Перейти к основному контенту
PROТуризм ,  
0 

ВШЭ: «Туризм — мощный драйвер развития креативных индустрий на Юге РФ»

Научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина рассказала РБК ТВ Юг о развитии сектора в ЮФО и СКФО, спросе на творческие специальности и перспективах экспорта креативного продукта
Фото: личный архив Т. Абанкиной
Фото: личный архив Т. Абанкиной

Законодательная база

— Правительство РФ утвердило Концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. План реализации концепции был принят в 2022 году. Он устанавливает целевые показатели по развитию креативных индустрий в России: доля творческих отраслей в экономике к 2030 году должна составить не менее 6%, занятость в секторе должны вырасти до 15%. Возможно ли, на ваш взгляд, достичь задач, поставленных в концепции в период до 2030 года? Что для этого необходимо?

— Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы удвоить занятость в креативных индустриях. Но, я думаю, нам реально увеличить этот показатель в 2,5 раза. Росстат официально рассчитал предварительные оценки вклада креативных индустрий в российскую экономику — сегодня это примерно 3,2% — 3,3%.

С учетом той инфраструктуры, которая сейчас создается, тех льгот и преференций, которые приняты на федеральном уровне и во многих субъектах РФ, это амбициозная задача, но достижимая. Я надеюсь, что к 2030-му году мы действительно сможем удвоить вклад креативных индустрий, потому что потенциал позволяет это сделать.

Отмечу, что креативные индустрии — это, прежде всего, творческие люди, а потом уже инфраструктура, условия развития и так далее. Поэтому здесь очень важно обеспечить, с одной стороны, доступный вход в креативную экономику через образование. С другой стороны, очень важно, чтобы в отрасль стягивались представители из других сфер, в том числе даже люди пожилого возраста, мамы с детьми с частичной занятостью, люди с ограниченными возможностями.

— В ноябре 2023 года депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, который определяет, какая экономическая деятельность относится к креативной индустрии. Согласно законопроекту, правительство составит реестр компаний креативных индустрий и будет вести его. Курировать творческий сектор будет Минэкономразвития. На ваш взгляд, как это повлияет на развитие креативных индустрий?

— Тот факт, что в России принимается такой закон, говорит о степени зрелости сектора креативных индустрий, это фиксирование долгосрочного приоритета. Фактически, закон задает стратегические развитие отрасли.

Приказом министерства культуры РФ определен уже перечень, собирательная классификация отрасли, туда включены разные виды деятельности в соответствии с классификатором, которые определяют этот сектор. Во всех странах он несколько отличается: единого нет нигде. Поэтому, конечно, для оперативной работы с креативной экономикой условия уже созданы.

Потенциал южнороссийских городов

— Возможно ли, на ваш взгляд, городам Юга России и Северного Кавказа достичь показателей данной стратегии или может быть даже преодолеть эти цифры? Что для этого необходимо? Какие шансы у южнороссийских регионов?

— У Краснодарского края есть все основания превысить средний показатель по России к 2030 году. Здесь развивается очень много инфраструктуры, это и технопарки, и кинокластеры. Активно развивается индустрия моды и дизайн. Потенциал Ростовской области тоже довольно высокий. Как правило, в группе лидеров по доле креативного кластера оказываются территории, в которых присутствует город-миллионник, т.е. где существует концентрация творческого класса.

Одним из ключевых направлений работы южнороссийских регионов, которое является стратегически значимым для развития творческих отраслей, является экспорт. Очевидно, что с разворотом на Восток, большой потенциал открывается не только в области взаимодействия со странами Ближнего Востока и Северной Африки, но и со странами Азиатско-Тихоакеанского региона, Латинской Америки. В следующем году Россия председательствует в БРИКС, и, я думаю, будут созданы условия для развития контактов со странами, входящими в это межгосударственное объединение. А это страны с огромной емкостью рынка, огромным спросом и населением.

Конечно, сейчас территории Юга находятся в зоне тревожности, но мне кажется, что в скором времени ситуация здесь будет гораздо более дружественная и открытая, что даст возможность развития без каких либо ограничений.

Творческие люди

— Еще несколько лет назад порядка 70% специалистов, занятых в творческих профессиях, приходилось на десяток наиболее распространенных: маркетологи, разработчики программного обеспечения, швеи и другие рабочие родственных занятий. Изменилась ли ситуация сейчас?

— Интерес к креативным индустриям заметно возрастает. Во всех вузах и колледжах, которые сегодня открывают направления, связанные с креативными индустриями, например дизайн, мода, компьютерная графика, звукорежиссура, даже гастрономия, очень популярны. Конкурсы везде растут. Это очень обнадеживающая тенденция.

Она связана с тем, что с 2021 года в стране ведется систематическая работа по развитию индустрии. Были запущены два федеральных проекта: «Придумано в России», созданный для поддержки креативных индустрий и экосистемы креативных индустрий, и проект «Пушкинская карта», фактически способствующая росту спроса, поддержке в выборе молодежи в сфере культуры, посещения театров, концертных залов, музеев, кинотеатров. Это важно, поскольку для креативных индустрий сегодня требуется, квалифицированный потребитель, люди, которые разбираются, понимают и готовы сами реализовывать творческие проекты и сами готовы участвовать в культурной жизни.

Что касается швей, о которых вы говорите, то отмечу, что индустрия моды растет высокими темпами, в том числе и в России, поэтому швеи, они как были востребованными вчера, так и остаются востребованным сегодня.

— Какие творческие специальности сегодня дефициты? На какие профессии фиксируется повышенный спрос?

— В огромном дефиците сегодня управленческие навыки, программы по управлению креативными индустриями. Навыки открытия своего дела, бизнес-планирование, оценка бизнеса, создание и продвижение стартапов является очень востребованными в сфере креативных индустрий, как и направления, связанные с творческим контентом для IT-сектора: анимация, гейм-дизайн, все, что связано с Event-индустрией и проведением событий, организацией звука, света, VR-реальностью, дополненной реальностью. Это те специальности, спрос на которые опережает предложение, и которые развиваются очень динамично во всем мире, и Россия находится в тренде тех же тенденций. Сектор креативных индустрий растет примерно на 17%-18% ежегодно. Пандемия дала толчок такому развитию.

Опираясь на данные Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters, который проводится в течение 3-х лет, необходимо отметить важность бэкстейдж-профессий — визажисты, костюмеры, звукорежиссеры, аниматоры. Потребность в специалистов «за кадром», которые обеспечивают работу медийных персон, сегодня составляет порядка 80%.

— Какие из креативных индустрий наиболее развиты в ЮФО и СКФО? Специалисты каких направлений занимают наибольшую долю в этом секторе?

— Подчеркну, что креативные индустрии очень неравномерно развиваются как в мире, так и в России. Эта же тенденция касается регионов Юга и Северного Кавказа. Безусловными лидерами в Южном федеральном округе являются Краснодарский край и Ростовская область. В этих субъектах вклад сектора креативных индустрий в экономику находится на уровне среднероссийских показателей. Краснодарский край — даже идет с некоторым опережением. Регионы Северного Кавказа, несмотря на огромный потенциал, пока вносят порядка 1%. В СКФО должна вестись очень большая работа с регистрацией предпринимательства, и высветлением многих бизнес-процессов.

Конечно, если мы говорим про макрорегион Юг и Северный Кавказ, то здесь необходимо отметить рост интереса к туризму в этих регионах. Сам по себе туризм не входит в сектор креативных индустрий, но он является очень мощным драйвером развития художественных промыслов, которые входят в сектор креативных индустрий, сувенирной продукции, фестивалей, вообще любых творческих событий, которые привлекают людей.

Креативный девелопер

— Насколько креативные индустрии сейчас популярны среди инвесторов? Есть ли интерес с их стороны к проектам креативной сферы?

— Исследования ВШЭ демонстрируют, что люди с креативными компетенциями сегодня востребованы во всех секторах — промышленности, на транспорте, даже сельском хозяйстве и рыбном хозяйстве. Опыт работы ВШЭ с крупнейшими российскими компаниями показывает, что корпорации также понимают важность и перспективность развития креативных компетенций, поэтому они вкладываются в создание инфраструктуры и творческих проектов.

В регионах России есть понимание, что приток креативной творческой молодежи приходится на столицы и города-миллионники, поэтому здесь стараются создать среду, которая была бы благоприятна для творческих бизнесов. Здесь создаются креативные кластеры и условия, в том числе, способствующие работе с крупным бизнесом.

— Креативный кластер — довольно новый феномен на рынке недвижимости. В ЮФО и СКФО он пока представлен единичными проектами. Насколько творчество может повлиять на сферу недвижимости? Насколько активно могут расти инвестиции в эту сферу со стороны инвесторов?

— Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ выиграл конкурс Минкультуры РФ по формированию мастер-планов и концепции городских креативных пространств. Для шести российских городов были разработаны такие документы. Как правило, многие из них осваивают пространство бывших промышленных сооружений. Поэтому мы имеем дело с превращением заброшенных территорий в новые привлекательные кварталы и это очень важная часть работы по формированию городского пространства.

Исследование НИУ ВШЭ показывало, что стоимость арендной платы в зоне таких обновленных пространств возрастает примерно на 7%. В целом благополучие района тоже растет. Нахождение в таком кластере — это возможность взаимодействия с другими креативными бизнесами, привлекательными для потребителей и потенциальных клиентов. Эти выгоды от нахождения в кластере как раз и повышают, в том числе, стоимость аренды.

После пандемии ситуация несколько изменилась и сейчас творческие кластеры, прежде всего, развиваются как пространства для стартапов. Начинающим предпринимателям на безвозмездной основе предоставляют коворкинги, проводят образовательные или консультационные программы. Здесь проводят форумы или обсуждение с творческими бизнесами, встречи с руководством региона или города. Таким образом такие пространства сегодня выполняют функции институтов развития, институтов коммуникации.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 октября
EUR ЦБ: 106,42 (+0,73)
Инвестиции, 09 окт, 17:45
Курс доллара на 10 октября
USD ЦБ: 96,95 (+0,84)
Инвестиции, 09 окт, 17:45
Все новости Краснодар
До Израиля за сутки долетело 220 ракет «Хезболлы»Политика, 07:01
Вслед за ABBYY. Почему компании начали сокращать релокантов из РоссииPro, 07:00
Выручка российских авиакомпаний обновит исторический максимумБизнес, 07:00
В деле Тимура Иванова появился экс-председатель правления «Интеркоммерца»Политика, 06:57
РБК ТВ Юг: Рост зарплат в ряде отраслей на Кубани в 2024 г. достиг 25%Краснодар, 06:50 
Из горящего «дома-корабля» в Москве спасли 14 человекОбщество, 06:35
Верховный суд счел незаконной страховку в кредите без согласия заемщикаФинансы, 06:29
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Ростовской области ночью сбили десять беспилотниковПолитика, 06:02
Столтенберг рассказал о своих самых сложных переговорах как генсека НАТОПолитика, 06:02
В «Авито» рассказали, как выросли зарплаты в ретейлеБизнес, 06:00
Самолет Air France оказался в небе во время атаки Ирана на ИзраильБизнес, 05:26
В Москве загорелся «дом-корабль»Общество, 05:09
Россияне назвали сумму, которую считают порогом бедностиОбщество, 05:00
Политика, бизнес, семья: что нужно знать о богатейшей женщине ИндииОтрасли, 04:58