Андрей Гладилин: «Задача лицея в Усть-Лабинске — двигать науку в России»
Первый университетский лицей им. Н.И. Лобачевского открыли в Усть-Лабинске в апреле 2022 года. Он создан при поддержке фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».
— Расскажите, пожалуйста, историю учреждения. Как появился проект, к каким результатам пришел в 2022 году?
— Лицей — это большой и очень продуманный продукт, идею которого его основатель Олег Дерипаска долго вынашивал, прежде чем приступить к реализации. Первые мысли о проекте появились в 2006-2007 годах, тогда же начала зарождаться концепция.
Строительство самого здания лицея началось в 2017 году. В 2022 году лицей ввели в эксплуатацию. Но саму образовательную концепцию мы начали обкатывать заранее, на базе усть-лабинской школы №2.
Первый набор детей был проведен в 2018 году. На базе лагеря «Тополек» провели первую естественно-научную смену, а затем самые успешные ее участники получили приглашения на поступление в лицей. Это были дети Усть-Лабинского района. Так мы набирали лицеистов еще 3 года подряд. Сейчас у нас обучаются 7 - 9 классы.
— Что включает в себя здание лицея? Сколько инвестиций понадобилось для его возведения?
— Это ансамбль из трех зданий — учебного корпуса, кампуса и физкультурно-оздоровительного комплекса, которые соединены теплыми переходами. Их общая площадь составляет около 28 тыс. кв. метров. Территория лицея с парковой зоной занимает 4,5 га. Все это стоило колоссальных денег – порядка 3 млрд рублей.
— На каких условиях идет обучение? Будут ли использоваться бюджетные средства, какие-то гранты? Рассчитывали ли вы, во сколько обойдется обучение одного ученика за год?
— Для детей обучение бесплатное. Год учебы одного ученика обходится как в московских частных школах — 1-2 млн рублей. Ежегодное финансирование составит порядка 650 млн рублей. Мы хотим участвовать в федеральных программах, работаем над тем, чтобы привлечь софинансирование. Но стандартные суммы, которые идут от государства в обычные среднеобразовательные школы, составляют около 26-28 тыс. рублей на ученика за год. Конечно, это несопоставимые по масштабу вещи.
— В СМИ университетский лицей сравнивают с «Сириусом». Корректно ли подобное сравнение с точки зрения образовательной программы?
— Не совсем. «Сириус» — это все-таки лагерь, что подразумевает краткосрочные смены. А мы школа полного цикла.
Что касается образовательной программы, то мы хотели бы работать с мотивированными детьми. В школах, к сожалению, этот момент проседает. Обучение должно быть интересно в первую очередь лицеисту, а не его родителю или учителю. Мы дадим возможности ребенку получить те знания, которые он захочет взять. Но это должен быть его выбор.
Наша основная цель — вырастить будущую технологическую элиту России. В частности, мы надеемся, что наши ученики станут учеными, которые будут двигать российскую науку. Это значит, что оценка эффективности работы лицея будет немного отложена - только лет через 14 мы поймем, останется ли человек в науке.
Сопровождение наших выпускников на всех этапах — одна из целей, которые мы перед собой ставим. В перспективе мы планируем работать с детьми не с седьмого класса, а с четвертого. Сейчас обкатываем эту программу в Усть-Лабинске, уже организованы математические кружки для детей с четвертого по шестой классы. Мы знаем, кто из этих детей мотивирован, и будем их сопровождать от школьной скамьи до защиты кандидатской диссертации.
Мы плотно сотрудничаем с МГУ имени М.В. Ломоносова. Наши дети будут выполнять проекты в связке с университетскими лабораториями, поэтому еще будучи школьниками начнут понимать, что такое научная деятельность.
— В апреле 2022 года стартовал новый набор в лицей. По каким критериям отбираются кандидаты? И насколько велик оказался конкурс?
— Набор школьников в 7 и 10 классы лицея проходит в 2 этапа. Ребята должны зарегистрироваться на сайте, после чего приглашаются на очный экзамен. Поступающие в десятый класс писали три предмета — русский язык, математику и предмет по профилю, который они выбрали. Сейчас на выбор предлагается три профиля — физико-математический, IT и биохимия. По итогам экзаменов составляется рейтинговый список по сумме баллов, и кандидаты из топа рейтинга приглашаются в летнюю школу на базе лицея, которая состоится в июле.
Первый этап проходил в шести городах России — Братске, Шелехове, Красноярске, Нижнем Новгороде, Рязани и Усть-Лабинске. Заявки подали 1,5 тыс. детей, то есть примерно 15 человек на место.
— Как отбирается педагогический состав лицея? Легко ли привлекать хороших педагогов в небольшой город?
— Это самое сложное в образовательном процессе. Костяк у нас есть, но в следующем году мы вырастем в два раза, соответственно, преподавательский состав тоже должен вырасти вдвое. Сейчас в основной состав входят выпускники и преподаватели МГУ, таких людей мы и ищем. Уже есть достаточно большое количество кандидатов, которых мы приглашаем летом посмотреть на город, лицей и попробовать свои силы в летней школе.
— В образовательной программе также заявлена тесная работа с реальным сектором экономики. Как она будет организована, и что она будет в себя включать?
— В программах есть такое понятие, как проектная деятельность, которой лицеисты занимаются в 9 и 10 классах. Мы хотим, чтобы каждый проект становился мини-исследованием. В первую очередь, лицеисты будут сотрудничать с лабораториями МГУ и выполнять научные работы. По мере того, как мы будем расти, лицей будет расширять программу взаимодействия с предприятиями и проводить исследования, решая реальные задачи бизнеса.
— Каким вы видите будущее лицея?
— В первую очередь, мы видим себя как инновационный образовательный центр и кузницу кадров для Московского госуниверситета. Мы также заинтересованы в том, чтобы ребята, получившие хорошее фундаментальное образование в лучшем вузе страны, возвращались обратно на территорию района и занимались её развитием. Те, кто не останется в науке, наверняка смогут занять достойное место на предприятиях.
Если говорить про Усть-Лабинский район, то основную составляющую в экономике муниципалитета сейчас занимает сельскохозяйственная деятельность. Поэтому очевидно, что лицей должен дать толчок для развития здесь биотехнологического кластера.