Дмитрий Дмитренко: ЮЗТС увеличит портфель контрактов в 2023 году в 5 раз
Объемы производства, спрос и экспорт
— С какими количественными показателями Южный завод тяжелого станкостроения завершил 2022 год? Какой объем продукции произвели на предприятии?
— Они могут многим показаться скромными, но для отрасли станкостроения, которая только развивается в нашей стране, они достаточно хорошие. Объем выпуска (в денежном эквиваленте за 2022 год — прим. ред. РБК ТВ Юг) у нас составил около 650 млн рублей. В количественном выражении мы отгрузили 15 станков разного типоразмера, от небольших для нас (самый маленький весит 20 тонн) до больших обрабатывающих центров весом около 100 тонн. Прирост составил 40%, и примерно такой же темп был в позапрошлом году.
Эти машины были отгружены нашим заказчикам в 2022 году. Сейчас по некоторым ведутся пусконаладочные работы, некоторые уже запущены в эксплуатацию.
— Какой объем прибыли предприятие получило в 2022 году?
— Мы получили хорошую прибыль — 100 млн рублей, и теперь готовы идти развиваться дальше. Наши партнеры в банковской сфере, увидев, что этот бизнес действительно может быть прибыльным и доходным, готовы очень сильно содействовать и вкладываться в нас для того, чтобы мы развивались.
— Увеличилась ли стоимость производства, учитывая все трудности, возникшие в 2022 году, в частности разрушение логистических цепочек и введенные санкции?
— Увеличение себестоимости произошло, но в масштабе всего станка рост составил 5-7%. То есть увеличение не было столь существенным, как многие ожидали. Но здесь сработала грамотная денежно-кредитная политика. Мы смогли обеспечить кредитные обязательства. Банки пошли нам навстречу по некоторым позициям. Плюс очень грамотно выстроена система мер поддержки на федеральном и региональном уровне, что тоже очень существенно повлияло на снижение себестоимости на сопутствующие расходы.
Классическая структура заказа в нашей отрасли — это 30% аванс и 70% оплаты после доставки станка на территорию заказчика либо после введения его в эксплуатацию. Соответственно, нам необходимо делать оборудование на кредитные средства.
— Насколько вырос спрос у предприятия, учитывая трудности 2022 года?
— Спрос вырос не столько от трудностей, сколько от того, что импортные производители ушли из России. Перед нами встали непрофильные задачи. Была определенная номенклатура — это токарно-карусельные станки, которые мы выпускали десятками лет. В нынешнем году в структуре портфеля контрактов токарно-карусельных станков всего 10%. Все остальное — это новая техника: многоосевые обрабатывающие центры, в том числе портальные обрабатывающие центры для авиационной промышленности. Это очень серьезные машины, у которых только длина рабочего хода 14 метров. И раньше мы их не производили.
— Пришлось ли вам перейти на отечественное программное обеспечение? Были ли трудности с этим?
— Здесь преуспели наши коллеги, которые поставляют нам системы числового программного управления, это ряд российских производителей. Система числового программного обеспечения — это комплекс: и железо, и ПО. Если в железе есть определенные комплектующие азиатские, китайские (электронные компоненты и блоки), то ПО полностью российское.
В станке мы вышли на показатель в 90% (российских комплектующих — прим. ред. РБК ТВ Юг). У нас остались отдельные элементы, которых либо сейчас в стране производится недостаточно, либо пока не производится вообще. Я думаю, в ближайшем будущем мы достигнем планки, близкой к 100%».
— В 2020 году правительство приняло «Стратегию развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года». В документе отмечалось, что текущий объем производства металлообрабатывающего оборудования покрывает лишь 17% внутреннего спроса. Вырос ли этот показатель за последние два годы?
— Конечно, вырос. И он растет не на единицы или десятки процентов, а на сотни. Портфель контрактов в 2023 году у нас превышает сумму в 2,5 млрд рублей. Нам необходимо вырасти в пять раз по сравнению с 2022 годом. Тенденция увеличения сохранится и на следующие годы.
— В мае прошлого года губернатор Кубани сообщал, что ЮЗТС создал уже третий обрабатывающий центр для авиакосмической отрасли. Его оборудование предназначено для строительства авиационных и космических двигателей. Расскажите, что в этом направлении производит предприятие? С кем ведется сотрудничество?
— Таких компаний стало заметно больше. Это двигателестроительная и судостроительная корпорации, «Роскосмос» и «Росатом». Все самые крупные компании, которые занимаются производством, входят ли они в «Ростех» или другие группы, наши клиенты. Обрабатывающий центр, который стоит с нами рядом, пойдет на одно из предприятий «Роскосмоса» для наращивания производства ракетоносителей гражданского типа. Это новая разработка, аналогов которой нет в России. Мы просто решили строить машину с нуля, учитывая мировой опыт, и я думаю, что у нас получилось.
— Как изменилась география поставок в 2022 году?
— Она изменилась, к сожалению, не в лучшую сторону. Сейчас поставок на экспорт нет совсем. Потенциально возможные страны — это прежде всего Белоруссия, Узбекистан, Казахстан. Но все равно определенные проблемы в части поставок нашего оборудования есть, и пока до реальных контрактов дело не дошло. Переговоры ведутся.
Кадровый вопрос
— Студенты КубГТУ могут обучаться практической подготовке на базе Южного завода тяжелого станкостроения. Как много практикантов вы принимаете? Существует ли дефицит кадров для таких предприятий? Каких конкретно специалистов больше всего сейчас не хватает?
— Ежегодно к нам на практику приходят десятки ребят и из вузов, и из средних технических учебных заведений. Отличный опыт у нас получился по сотрудничеству с КубГТУ. Сейчас работают 15 студентов, они выпускают интеллектуальную продукцию. По истечении восьми месяцев во многих вещах это самостоятельные инженеры-конструкторы.
Но мы сейчас рассматриваем специалистов в более широком смысле — инженер-конструктор-технолог. Потому что недостаточно просто спроектировать деталь или станок, нужно его еще правильно сделать. Именно конструктор закладывает экономику всего станка, экономику бизнеса в целом. Если он правильно спроектировал станок, его можно достаточно просто и экономически выгодно сделать.
Огромный спрос есть на рабочие специальности. Но там ситуация проще, мы на Юге. У нас естественный приток населения, переезжающего со всей России. А вот с инженерными кадрами сложно, потому что они в дефиците везде, и специфика у них другая. Здесь мы вынуждены растить своих, и такими темпами, которые многим даже и не снились. Сейчас у нас 250 человек, постоянно прирастаем в численности, задача в этом году выйти на 330 человек за счет рабочих и инженерных специальностей. Средний возраст — в районе 45-55 лет.
— На базе ЮЗТС функционирует исправительный центр для осужденных к принудительным работам. Решает ли это проблему нехватки кадров?
— Исправительный центр работает с августа 2022 года. В настоящее время у нас трудятся 30 таких человек. Опыт очень интересный и положительный. Мы закрыли вопрос по неквалифицированным специальностям, то есть все маляры, слесари, которые готовят какие-то несложные детали. Кроме того, есть люди, которые работают в отделе кадров, в бухгалтерии, в производственно-диспетчерском отделе. Потому что там профессионалы тоже есть.
Планы и прогнозы
— Какие планы по объемам и модернизации производства есть у предприятия на 2023 год и на ближайшие годы?
— В 2023 году мы планируем вывести на рынок новую продукцию, исполнить первые контракты и выйти на серийный выпуск оборудования. Также мы сейчас ведем проектирование еще нескольких новых линеек продукции, которая в 2024 году и последующих будет выпущена на рынок и представлена широкой общественности.
Все это требует расширения производственных площадей, над которым мы сейчас активно вместе с администрацией Краснодарского края думаем. Планируем сохранить темпы роста, за ближайшие три года выйти на темпы отгрузки в районе 6-7 млрд рублей ежегодно по выпуску станочной продукции.
— В каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас находится российское станкостроение?
— Оно сейчас переживает второе рождение или перерождение. Многие станкостроительные предприятия в России, как и мы, перестраиваются. Строят новые цеха, вводят их в эксплуатацию, строят новые участки, ремонтируют их, приводят к надлежащему техническому состоянию. Огромная потребность в инженерных кадрах. Мы знаем, как ее решать, мы ее решаем. Наши коллеги также к этому стремятся. На мой взгляд, еще 2-3 года такого же темпа, и мы будем весомы.