Сергей Алтухов - РБК: "Я уже полностью адаптировался к новой должности"
Сергей Алтухов был назначен на должность вице-губернатора в конце апреля 2015г. Курирует промышленный блок, коммунальное хозяйство и транспорт. Родился 23 февраля 1982г. в г.Орске Оренбургской области. Окончил Петрозаводский Государственный Университет по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Начал карьеру в компании МТС. С 2007г. работал в компании Microsoft. С 2009г. проживает в Краснодаре. До 2013г., работая в компании Microsoft, отвечал за развитие бизнеса с крупнейшими корпоративными клиентами и органами государственной власти субъектов ЮФО и СКФО. С 2013г. работал в компании SAP руководителем сектора товаров народного потребления.
Сергей, не могу не начать интервью с личного вопроса. До прихода в администрацию Краснодарского края у вас не было опыта работы в административной системе. Вы также не пересекались со сферами ЖКХ и промышленностью. Насколько вам легко было «перестроиться» в роль чиновника? Удалось ли уже погрузиться в свои обязанности?
Я действительно раньше не работал в органах госвласти. Но прекрасно знаю как устроена система, так как среди задач на предыдущем месте работы было взаимодействие с администрациями субъектов ЮФО и СКФО, построение GR, в том числе и на уровне федеральных ведомств, курирование нескольких направлений. Поэтому я очень хорошо понимаю, как устроены органы госвласти и цели, которые стоят перед госслужащими. Безусловно, я уже полностью адаптировался к новой должности. Есть полное понимание, что нужно сделать для экономики края, промышленности, транспорта и смежных отраслей, есть понимание чего не хватает и главное как это изменить. Причем не только сейчас, в особо «турбулентное» время, но и в перспективе нескольких лет, когда экономика вернется к росту.
А что касается «есть опыт, нет опыта...», могу ответить так: желание - это тысяча возможностей, нежелание - это тысяча причин. В моей команде будут работать такие же люди - нацеленные на результат. Безусловно, в процессе работы я планирую усилить свою команду профессиональными управленцами, перед которыми будут стоять четкие цели. А они, в свою очередь, будут выстраивать прозрачную тактику их достижения.
Вы планируете «усиливать команду» людьми, которые раньше как и вы работали в бизнесе, или это не обязательно?
Правильно усиливать команду компетентными людьми. Кроме того, важен еще один момент – эти люди должны придерживаться и разделять со мной принцип «работы на результат». Не принципиально на каких предприятиях они заняты сегодня – бизнес или госорганы. Главное, чтобы был необходимый уровень компетенций и желание действительно работать. От членов команды я жду достижения результатов всеми возможными (а иногда и невозможными, но в рамках правового поля) способами, а не объяснения почему что-то нельзя реализовать. Вот таких людей я действительно вижу в своей команде.
Недавно завершился инвестиционных форум «Сочи-2015». Для вас в новой должности он был первым. Многие говорят, что форум в его нынешнем виде изжил себя, что с каждым годом он собирает все меньше бизнеса, а на его проведение тратятся неоправданно высокие бюджеты. Хочется услышать ваше субъективное мнение — нужен ли вообще инвестиционный форум «Сочи»?
Форум для меня отнюдь не первый. Пусть в другой роли, но я уже участвовал в нем. Форум однозначно важен и нужен. Объясню почему. Это площадка для диалога с инвесторами, проведения переговоров, закрепления договоренностей. Другое дело, что нужно определенным образом изменить формат форума. Сейчас нам нужно переориентироваться от большого количества макетов и площадок в более качественное исполнение. Выражаясь словами губернатора, переходить «от макета к пакету».
О чем здесь идет речь? Вот, например, муниципальное образование представляет макет своего проекта. У инвестора должно быть максимум информации – что это за земельный участок, его разрешенная форма использования, какие доступны коммуникации, есть ли энергомощности, вода, газ, тепло. Кроме того, инвестор должен понимать какие налоговые преференции он получит, какие дополнительные льготы дает муниципалитет, какой мы можем обеспечить рынок сбыта в крае. Безусловно, все предложения должны быть соответствующим образом проработаны с экономической точки зрения и готовы к реализации хоть с завтрашнего дня. То есть у инвестора должна быть самая полная информация, которая затем ляжет в основу бизнес-плана и решения об инвестировании.
Я участвовал в большом количестве подобных форумов по всему миру. Какая модель используется в наиболее привлекательных для инвестирования странах? Инвестору не просто предлагают проект. Там уже проработан бизнес-план, готова площадка, оформлено юридическое лицо, в уставный капитал которого внесена часть средств. Инвестору остается изучить проект и финансировать старт и развитие предприятия. Вот на такие лучшие мировые практики должны ориентироваться и мы в работе с инвесторами.
А вы считаете, что такие инвесторы, которые вот просто гуляли по форуму, увидели понравившийся проект и решили «а вложу-ка я сюда деньги» - они в принципе есть?
На самом деле инвесторов здесь много. Мы их видим. Они действительно «гуляют» и смотрят, соотносят свои возможности с потенциалом того или иного субъекта. Есть и владельцы крупных корпораций, есть и небольшой бизнес. Мы сейчас должны бороться за этих инвесторов. Они должны быть заинтересованы инвестировать именно к нам в край, к нам в муниципальное образование. Безусловно, инвесторов со свободными деньгами сейчас стало меньше. И мы это понимаем. Конкуренция за них усиливается.
И как за них конкурировать?
Нужно предложить то, что нужно инвестору. Например, бизнес говорит: для реализации этого проекта необходимо 20 га земли, 2 мегаватта электроэнергии, водоснабжение и инженерные коммуникации, определенный рынок сбыта и кадры. В этих условиях мы готовы реализовать проект по выпуску инновационного продукта. Вот конкретный пример - на форуме мы подписали соглашение о производстве инновационного товара фармацевтической отрасли. Это большой проект, но инвестору для его реализации нужно все то, что я обозначил. Наша задача оперативно это «подхватить» и сделать так, чтобы уже в текущем или самом начале следующего года началось строительство. Чтобы на следующем форуме мы уже могли показать ход реализации проекта, а через 2 года - торжественно запустить новый современный завод. То есть одна из самых главных задач - чтобы все проекты, которые на форумах подписываются, получали практическую реализацию.
Что касается нынешнего форума. Мы много разговаривали с бизнесом и услышали 2 точки зрения. Одни говорят, что стало заметно меньше участников из бизнеса. Например, в 2014г. их было больше. Другие отмечают, что это даже хорошо: стало меньше «зрителей», но те, кто приехал, создали более деловую атмосферу. Они приехали не просто общаться, а для решения конкретных задач и вопросов. Вы лично как думаете?
Я думаю, что сейчас на форум приезжают действительно только реальные инвесторы, которые готовы здесь обсуждать потенциальные инвестпроекты, детали контрактов, условия работы, возможные преференции.
В этом году получился некий эффект «форума в форуме». Параллельно с общей деловой программой Краснодарский край впервые на своем стенде начал проводить круглые столы с региональной повесткой. На ваш взгляд, это правильное решение? Будет ли оно продолжено и в следующем году?
На мой взгляд, это правильно. Действительно, в рамках большого форума на обсуждение выносится федеральная повестка, актуальная для всей России. Большую часть тем курирует правительство РФ. Но мы должны обсуждать вопросы, важные конкретно для нашего региона, у нас должна быть возможность выстраивать прямой диалог между бизнесом и краевой властью. И этот новый формат позволяет это делать. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что такая практика должна быть продолжена.
Одно из направлений, которые вы курируете, это промышленность. Какие важные соглашения в этой сфере были подписаны на прошедшем форуме в Сочи?
Могу отметить сразу 2 соглашения о строительстве промышленных парков. Один из них будет построен под Краснодаром компанией «Тандер», второй — в Усть-Лабинском районе структурами «Базового Элемента».
О втором проекте в Усть-Лабинском районе очень мало информации. Что это за проект?
Это модель частного промпарка. Здесь инвестор будет самостоятельно вкладывать средства в создание необходимой инфраструктуры, подводить сети и коммуникации, а затем на готовую площадку привлекать бизнес, который разместит здесь свое производство.
Общая площадь - порядка 600 га. Там уже сейчас работает несколько предприятий. Но статус промпарка и наличие всей инфраструктуры позволит привлечь сюда больше инвестиций. По нашей информации уже есть предприятия, которые ведут проектирование заводов для размещения на этой территории.
И хотя это частный промпарк, мы заинтересованы в том, чтобы привлечь сюда новые проекты, новые производства, дополнительные инвестиции. Потому что это новые рабочие места, дополнительные налоги, развитие промышленности региона. Одна из задач региональной власти сейчас - проработать проекты и включить их в федеральную программу по поддержке промышленных парков для получения субсидий.
Есть мнение, что в существующих экономических условиях, когда каждый проект требует индивидуальных решений, промышленные парки могут быть неэффективными. Вы с этим не согласны?
Совершенно не согласен. Посмотрите на успешный опыт в Белгородской, Брянской, Ульяновской, Калужской областях, Ставропольском крае, Казани и других регионах России. Мы видим целые автомобильные кластеры, где открываются заводы, происходит локализация производств, появляются компании-сателлиты в соответствующих отраслях.
По какой модели необходимо развивать промпарки на Кубани?
Есть две базовые модели. Первая, когда есть якорный инвестор, который имеет серьезное производство, мебельное, например. А вокруг него развиваются компании-сателлиты. Например, одни делают плиты МДФ, другие фурнитуру, третьи занимаются подготовкой древесины и т. д. То есть такой промпарк предполагает создание полной цепочки производства - от сырья до конечного продукта. Здесь будет минимальная логистика, гарантированный рынок сбыта для компаний-сателлитов и другие составляющие, позволяющие оптимизировать производственный процесс, сделать продукт не только качественнее, но и доступнее для потребителя по сравнению с аналогами на рынке. То есть модель выгодна всем ее участникам.
Но есть и другая модель, она тоже имеет место быть. Это когда вы строите инфраструктуру и предлагаете площадки другим инвесторам. Фактически это как «промышленный торговый центр». Там есть определенные нормы и требования. Например, нельзя разместить пищевое производство рядом с предприятием, выпускающим химикаты и т. д. Такая форма тоже работает. Безусловно, в крае нужно внедрять обе модели.
А если брать конкретные отрасли. В каких из них развивать промышленное производство в формате промпарков в крае сегодня может быть более эффективно? Допустим, машиностроения как такого у нас нет, что остается?
Здесь вы не правы. У нас есть машиностроение. Например, в Армавире работает вагоностроительный завод; в Тихорецке производят оборудование для работы на железной дороге; в Кропоткине - оборудование для производства полиэтиленовой тары и для укладки трубопроводов; в Краснодаре развито производство сельхозтехники. Кроме того, в крае достаточно много «точек роста», которые сейчас нужно восстановить. Именно они станут основой роста экономики в среднесрочной перспективе.
Какие, например?
Мы начинаем работать в новых для себя, но потенциально сильных отраслях. Например, производстве фармацевтических товаров. Кроме того, планируем реализацию новых проектов в туризме, нефтепереработке, производстве строительных материалов, сельском хозяйстве, деревообработке. Или вот, например, легкая промышленность. Понятно, что этот производственный кластер не такой большой по сравнению с кластером тяжелой промышленности, но у нас есть определенные базы и успешно работающие предприятия. Это и «Александрия», и «Лайка», и «Клеопатра-стиль» и другие. Наша задача - поддержать предприятия, дать им возможность развиваться, выходить на новые уровни производства и рынки сбыта. Мы понимаем, что если этим заниматься, то можем занять определённую нишу.
А есть ли смысл в легкой промышленности конкурировать с Китаем, с учетом того, что наша продукция будет изначально менее конкурентоспособна?
Безусловно, есть. Но менеджмент предприятия в первую очередь должен задуматься: кто его клиент, на каком продукте сфокусироваться? Если это рубашка, то какая, почему клиент должен выбрать именно этот продукт. Важно сегментировать рынок: выбрать или премиум класс, или современные технологичные материалы, или специальная одежда и т. д. Нужно глубоко исследовать рынок, найти свою нишу, определить конкурентные преимущества соответствующим образом наладить производство.
Вы сегодня уже можете обозначить ключевые направления, главные задачи, которые вы собираетесь решать на новом посту?
Их очень много. Здесь смотря какой блок мы рассматриваем.
Допустим, промышленность...
В первую очередь одна из главных задач сегодня — поддерживать системообразующие предприятия. Какие-то из них более, а какие-то менее успешны. У нас принята программа по развитию промышленности, разрабатываются определенные меры по поддержке промпредприятий. Это и субсидирование процентных ставок, и поддержка технического перевооружения, и модернизация основных фондов. В тоже время это может быть и методологическая поддержка, например, привлечение лучших экспертов отрасли в регион. Механизмов и инструментов много. Но главное сейчас – это поддержать предприятия в сегодняшнее турбулентное время, совместно с бизнесом обеспечить запас прочности и сделать определенные шаги для улучшения работы в перспективе.
Вторая тема - это открытие новых производств. Мы будем анализировать всю «цепочку стоимости» чтобы понимать, где и что именно необходимо запустить. Безусловно, мы должны сфокусироваться на традиционно развитых в крае отраслях: это деревообработка, легкая промышленность, химическая промышленность, машиностроение.
Главная задача сегодня — это обеспечить жителей карая качественным товаром по оптимальной стоимости. Проанализировав структуру ввоза и вывоза продукции, мы видим, что в большом объеме то, что сейчас импортируется, мы можем производить здесь, у себя. Мы видим целые отрасли, которые может наполнить и заказами, и спросом. Например, все то же производство медицинских компонентов. А сейчас все это мы завозим. Так что задач, как видите, совсем не мало. И мы будем их решать не раз в год, в рамках очередного инвестиционного форума, а на ежедневной основе.