмы реализации турпродукта, такие как чартерные перевозки. Речь идет о крупных туроператорах, которые организовывали чартеры в Египет, Турцию и другие страны.
Что мы видели с 30 декабря по 8 января — чартерные рейсы на Дагестан, которые были востребованы и разлетались вмиг. По ряду других направлений этим же решением пользовались туристы, а это минус 60% стоимости и плюс — системы обслуживания и питания.
— Некоторые эксперты связывают развитие туристической сферы на Юге России в 2023 году с открытием аэропортов. Что вы об этом думаете?
— Мы в свое время думали, что в Геленджике достаточно сложный аэропорт, он не понадобится. Однако, чем больше возможностей прибытия в регионе, тем лучше. Мы же видим, сейчас приостановлена работа аэропортов. Сочи и Кавминводы взяли на себя основную нагрузку, но это все равно привело к ощутимым потерям и в Крыму, и по нашим территориям. Подчеркну, что транспорт — это 60% в турпродукте.
Мы с прошлого года говорили о том, чтобы открыть или Ростов, или Краснодар (для приема воздушных судов — прим. ред. РБК Краснодар). Надо понимать, что Сочи не закрывает полностью эту нишу, эту проблему. РЖД и автомобильный транспорт тоже ее не решает. Более 30% туристов прибывает на отдых авиатранспортом, и этот вопрос необходимо решать. Если на то будет воля Минобороны и Минтранса, то в 2023 году аэропорт Геленджика сможет принимать туристов.
— Насколько в этом случае регион сможет увеличить поток гостей?
— В этом случае туристический поток в регион вырастет если не в разы, то минимум на 30%. Это произойдет неоднородно, конечно. Многие из тех, кто увидел транспортные проблемы, воздержатся от поездок, но все равно народу будет больше. Мы это видим сейчас по бронированиям. Сейчас это привлекательно в первую очередь из-за своей цены. Это говорит о том, что в 2023 году поток гостей будет больше, чем в прошлом, на 10-15% и более. При всех разговорах о качестве, ненавязчивом сервисе, ценах возвратность на курорты Юга России составляет 72-75%. При всех объективных проблемах люди не отказываются от отдыха на Юге. Нужно удерживать потребителя и платить ему за это хорошим качеством, стабильными ценами и услугами.
— К вопросу об услугах. Оцените работу сервиса «Все включено» в Краснодарском крае. Понятно, что Кубань стала своеобразным испытательным полигоном этой системы. Насколько успешным можно назвать этот опыт?
— Наконец-то стандарт «Все включено» и «Ультра Все включено» на федеральном уровне утвержден и с июля будет внедрен, хотя в Краснодарском крае такой стандарт действует с прошлого года. Другой вопрос — как он действует. Пока не так много гостиниц. Однако надо отметить, что в Краснодарском крае их больше всего по отношению к другим регионам России. Это положение обязывает, и те универсальные механизмы регулирования и работы турбизнеса, которые отрабатывается на Юге, теперь могут быть общеприменимы и распространиться по всей стране.
Порядка 60% наших потребителей хотят all inclusive. Это удобно, особенно отдыхающим с детьми. Поэтому эта система будет расширяться, тем более что она дает дополнительную загрузку от 10% до 20%. На Имеретинском курорте (Сочи) такая практика достаточно широко распространена, в Анапе она есть и будет еще шире внедряться.
Не надо забывать, что на Юге и на Северном Кавказе работает уникальная система санаторно-курортного комплекса, которая лучше любого стандарта «Все включено». Это диетическое питание, разработанные диеты. Санаториев тоже стало больше. Кстати, это тоже один из трендов. Люди стали больше ценить свое здоровье, постковидные программы стали более востребованными. В России турпоток по санаторно-курортным направлениям — это около 6 млн человек в год, более половины туристов забирает Юг. В этом году тренд продолжится, безусловно.
На Черноморском побережье постепенно СПА заменяют оздоровительными и лечебными услугами. Да, они более емкие финансово и кадрово: порядка 40% персонала — это медики. Но нужно учитывать, что сегодня все поняли необходимость и важность этого направления. Сейчас, когда определено строительство дороги из Ставропольского края на побережье, появится еще больше возможностей в данном сегменте.
— Еще одна тенденция 2022 года — сокращение порога бронирований. Некоторые эксперты говорили о том, что такого феномена, как раннее бронирование, уже не существует. Как изменилось положение сегодня?
— Конечно, потребитель осторожничал. Число бронирований сократилось именно поэтому, но уже к концу года, а тем более в январе-феврале, ситуация изменилась кардинально. По отдельным направлениям уже мест не осталось на лето, поскольку это очень выгодно. По некоторым востребованным курортным направлениям Сочи можно сэкономить порядка 10-20%, по тем курортам, которые располагаются дальше, — около 30%, что существенно. Еще одно направление раннего бронирования — это Северный Кавказ, Дагестан, Чеченская республика, Кабардино–Балкария. Сейчас такой неопределенности, тех рисков, как были раньше, нет.
— Власти южных регионов предпринимают много попыток для реализации в регионе концепции круглогодичного туризма. Как вы оцениваете эти попытки?
— Это мечта всех, не только Юга. В высокий сезон и не надо привлекать гостей, нужно привлекать в низкий. Выравнивание сезонности — это наиболее привлекательный путь. Все равно будут пики и будут спады, но регулирование уже сейчас происходит. Например, с 1 ноября стоимость объектов размещения отельеры снижают на 10-15%. Также, как я уже сказал, популярностью в межсезонье пользуются программы оздоровления. На них в низкий сезон цены очень неплохие — от 1,7 тыс. рублей в сутки, куда входит 6-7 процедур, это доступный и, я бы сказал, бюджетный отдых. Тот, кто не занят на производстве и имеет своей целью восстановление здоровья или реабилитацию организма, пользуется этим преимуществом.
Сюда же можно отнести стоимость на авиаперелеты. Я очень много летаю и, конечно, вижу, когда билет стоит 3 тыс. рублей, а когда 9 тыс. рублей. Ну и кешбэк. В прошлом году им воспользовались 3,5 млн человек. Нужны, конечно, такого рода импульсы для развития. Регионы также могут это сделать, если не прямым выделением средств, то ценовой политикой, мероприятиями. Ну и нужно больше развивать инфраструктуру, которая дает возможность отдыхать и зимой, и летом. Здесь много составляющих, а для властей это первоочередная задача. Думаю, что они ее понимают и понимают проблемы, с которыми столкнулись. На этом все только начинается. Думаю, 2023 год действительно станет годом развития.
— К вопросу о развитии. Какие инициативы по развитию туризма на Юге РФ рассматривает Российский союз туриндустрии и комитет ТПП России по туризму? Что из этого планируется внедрить в 2023 году?
— И комитет ТПП РФ, и Российский союз туриндустрии (РСТ) формирует в первую очередь событийную повестку, которая привлекает и деловых людей, и тех, кто совмещает работу с досугом. В целом выстраивается такая цепь событий, которая постоянно держит наши регионы в спектре всеобщего внимания. Один из компонентов — это комплексные винные туры. Активнее нужно развивать круизный туризм, необходимо продолжать работу с РЖД.
Хорошие новости: мы вновь возвращаем себе въездной туризм. Китай заявил, что одним из приоритетных направлений рассматривает Россию. Я напомню, в доковидный период ставился чартер из Сочи на КНР. Я думаю, что если поток будет налажен, необязательно из Сочи, то это направление тоже надо будет развивать и отрабатывать.
— Вы назвали одним из перспективных направлений 2023 года развитие круизного туризма. Насколько это возможно в текущих социально-экономических условиях?
— Абсолютно реально. Сейчас из Сочи судно ходит, и даже зимой организаторы предприняли попытку, но Черное море зимой сильно штормит. Тем не менее это круизы в Стамбул и другие города Турции. Сейчас планируется круизное сообщение вдоль побережья: в Грузию, Абхазию, Новороссийск, Крым. Это крайне интересное и востребованное направление.
Да, сложности были, но были и поручения президента по этому вопросу. Суда уже подбирают. Я напомню, что во время Олимпиады семь судов стояли в порту. Т.е. сейчас емкость портов абсолютно обеспечивается. Сколько будет судов, столько и примем. На сегодняшний день их просто нет. Но возобновление уже в этом году планируется. Пока это будет экскурсионно-туристическое направление. Но и это для Юга уже очень хорошо.